Человек и природа в славянской мифологии

Содержание

Слайд 2

Цель проекта:

Изучение культуры своих предков через мифы древних славян

Цель проекта: Изучение культуры своих предков через мифы древних славян

Слайд 3

Задачи проекта:

Изучить литературу о славянской мифологии.
Познакомиться с сохранившимися славянскими мифами.
Определить взаимоотношения мира

Задачи проекта: Изучить литературу о славянской мифологии. Познакомиться с сохранившимися славянскими мифами.
людей и мира природы, нашедшие своё отражение в мифологии древних славян.

Слайд 4

Понятие мифологии

Мифология — это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов

Понятие мифологии Мифология — это одна первых форм сознания, которое выражало отношение
к миру. Миф (от древнегреческого — mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология — это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.

Слайд 5

Понятие язычества

Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов. Чаще

Понятие язычества Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов.
всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).

Слайд 6

Главная тема славянских мифов

Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку для древнего

Главная тема славянских мифов Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку для
человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты — солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.

Слайд 7

Велес

Велес – покровитель охотников, ещё он бережёт скот. Оттого и звали

Велес Велес – покровитель охотников, ещё он бережёт скот. Оттого и звали
его иногда и Скотьим Богом.

Слайд 8

Велес

В дань ему каждую осень на полях оставляют несколько колосков – несжатую

Велес В дань ему каждую осень на полях оставляют несколько колосков –
полоску ржи. «Велесу на бородку», - говорят пахари.

Слайд 9

Велесовы дни

В древности на Руси праздники накануне Нового года посвящались Велесу. Люди

Велесовы дни В древности на Руси праздники накануне Нового года посвящались Велесу.
молили об урожае, гадали о будущем, заклинали скот от мора, нечистой силы и хищников. И назывались эти недели «велесовы дни».

Слайд 10

Велесовы дни

Тогда брал хозяин топор, надевал шубу вверх мехом, подражая мохнатому богу

Велесовы дни Тогда брал хозяин топор, надевал шубу вверх мехом, подражая мохнатому
Велесу, и шёл оберегать своё богатство, призывая на помощь всемогущего и всеведающего «скотьего бога»

Слайд 11

Макошь

Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля и

Макошь Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля
есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.

Слайд 12

Лада

С Макошью связана и сестра её – Лада, богиня любви и покровительница

Лада С Макошью связана и сестра её – Лада, богиня любви и
брака. В её власти заставить рожать вспаханное поле. Она же научила людей пахать. И стали с тех пор люди с нетерпением ждать весны.

Слайд 13

Лада

При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают ещё

Лада При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают
и в неделю Троицына дня, когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом.
А сильна-дробна пчела
На полёт вылетела,
Ай, дидо, ой, ладо!
На полёт вылетела,
На лугах садилася,
Разные цветы-травы рвала,
Она себе венок вила
На свою головушку,
На свою весёлую,
Ай, дидо, ой, ладо!

Слайд 14

Ярило

Ярило – бог солнца, а ещё божество плодородия. Едет он от села

Ярило Ярило – бог солнца, а ещё божество плодородия. Едет он от
к селу. Конь под ним белый с увитой цветами гривой. В одной руке у Ярилы сноп спелых колосьев, в другой – рог с веселящим пивом. Русые кудри украшает венок васильковый.

Слайд 15

Ярило

Праздник, посвящённый Яриле, называется Ярилки. Люди встречают щедрого бога радостными песнями:
- Расходился

Ярило Праздник, посвящённый Яриле, называется Ярилки. Люди встречают щедрого бога радостными песнями:
Ярило
По всему свету,
Полю жито народил,
Людям детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною.
А куда он взглянет,
Там колос зацветает.

Слайд 16

Ярило

Всю ночь длятся игрища вокруг костров горящих на холме. А самый красивый

Ярило Всю ночь длятся игрища вокруг костров горящих на холме. А самый
юноша в колпаке, украшенном бубенцами, цветами и лентами водит хороводы, раздаёт угощения, затевает игры.

Слайд 17

Перун

Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос рожь

Перун Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос
и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.

Слайд 18

Купало

Вот тогда и появляется Купало, божество земных плодов, лесных трав и цветов.

Купало Вот тогда и появляется Купало, божество земных плодов, лесных трав и
Неслышными шагами проходит он по земле, и благоухает на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами.

Слайд 19

Купало

Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через огонь,

Купало Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через
а девицы с венками на головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало:
Купало, Купало!
Где ты зимовало?
«Летовало во лесе,
Зимовало в велесе!»

Слайд 20

Купало

В чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут между собой

Купало В чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут между
тихие, шелестящие беседы. Толкуют о чём-то своём травы. Лопочут звери. И все друг друга понимают.

Слайд 21

Выводы:

1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника: цикл

Выводы: 1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника:
сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д.
2. Объектом поклонения становились силы природы — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая.
3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой.
4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).

Слайд 22

Литература

1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо,

Литература 1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.:
2007.
2. Перевезенцев С.В.Славянская мифология. –Http://www.portal-slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID=35236.
3. Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза, 2008.
4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text.
Имя файла: Человек-и-природа-в-славянской-мифологии.pptx
Количество просмотров: 336
Количество скачиваний: 0