Дадаизм. Суть дадаизма

Содержание

Слайд 2

Задание:

Составить конспект по презентации. Отправить фотоотчет https://vk.com/nagumanikus

Задание: Составить конспект по презентации. Отправить фотоотчет https://vk.com/nagumanikus

Слайд 3

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой
войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер).
Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года.

Слайд 4

Суть дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов.

Суть дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов.
Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

Слайд 5

Первые деятели дадаизма: Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан

Первые деятели дадаизма: Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан
Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов).
Они все были брошены за границу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран. Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Слайд 6

Ханс Арп,
Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г.

Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г.

Слайд 7

Как утверждает историческая хроника, 5 февраля 1916 года в 6 часов вечера

Как утверждает историческая хроника, 5 февраля 1916 года в 6 часов вечера
дадаизм обнаружил себя рожденным в тихом маленьком Цюрихе на Шпигельгассе, 12.
Именно обнаружив себя рожденным, дадаизм создал свой манифест, который перевернул весь ход развития искусства XX века.

Слайд 8

Тео ван Дусбург.
Плакат с объявлением вечера дадаистов, 1923

Тео ван Дусбург. Плакат с объявлением вечера дадаистов, 1923

Слайд 9

Тео ван Дусбург.
Плакат с объявлением вечера дадаистов, 1922

Тео ван Дусбург. Плакат с объявлением вечера дадаистов, 1922

Слайд 10

В этот день и в этом месте собрались: Марсель Янко, Тристан Тцара

В этот день и в этом месте собрались: Марсель Янко, Тристан Тцара
[наст.имя – Сами Розеншток], Жорж Янко. По случайности здесь оказался и Ханс Арп [он же Жан].
Все они приехали в Швейцарию из разных уголков Европы, убегая от ужасающих последствий войны. Кружок «дадаистов» сформировался вокруг Хуго Балля, который «открыл» для дадаистов «Кабаре Вольтер». 

Слайд 11

Перформанс
в «Кабаре Вольтер»

Перформанс в «Кабаре Вольтер»

Слайд 12

Находится в Цюрихе на Шпигельгассе. Создано поэтом Хуго Баллем в 1916 году. На стенах висели произведения Пикассо, Модильяни, Маке, Маринетти и других.
*Интересный факт:
В 1916

Находится в Цюрихе на Шпигельгассе. Создано поэтом Хуго Баллем в 1916 году.
году Владимир Ильич Ленин частенько захаживал в «Кабаре Вольтер», и даже играл в шахматы с Тристаном Тцарой. Ленин и Крупская, приехав в Цюрих в начале 1916 г.

Слайд 13

«Кабаре Вольтер» в наше время

«Кабаре Вольтер» в наше время

Слайд 14

В манифесте к первому вечеру дадаистов говорилось: 
«Дада – новое направление в искусстве.

В манифесте к первому вечеру дадаистов говорилось: «Дада – новое направление в
Об этом говорит уже то, что до сих пор никто ничего о нем не знал, а завтра о нем заговорит весь Цюрих».
Так и случилось, что кабаре сразу же стало цюрихской сенсацией. И не зря: здесь устраивались вечера афроамериканской музыки вместе с оркестром балалаечников, читали Кандинского, и др.
Сидевшая за своими пивными кружками публика, первоначально ошарашенная этой разнотипной вакханалией, исступленно пускалась в «шум соучастия». Это и было искусством.

Слайд 15

Хуго Балль и фотоперевоплощения

Хуго Балль и фотоперевоплощения

Слайд 16

 Что такое "дада"?

Есть несколько предположений почему это направление получило такое название:
Версия №1. Первоначально

Что такое "дада"? Есть несколько предположений почему это направление получило такое название:
«дада» было придумано Тристаном Тцара как псевдоним певицы мадам Ле Рой, которая выступала в «Кабаре Вольтер». Версия №2. Ханс Арп писал, что слово «дада» было взято из немецко-французского словаря и обозначало игрушечную деревянную лошадку. Версия №3. На языке племени Кру оно означает «хвост священной коровы».

Слайд 17

Деревянная лошадка-качалка

Деревянная лошадка-качалка

Слайд 18

Версия №4. В манифесте «Дада» объясняется: «Дада символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности.

Версия №4. В манифесте «Дада» объясняется: «Дада символизирует примитивнейшее отношение к окружающей
Вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность» (Минифест дадаизма. Р. Хюльзенбек, Т. Тцара, и др., 1918). Версия №5. В некоторых областях Италии так называют мать, а в славянских языках – это двойное утверждение и, одновременно, детский лепет.

Слайд 19

Наконец, Тристан Тцара сказал:
«Дада ничего не обозначает, нечего терять время из-за

Наконец, Тристан Тцара сказал: «Дада ничего не обозначает, нечего терять время из-за
слова, которое не имеет смысла».

Слайд 20

Выставка Дадаистов

Выставка Дадаистов

Слайд 21

Истоки

Истоком этого направления была культура кабаретизма. Она становилась всё более популярной

Истоки Истоком этого направления была культура кабаретизма. Она становилась всё более популярной
в конце Первой мировой войны.
В кабаре собирались художники и маргиналы, музыканты и пропойцы, бродяги и поэты, актеры и проходимцы. Таким было и маленькое «Кабаре Вольтер», где лилось вино, и создавалось искусство.

Слайд 22

Однако ещё сорок лет назад (с конца 1870-х гг.) во Франции зародилось

Однако ещё сорок лет назад (с конца 1870-х гг.) во Франции зародилось
художественное течение фумизм. Один из его основателей, Эмиль Гудо, описывал суть фумизма как «искусство пускать дым в глаза» (от фр. fumée –дым).

Слайд 23

Афиша кабаре «Черный кот»

Фумисты собирались в артистическом кафе «Черный кот», чтобы

Афиша кабаре «Черный кот» Фумисты собирались в артистическом кафе «Черный кот», чтобы
выпить и немного поесть, декларировали свои стихи, устраивали хлёстские словесные поединки. Их абсурдные прокламации были основаны на игре слов.
Фумисты заявляли: «Искусства должны стать фумизмом, иначе их не станет!»

Слайд 24

Фасад и интерьер кабаре «Черный кот»

Фасад и интерьер кабаре «Черный кот»

Слайд 25

Основные идеи
Своим главным принципом дадаизм сделал иррационализм: «Дада трудится изо всех

Основные идеи Своим главным принципом дадаизм сделал иррационализм: «Дада трудится изо всех
сил и добросовестно распространяет повсюду идиотизм!».
Отказавшись от логики и разума, по мнению дадаистов, строгому рационализму вещного мира с его окровавленными телами на баррикадах войны дадаизм противопоставил всеобщий отказ от принятия мира. Задача дадаизма – тотальный нигилизм. 
«Нет! Нет! Нет!» – фраза, которая звучит рефреном в манифесте дадаизма Рауля Хюльзенбека.

Слайд 26

Дада для дадаистов это своеобразный дзен: «Дада – это ничто».
Лозунгом дадаизма был:

Дада для дадаистов это своеобразный дзен: «Дада – это ничто». Лозунгом дадаизма
«Да­да­ис­ты не пред­став­ля­ют со­бой ни­чего, ни­чего, ничего, не­сом­ненно, они не дос­тигнут ни­чего, ни­чего, ни­чего»

Слайд 27

Дада интернационален. Это вложено в само слово, которое охватывает множество национальных языков

Дада интернационален. Это вложено в само слово, которое охватывает множество национальных языков
и одновременно не означает ничего. Это было обусловлено и исторически: в состав кружка дадаистов вошли художники-эмигранты, исповедовавшие леворадикальные взгляды.

Слайд 28

Макс Эрнт «All the first clear world»

Макс Эрнт «All the first clear world»

Слайд 29

Характерные черты

Вообще-то дадаизм не имел единых формальных признаков, как другие стили. И

Характерные черты Вообще-то дадаизм не имел единых формальных признаков, как другие стили.
в этом смысле его не считают настоящим направлением в искусстве: «…то была гроза, разразившееся над искусством того времени, как война над народами» (Х. Рихтер. Дада: искусство и антиискусство).

Слайд 30

Сочетание механических и биологизированных элементов изображения очень характеризует дада. Посмотрите на работы

Сочетание механических и биологизированных элементов изображения очень характеризует дада. Посмотрите на работы
Макса Эрнста и Ман Рэя, скульптуры Рауля Хаусмана и всё станет понятно.

Слайд 31

Рауль Хаусман
«Механическая голова (дух нашего времени» 1920

Рауль Хаусман «Механическая голова (дух нашего времени» 1920

Слайд 32

Макс Эрнст «Царь Эдип», 1922

Макс Эрнст «Царь Эдип», 1922

Слайд 33

Курт Швиттерс, коллаж

Курт Швиттерс, коллаж

Слайд 34

Макс Эрнст 
Погружение в воду, 1919

Макс Эрнст Погружение в воду, 1919

Слайд 35

Макс Эрнст, Люди ничего не узнают, 1923

Макс Эрнст, Люди ничего не узнают, 1923

Слайд 36

Дада уничтожает смыслы предметов, что даёт великое поле для экспериментов. Для дадаизма

Дада уничтожает смыслы предметов, что даёт великое поле для экспериментов. Для дадаизма
говорить «да» значит говорить «нет». Поэтому абсурд - марка дадаизма.

Слайд 37

Без названия
(Квадраты, расположенные по законам случая)
Жан Арп
1917

Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая) Жан Арп 1917

Слайд 38

Курт Швиттерс, Новая мерц-картина

Курт Швиттерс, Новая мерц-картина

Слайд 39

Ман Рэй, Рэйограф, 1922
(фотография)

Ман Рэй, Рэйограф, 1922 (фотография)

Слайд 40

Ман Рей, Стеклянные слезы 1932

Ман Рей, Стеклянные слезы 1932

Слайд 41

Ман Рей, Скрипка Энгра 1924

Ман Рей, Скрипка Энгра 1924

Слайд 42

Марсель Дюшан, Скрытый шум, 1916

Марсель Дюшан, Скрытый шум, 1916

Слайд 43

В 1919—1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей с использованием фотомонтажа. На них были изображены

В 1919—1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей с использованием фотомонтажа. На
странные гибридные существа, «склеенные» из изображений военной техники, человеческих конечностей и различных аксессуаров. Внушающие страх элементы оружия он объединял с более мягкими частями и давал своим работам лирические названия. Эти работы, безусловно, имели особое значение для Эрнста, который во время войны получил ранение из-за оружейной отдачи.

Слайд 44

Дадаизм стремился проявить себя в как можно большем числе искусств. Универсализм деятельности

Дадаизм стремился проявить себя в как можно большем числе искусств. Универсализм деятельности
– очень характерная черта дадаизма, художники синтезировали искусства, создавая свои «дада-объекты».

Слайд 45

Ман Рей «Подарок»
1921

Ман Рей «Подарок» 1921

Слайд 46

Софи Тойбер-Арп,
Военная охрана 1918

Софи Тойбер-Арп, Военная охрана 1918

Слайд 47

Ман Рей ,Объект для уничтожения

Ман Рей ,Объект для уничтожения

Слайд 48

* Эту работу Ман Рэй создал в 1923 году, она представляла собой

* Эту работу Ман Рэй создал в 1923 году, она представляла собой
обычный метроном, выпускаемый компанией Qualite Excelsior, и на его маятнике был прикреплён фрагмент фотографии женского глаза. Впервые произведение было выставлено для публики в 1933 году в парижской галерее.
В 1957 году группа парижских студентов, возглавляемая парижским поэтом Жан-Пьером Роне, ворвалась в здание, где этот объект выставлялся в экспозиции дада, вынесла его на улицу и один из похитителей выстрелил в него из пистолета, разрушив произведение. Ман Рэй получил страховку за своё творение и создал ещё сто копий этого необычного метронома, присвоив каждой из них уже другое название — «Неуничтожимый объект».

Слайд 49

Поэтому дада осознал фигуру художника в принципиально ином ключе. Теперь художник имел

Поэтому дада осознал фигуру художника в принципиально ином ключе. Теперь художник имел
право объявить искусством любой предмет.
Именно так поступил Марсель Дюшан со своим знаменитым писсуаром «Фонтан». Реди-мейд никак не обусловлен эстетически, это - просто рефлективное «выхватывание» объекта из реальности, потому что спонтанность - признак свободы.

Слайд 50

наиболее известный реди-мейд, представленный М.Дюшаном
в 1917 году, который является обыкновенным писсуаром

наиболее известный реди-мейд, представленный М.Дюшаном в 1917 году, который является обыкновенным писсуаром
с подписью «R.Mutt».
Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников

Слайд 51

Реди-мейд – это визуальное равнодушие, «фактически полная анестезия» (Х. Рихтер). Это ирония

Реди-мейд – это визуальное равнодушие, «фактически полная анестезия» (Х. Рихтер). Это ирония
над реальностью, которая выражалась в вопросе об оригинальности произведений искусства: «Искусство — это надувательство!».
Сушилка и велосипедное колесо М. Дюшана – лишь выражение Ничто, фатализм.

Слайд 52

Марсель Дюшан.
Сушилка для бутылок. 1914

Марсель Дюшан. Сушилка для бутылок. 1914

Слайд 53

Велосипедное колесо, привинчен­ное к табурету, сушилка для бутылок и, конечно, перевернутый и водру­женный на подиум

Велосипедное колесо, привинчен­ное к табурету, сушилка для бутылок и, конечно, перевернутый и
писсуар, получивший название «Фонтан». Главное здесь — это воля автора, а автор — это не тот, кто что-то сделал руками, скажем написал кар­тину, а тот, кто сказал: вот искусство, потому что я, художник, это утверждаю. Здесь намерение во много раз важнее исполнения.
Сушилка и писсуар — го­раздо больше, чем просто сушилка и писсуар: они манифестируют новую роль художника, новый способ представления произведения и абсолютно новый контекст отношений искусства и зрителя. Это изменило всю историю искус­ства XX века и бесконечно раздвинуло его границы.

Слайд 54

Марсель Дюшан. Велосипедное колесо. 1951 год

Марсель Дюшан. Велосипедное колесо. 1951 год

Слайд 55

Мерцбау. (*первая инсталляция в мире)

Курт Швиттерс - это его квартира. Точнее,

Мерцбау. (*первая инсталляция в мире) Курт Швиттерс - это его квартира. Точнее,
его трехэтажный дом. Он весь такой. Обитаемый, хоть и с трудом. Там были, в разных комнатах, «Грот любви», «Кафедра эротики» и «зал Гёте».
Внутри конструкции звучала музыка. Очевидцы говорили, что у них было ощущение, будто они находятся внутри архитектона Малевича.
Строил Швиттерс «Мерцбау» несколько лет. Жить внутри было невозможно, поэтому он совершенно бесполезен. Как всякое искусство, чистое и бессмысленное. Предшественник энвайронмента. Был уничтожен союзниками во время дружественной бомбардировки уже во время войны. 

Слайд 57

Курт Швиттерс. Mz 231. Мисс Бланч 23

Курт Швиттерс. Mz 231. Мисс Бланч 23

Слайд 58

Курт Швиттерс. Дом маленького моряка

Курт Швиттерс. Дом маленького моряка
Имя файла: Дадаизм.-Суть-дадаизма.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0