Слайд 2Рис. 1. Ценностные основания специфики цивилизационных моделей капитализма
Слайд 3Рис. 2. Постпереходной капитализм. Центральная и Восточная Европа
Страны Центральной и Восточной Европы:
модели зависимого капиталистического недоразвития
- Рыночный капитализм – страны Прибалтики
Регулируемый капитализм – Словакия
Смешанный координируемый капитализм Польша, Венгрия …
Слайд 4Рис. 2. Постпереходной капитализм. Страны СНГ
Авторитарный регулируемый капитализм государств Средней Азии и
Закавказья
Авторитарный государственный капитализм (Белоруссия)
От грабительского к авторитарному рыночному капитализму (Грузия)
Гибридный государственно-рыночный капитализм (Россия)
Слайд 5Рис. 4. Ценностные основания специфики моделей постпереходного капитализма
Слайд 6Рис. 5. Истоки специфики хозяйственные ценностей православия
Решающая роль государства в истории
становления и развития религии (Византия, Святейший Синод – в России).
Слои населения, связанные хозяйством лишены влияния на развитие церковной традиции.
Разрыв между повседневной хозяйственной жизнью и религиозными чувствами верующих.
Слайд 7Рис. 6. Хозяйственные ценности православия
Приоритет духовного над мирским, материальным;
Мирская деятельность
оценивается по ее духовному содержанию;
Значимость труда обусловливается не его практической, внешней, утилитарной стороной, а внутренней мотивацией;
С формы (конкретной профессии, мастерства, качества труда, орудий, технологий, внешнего оформления результата) акцент смещается на моральные, духовные побуждения. Отсюда пренебрежение к качественной стороне результатов трудовой деятельности;
Общеобязательность и универсальность труда, как добродетели, ведет к тому, что больше ценится универсал, дилетант, "мастер на все руки"..
Слайд 8Рис. 7. Хозяйственные ценности православия
Осуждается, как корыстолюбие, получение за труд его действительной
цены. Выполнение части труда бесплатно - проявление ценностных ориентаций на бескорыстие. Занижение платы за труд предполагает наличие духовной, моральной награды, получаемой бескорыстным тружеником;
Блага, комфортная и благоустроенная жизни ничего не значат в сравнении с духовным самосовершенствованием;
Осуждаются стремление к богатству, предприимчивость;
Соборность - качество духовной жизни, которая определяет отношения единения человека с обществом, единение общества как духовного целого.
Слайд 9Рис. 8. Хозяйственные ценности православия
Из-за отсутствия православной хозяйственной этики ежедневные хозяйственные дела
мирян регулируются традиционными нерелигиозными ценностями.
Слайд 10Рис. 9. Социальная направленность ценностной системы
Культура вины.
Противоречивое объединение традиционной эгалитарно-коллективистской и
сформированной в процессе индустриализации и развития советского общества, индивидуалистско-конкурентной ценностных ориентаций социальных отношений.
Слайд 11Рис. 10. Амбивалентность базовых идеологических институтов
Объединение на уровне идеологических институтов, принятых
раньше в обществе и сформированных в процессе реформ институтов индивидуализма и коллективизма, стратификации и эгалитаризма, индивидуальной свободы и социального порядка.
Источник – традиционное для России навязывание верхами модернизационных реформ
Слайд 12Рис. 11. Амбивалентность базовых политических институтов
Административное государственное устройство/при формальной федерации;
приоритет
назначений перед выборами;
при многопартийности доминирует одна партия;
приоритет единогласия перед демократическим большинством, иерархии во главе с центром перед самоуправлением и субсидиарностью;
обращения по инстанциям соседствуют с институтом судебных исков
непосредственное влияние власти на судебные решения, "телефонное право".
Слайд 13Рис. 12. Базовые правовые институты
Возврат от социалистической к романо-германской правовой системе, ее
германской ветви.
Слайд 14Рис. 13. Базовые экономические институты
Частная собственность, при сохранении за государством значительной доли
собственности в стратегических отраслях экономики
Служебный труд на госпредприятиях объединяется с расширением наемных форм трудовой деятельности в сфере частного капитала
Слайд 15Рис. 13. Базовые экономические институты
Координация хозяйственной деятельности со стороны правительства уступает место
конкуренции, но государство сохраняет за собой значительные рычаги влияния на экономику;
Редистрибуция, перераспределение экономических благ со стороны государства постепенно уступает место обменным формам их распределения
Прибыль занимает место ведущего критерия хозяйствования.
Слайд 16Рис. 15. Ключевые элементы институциональных блоков
Слаборазвитые финансовые системы основываются на приоритетной роли
банков
Корпоративное управление отражает процесс концентрации собственности при совмещении функций владения и управления
Либерализация рынков труда соседствует с вынужденным сохранением за предприятиями части социальных функций
Слайд 17Рис. 16. Ценностные основания латиноамериканского капитализма
Слайд 18Рис. 17. Ценностные основания хозяйствования
Католицизм, традиционные верования
Культура вины
Преимущество эгалитарно-коллективистских ценностей, в
процессе модернизации сочетается с ростом влияния индивидуалистско-конкурентной ориентации.
Слайд 19Рис. 18. Базовые идеологические институты
Объединение индивидуализма и коллективизма;
приоритет эгалитаризма;
противоречивое единство индивидуальной свободы
и социального порядка.
Слайд 20Рис. 19. Государственное правление
Унитарная форма правления, опирается на традиционную авторитарную ментальность,
пренебрежение к законам и демократическим ценностям.
Каудилизм - признание и поддержка обществом сильной единоличной власти харизматической личности, которой доверяется право принятия наиболее важных решений и контроль над аппаратом подавления (военные).
Слайд 21Рис. 20 Базовые политические институты
Административнное государственное устройство;
многопартийность;
выборы с допустимостью абсолютного доминирования
одной партии;
единогласие/демократическое большинство;
иерархия во главе с центром/ самоуправление и субсидиарность;
обращения по инстанциям/судебные иски.
Слайд 22Рис. 21. Базовые правовые институты
латиноамериканский вариант романо-германской системы, с существенным заимствованием элементов
публичного права США.
Слайд 23Рис. 22. Экономическая система
"Новый меркантилизм" – тип экономической политики государства, которое опирается
на бюрократизацию, пренебрежение законом, предполагает перераспределение национального богатства более важным, чем его производство, инструментами перераспределения являются предоставления монопольных привилегий или благоприятного режима узкому кругу элиты, зависимой от государства и от которой, в свою очередь, зависит само государство.
Слайд 24Рис. 23. Базовые экономические институты
Приоритет частной собственности;
соединение служебного и наемного труда;
формально конкурентные
отношения подрываются широким распространением коррупции и клиентизма;
обмен лишь в незначительной мере дополняется отношениями редистрибуции в социальной сфере;
прибыль - критерий эффективности.
Слайд 25Рис. 24. Социальные ориентации мезокорпоративного капитализма
Слайд 26Рис. 25. Религиозные истоки мезокорпоративного капитализма
Конфуциантство – религия ученых слоев населения,
бюрократической верхушки.
Необходимость следования естественному ходу вещей роднит конфуциантство с даосизмом. Однако приверженцам даосизма характерны смирение, скромность, минимизация деятельности.
Пассивная позиция приверженца Дао отличает его от активного, деятельного расположения духа конфуцианца.
Значительное распространение такие религии, как ламаизм, синтоизм, ислам, буддизм.
Слайд 27Рис. 26. Конфуцианские истоки мезокорпоративного капитализма
Необходимость соблюдения обязанностей, вытекающих из места человека
в обществе.
Любовь, добро, жертвы рассматриваются с утилитарных позиций. Они полезны, поскольку за ними следует награда.
«Благовейное" отношение к делу, бережливость. Осуждается расточительство и безделье.
Требования следования ритуалу сковывают хозяйственную активность конфуцианца. Нет понятия свобода.
Семейный характер предприятий, управляемых на основе ритуала препятствовал развитию капитализма.
Отрицательное отношение к специализации, к экономической деятельности, нацеленной на прибыль.
Конфуцианец - книгочей, "человек писания".
Слайд 28Рис. 27. Культурные основания мезокорпоративного капитализма
Культура стыда – комплекс социально-этических установлений,
согласно которым отношения человека с другими людьми осознано или неосознанно регулируются положениями о месте, роли и обязанностях человека в окружающей социальной среде, ответственность перед другими, усваиваемыми на некритическом уровне в процессе социализации.
Идеациональная культурная ментальность
Приоритет группово-кооперативной социальной направленности ценностной системы.
Слайд 29Рис. 28. Базовые идеологические институты
Коллективизм
Эгалитаризм
Социальный порядок.
Слайд 30Рис. 29. Базовые политические институты
Принцип консенсусного принятия решений
Принцип власти типа противовесов.
Административное
государственное устройство;
Выборы/Назначения;
Одно-/Многопартийность;
Единогласие/Демократическое большинство;
Иерархия/Самоуправление и субсидиарность.
Слайд 31Рис. 30. Правовые институты
Институт договорного взаимного согласования спорных вопросов.
Наряду с обычайным правом
действуют элементы романо-германского и общего права.
Приоритет отдается неформальным правилам, а не формальным, правовым нормам.
Слайд 32Рис. 31. Базовые экономические институты
Частная собственность/госкорпорации
наемный труд/служебный труд (система пожизненного найма)
координация
в рамках кейрецу и на уровне MEDI/конкуренция
редистрибуция в рамках кейрецу и семейных фирм/обмен в отношениях с внешними агентами
пропорциональность в кейрецу/ прибыль как критерия эффективности.
Слайд 33Рис. 32 Разновидности мезокорпоративного капитализма
Слайд 34Рис. 33. МК. Институциональные блоки бизнес-систем
Слайд 35Рис. 34. МК. Институциональные блоки финансовых систем
Слайд 36Рис. 35. МК. Институциональные блоки производственных отношений
Слайд 37Рис. 36. Социальные ориентации исламской модели
Слайд 38Рис. 37. Ислам
Ислам - религия, связанных с военной службой чиновников. Нет
потребности в рациональном осмыслении мира. Регламентация поведения принимает прямые формы.
Свобода и ответственность человека через выбор между следованием наставлениям Корана или нарушением заповедей.
Нет места для индивида как ценности.
Слайд 39Рис. 38. Хозяйственные ценности ислама
Богатство - сфера "нечистого". Условие приобретения -
очищение в форме милостыни в пользу бедных – Закят - вершина добродетели.
Неравенство, богатство и бедность - естественное состояние, установленное самим Аллахом. Они стимулируют индивида к максимальной самоотдаче на благо общества.
Труд - единственный способ обретения собственности.
Священно право работника на вознаграждение.
Слайд 40Рис. 38. Хозяйственные ценности ислама
Ограничивается концентрация богатства в руках отдельных социальных групп.
Признается
законной торговая прибыль.
Сурово осуждается ростовщичество.
Поощряется предприимчивость, решительность, благоразумие, опора на собственные силы.
Ислам сковал экономическое развитие полной регламентацией личной и общественной жизни, нивелированием личности как субъекта социального процесса.
Слайд 41Рис. 40. Социальная направленность ценностной системы имеет.
Ярко выраженный эгалитарно- коллективистский характер
Слайд 42Рис. 41. Базовые идеологические институты
Столкновение индивидуализма и коллективизма;
Сохраняет значение эгалитаризм;
Социальный порядок.
Слайд 43Рис. 42. Базовые политические институты
Авторитарные формы организации общественной власти
Административное государственное устройство
Назначения
Однопартийность
Единогласие
Иерархия
во главе с центром
Обращения по инстанциям объединяются с судебными исками в деловой практике.
Слайд 44Рис. 43. Базовые правовые институты
Шариат – комплекс юридических норм, праведной жизни.
Включает:
Акид -теология или принципы веры
Фикх - собственно право.
Источники мусульманского права:
Коран;
Сунна - традиции, заложенные Мухамедом;
Иджима - единое соглашение общества (не обычай, а единство мыслей компетентных лиц);
Кияс – суждение по аналогии.
Слайд 45Рис. 44. Базовые экономические институты
Общественная собственность
Служебный труд
Координация
Редистрибутивные отношения объединяются с обменом
Пропорциональности отдается приортет перед прибылью.
Слайд 46Рис. 45. Серединная экономика
Серединная (исламсая ) экономика – исламская концепция организации
экономической системы, основанной на попытке объединения коллективистских принципов редистрибутивной экономики и рационализма рыночной экономической системы
Исламская банковская система – совокупность кредитно-финансовых организаций, действующих на основе принципов ислама, исключающих возможность взимагия процентов по кредитам.
Слайд 47Рис. 46. Принципы исламской экономики
Мушарака – коллективное ведение хозяйственной деятельности, предусматривающее
распределение между участниками и прибылей и убытков.
Ограничение на получение Рибы – вознаграждения за предоставление средств заемщику.
Закят – налог в пользу нуждающихся членов общины.
Вакф – имущество (которое сохраняется в процессе использования, не утрачивает ценность со временем) право на которое ограничено получением дохода.
Шариатские установления о наследовании и распоряжении собственностью, торговле, страховой и финансовой деятельности.
Слайд 48Рис. 36. Доминирующие социальные ориентации индийской культуры
Слайд 49Рис. 48. Культурные основания хозяйствования
Поликонфессиональность: индуизм, буддизм, ислам.
Культура стыда.
Индивидуалистская направленность ценностной
системы. Но она проявляется не в отношении к миру, который его окружает, а в направленности на внутренний, духовный мир.
Социальное окружение - данность, которая в повседневной жизни оказывается выше личных устремлений.
Слайд 50Рис. 49. Культурные ценности индуизма
Предназначение человека – познание Вселенной в себе
самом и себя во всем.
Судьба – вечное возвращение: новые рождения – это странствия души, вечный кругооборот.
Терпимость и плюрализм, скорее ассимиляция, чем отторжение.
Человек должен удовлетворяться только самым необходимым.
Слайд 51Рис. 49. Культурные ценности индуизма
Общество состоит из четырех варн:
1). брахманы
(духовные наставники);
2). кштарии – администраторы и воины;
3). вайшьи – крестьяне и торговцы;
4). шудры – рабочие и ремесленники.
Положение человека в этой жизни обусловлено его поступками в прошлом.
Подняться в следующей жизни на высший уровень социальной системы можно добросовестно исполняя свой долг в этой.
Человек должен трудиться бескорыстно. Именно это придает труду характер служения.
Слайд 52Рис. 50. Базовые идеологические институты
Индивидуализм;
эгалитаризм;
противотсояние индивидуальной свободы (на уровне духовной
культуры) и порядка (на уровне социальных отношений).
Слайд 53Рис. 51. Базовые политические институты
Федерция;
выборы;
многопартийность;
единогласие/демократическое большинство;
иерархия во главе с центром соседствует
с самоуправлением и субсидиарностью;
обращения по инстанциям объединяются с судебными исками.
Слайд 54Рис. 52. Правовая система
Полисистемное право, которое включает:
общее,
индуистское,
мусульманское право.
Индуистское право
распространяется на всех выходцев из Индии независимо от национальной принадлежности или местожительства.
Слайд 55Рис. 53. Базовые экономические институты
Частная (крупных корпораций и мелкого бизнеса) и
общественная (государственная) собственность;
служебный (на государственных предприятиях)/наемный (частный сектор) труд;
конкуренция/координация;
обмен/редистрибуция;
пропорциональность в распределении соцблаг государством/прибыль в частном секторе.