Бичурин Никита Яковлевич

Содержание

Слайд 2

Ученый чувашского народа

Никита Яковлевич Бичурин - основоположник российского востоковедения, которое, благодаря

Ученый чувашского народа Никита Яковлевич Бичурин - основоположник российского востоковедения, которое, благодаря
его замечательным трудам, в первой половине XIX в. заняло ведущее положение в мировой ориенталистике, выдающийся ученый мирового ранга, является национальной гордостью нашего народа.

Слайд 3


Деревня Типнеры.
Памятный камень в честь выдающегося синолога с мировым именем,

Деревня Типнеры. Памятный камень в честь выдающегося синолога с мировым именем, уроженца
уроженца деревни Успенское Акулево (ныне – Типнеры) Н.Я. Бичурина.

Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа 1777 г. в селе Акулево Чебоксарского уезда Казанской губернии.
В 1764 году был посвящен в сан священника и переведен в Успенскую церковь села Акулево Цивильского (с 1781 г. – Чебоксарского) уезда.
В этой же церкви с 1770 г. по 1779 г. служил дьяконом отец Никиты - Яков Данилов, с 1780–1788 гг. - дьячком его дядя Иван Данилов.

Детские годы

Слайд 4

Казанская духовная академия

            В возрасте 7 лет Никита Бичурин поступил в класс

Казанская духовная академия В возрасте 7 лет Никита Бичурин поступил в класс
нотного пения Свияжской новокрещенской школы, откуда в 1786 (или в 1787 г.) был переведен в Казанскую духовную семинарию. Н. Бичурин все годы учебы был в числе лучших и одаренных учеников, поражал учителей своими превосходными способностями, по окончании обучения был назначен учителем грамматики, а затем стал учителем высшего красноречия.
18 июля 1800 г. - пострижен в монашество под именем Иакинф.
Казанская духовная академия, где начался жизненный путь Н.Я. Бичурина.

Слайд 5

Ректор Иркутской семинарии
В 1802 году Никита Бичурин стал архимандритом и чуть позже

Ректор Иркутской семинарии В 1802 году Никита Бичурин стал архимандритом и чуть
ректором Иркутской семинарии.

  Иркутск. Церковь Воздвижения Креста Господня.

  Иркутский Вознесенский
мужской монастырь

Слайд 6


         
Идеи равноправия народов, необходимости широкого развития образования в России, в том числе

Идеи равноправия народов, необходимости широкого развития образования в России, в том числе
среди народов Поволжья и Сибири, вдумчивого познания истории и культуры народов проникли в сознание Н.Я. Бичурина в годы пребывания в Казанской духовной семинарии и академии

Слайд 7

Бичурин в Китае

Весной 1807 г. отец Иакинф- Н.Я. Бичурин был назначен на

Бичурин в Китае Весной 1807 г. отец Иакинф- Н.Я. Бичурин был назначен
должность начальника девятой духовной миссии в Китай и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине.
18 июля 1807 г. Иакинф и члены миссии выехали из Иркутска в Пекин. С первых же дней пути Бичурин вел подробный дневник о встречах и беседах с жителями Монголии и Китая, об их быте, хозяйстве и обычаях.

Слайд 8

Бичурин в Пекине

            После прибытия в Пекин Бичурин стал осваивать разговорный и

Бичурин в Пекине После прибытия в Пекин Бичурин стал осваивать разговорный и
письменный китайский язык.
Изучал материалы по истории, географии, этнографии, медицине и другим областям знаний народов Китая, Маньчжурии, Монголии, Туркестана и др.
Перевел "Четверокнижие" ("Сышу") – классический учебник на второй ступени обучения в китайской школе.

Слайд 9

 За время пребывания в Китае

.

 За время пребывания в Китае ученый-монах

За время пребывания в Китае . За время пребывания в Китае ученый-монах
приобрел множество уникальных книг на китайском и маньчжурском языках, собрал богатую коллекцию по этнографии Китая и Монголии.
Ящики с книгами, рукописями и другими предметами огромной научной ценности весили около 400 пудов, и ими было навьючено 15 верблюдов.

Пекинский православный
монастырь и посольский двор.

Слайд 10

В начале 1822 г. Н. Бичурин прибыл в Петербург. Его обвинили в

В начале 1822 г. Н. Бичурин прибыл в Петербург. Его обвинили в
злоупотреблениях.
4 сентября 1823 г. решением Синода он был отправлен в монастырскую тюрьму на острове Валаам, расположенном на Ладожском озере.
Бичурина лишили сана архимандрита и священнического сана, но не исключили из духовного ведомства и оставили в монашеском звании.

Возвращение на родину. Ссылка .

Слайд 11

1 ноября 1826 г. Н. Бичурин возвращен из монастырского заточения на Валааме

1 ноября 1826 г. Н. Бичурин возвращен из монастырского заточения на Валааме
и поступает на службу в Азиатский департамент МИД, где занимался переводами, а на жительство он был определен в Александро-Невскую лавру. Им было выпущено в свет 10 книг, опубликовано множество статей почти в двадцати периодических изданиях

Работа в МИДе.

Иакинф Бичурин.
Акварельный портрет, исполненный для литографии, изображающей Азиатский департамент Министерства иностранных дел России.

Слайд 12

Бичурин и литература

Зимой 1830 г. с целью ознакомления с ходом русско-китайской торговли

Бичурин и литература Зимой 1830 г. с целью ознакомления с ходом русско-китайской
и обучения китайскому языку членов XI Духовной миссии Бичурин направляется на 18 месяцев в Кяхту, откуда регулярно посылает путевые очерки и литературные зарисовки о природе Байкала в “Литературную газету” и “Московский телеграф”. В Забайкалье он неоднократно встречался с декабристами.

Слайд 13

  Бичурин и Чувашия 

В 1835–1837 гг. Бичурин вновь выезжает в Сибирь,

Бичурин и Чувашия В 1835–1837 гг. Бичурин вновь выезжает в Сибирь, где
где встречается с братьями Н. А. и М. А. Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими декабристами.
В Кяхте он открывает первую в России школу китайского языка, преподает в ней и создает первый учебник китайского языка.

Слайд 14

А.С.Пушкин и Н.Я. Бичурин

А.С.Пушкин познакомился с ним в Петербурге в конце 1820

А.С.Пушкин и Н.Я. Бичурин А.С.Пушкин познакомился с ним в Петербурге в конце
годов. В библиотеке поэта сохранились книги с дарственными надписями Бичурина, в частности «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» (СПб, 1828), «Сань-Цзы-Цзин, или Троесловие с литографированным китайским текстом» (СПб, 1829).

По отзыву А. С. Пушкина, “глубокие познания” китаиста “разлили… яркий свет на сношения наши с Востоком”.

Слайд 15

Память о Бичурине

Никита Яковлевич Бичурин скончался 11 (23) мая 1853 г. и

Память о Бичурине Никита Яковлевич Бичурин скончался 11 (23) мая 1853 г.
похоронен в Александро-Невской Лавре. Его последним крупным сочинением, вышедшим за два года до кончины, было “Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена” (1851), переизданное через сто лет. Эта книга является настольной для каждого археолога, этнолога и историка Сибири в течение более полутора веков.

Могила Бичурина
в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге

Слайд 16

Образ Н. Бичурина в произведениях живописи и скульптуры

Ввысь устремлен его взор

Образ Н. Бичурина в произведениях живописи и скульптуры Ввысь устремлен его взор
– где есть Царство Небесное, перста его простерты на восток – туда, где находится страна Поднебесная, его Китай.

Памятник Н.Я. Бичурину.
Скульптор Л.Я. Тихонов.

Слайд 17

Работы мастеров

Отец Иакинф.
Скульптор
П. С. Пупин 1995 г. бронза. Высота – 41 см.

Портрет

Работы мастеров Отец Иакинф. Скульптор П. С. Пупин 1995 г. бронза. Высота
Бичурина. Скульптор Ф. И. Мадуров
2002 г. гипс. 45х35.

Слайд 18

Таким представляется автору-составителю буклета «Труженик ревностный – опередивший время» фрагмент будущего природно-пейзажного

Таким представляется автору-составителю буклета «Труженик ревностный – опередивший время» фрагмент будущего природно-пейзажного
парка имени Н.Я. Бичурина на живописной лужайке в с. Бичурино.
Здесь когда-то стояла церковь, рядом находилась школа, где учился юный Никита. Школа вновь была открыта И.Я. Яковлевым, здесь учился и работал классик чувашской литературы М.Ф. Федоров, автор баллады «Арсури». Из этой школы вышли пять докторов наук.

На этом месте похоронены дед и мать Н.Я. Бичурина.

Памятные места

Имя файла: Бичурин-Никита-Яковлевич.pptx
Количество просмотров: 853
Количество скачиваний: 26