Чувство прекрасного

Слайд 2

Человек XV столетия мог бы высказать свой восторг от произведений искусства лишь

Человек XV столетия мог бы высказать свой восторг от произведений искусства лишь
такими словами, наличие которых следовало бы предположить разве что у восхищенного буржуа. Даже само понятие художественно-прекрасного пока что отсутствовало.

И если красота искусства пронзала душу, если она повергала в трепет, ощущение это непосредственно обращалось в чувство божественной наполненности или радости жизни.

Слайд 3

У Дионисия Картузианца есть трактат De venustate mundi et pulchritudine Dei [О приятности мира

У Дионисия Картузианца есть трактат De venustate mundi et pulchritudine Dei [О
и красоте Божией].
Уже самим заглавием истинная красота соотносится только с Богом; мирское может быть всего-навсего venustus, миловидным, приятным.

Слайд 4

Нет ничего удивительного в том, что наличие столь рассудочного понятия прекрасного приводит

Нет ничего удивительного в том, что наличие столь рассудочного понятия прекрасного приводит
к невозможности оставаться в пределах земной красоты; Дионисий, как только он хочет обрисовать прекрасное, тут же переходит к незримому: к красоте ангелов и эмпирея.

Слайд 5

Однажды Дионисий вошел в церковь св. Иоанна в Хертогенбосе как раз в

Однажды Дионисий вошел в церковь св. Иоанна в Хертогенбосе как раз в
то время, когда там звучал орган; сладостная мелодия тотчас же заставила его отрешиться от самого себя, и с тающим сердцем он замер в долгом экстазе. Ощущение прекрасного стало непосредственно религиозным переживанием.

О наличии экстатического элемента в наслаждении музыкой, разумеется, было хорошо известно. "Власть гармонии, – говорит Пьер д’Айи, – столь сильно притягивает к себе человеческую душу, что она не только воспаряет над всяческими страданиями, но и отторгается от себя самой".

Слайд 6

Если мы попытаемся вникнуть в то, что собой представляло в те времена

Если мы попытаемся вникнуть в то, что собой представляло в те времена
чувство прекрасного: не в определениях понятия прекрасного, не в высказываниях по поводу переживаний, связанных с живописью или музыкой, но в случайных выражениях радостного восхищения красотой, – мы обнаружим, что выражения эти почти всегда передавали ощущение сияния или естественного движения.
Имя файла: Чувство-прекрасного.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0