Дионисий 1440-1509

Содержание

Слайд 2

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в
первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.

.

Слайд 3

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в
1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Слайд 4

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий
и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Слайд 5

Постигая ремесло, Дионисий сначала писал под руководством опытных мастеров. Такова была 10-летняя

Постигая ремесло, Дионисий сначала писал под руководством опытных мастеров. Такова была 10-летняя
работа над росписью церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре, после которой живописец обрел репутацию мастера своего дела

Слайд 6

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в
1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.

Слайд 7

Отношение заказчиков к живописцу иллюстрирует тот интересный факт, что за работу тот

Отношение заказчиков к живописцу иллюстрирует тот интересный факт, что за работу тот
получил крупный задаток в 100 целковых.

В помощь себе Дионисий взял трех художников, а сам занялся деисусным чином — наиболее ответственной частью работы. Уже здесь он проявил себя как “мастер преизящный”, олицетворяющий черты московского иконописного стиля — изящную удлиненность пропорций, праздничность и светлость красок, красоту ликов.

Деисусный чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 Богоматерь ,Иисус Вседержитель, Иоанн Предтече

Слайд 8

В 1481 году художнику поручают почетную миссию — создать иконостас в Успенском

В 1481 году художнику поручают почетную миссию — создать иконостас в Успенском соборе Московского Кремля
соборе Московского Кремля

Слайд 9

Иконы Дионисия относятся к периоду расцвета Московской Руси, недавно сбросившей угнетавшее ее

Иконы Дионисия относятся к периоду расцвета Московской Руси, недавно сбросившей угнетавшее ее
столетиями татаро-монгольское иго

1482 годом датируется икона “Богоматерь Одигитрия”, также написанная для Кремлевского собора. Другими работами, сохранившимися по сей день, стали “Сошествие во ад”, “Крещение Господне”, “Распятие”, “Спас в силах”.

Слайд 10

1480-е – Иконы «Алексий митрополит с житием» и «Пётр митрополит с житием»

1480-е – Иконы «Алексий митрополит с житием» и «Пётр митрополит с житием»
парные иконы являются древнейшими житийными иконами московских святителей. Сравните обе иконы рядом.

Слайд 11

Клейма: 1)Видение матери Петра во сне агнца
2) Родители отдают Петра в обучение
3)Пострижение

Клейма: 1)Видение матери Петра во сне агнца 2) Родители отдают Петра в
двенадцатилетнего Петра
4)Поставление в иереи
5)Обучение Петра иконописанию
6)Монастырские труды и обретение места "безмолвна" на реке Рати
7)Петр принимает благословение от киевского митрополита Максима и подносит ему свою икону Богоматери
8)Галицко-волынский князь беседует с Петром о поставлении в митрополиты
9)Путешествие Петра и его соперника Геронтия в Константинополь на поставление в митрополиты и явление Геронтию Богоматери
10)Петр получает благословение константинопольского патриарха Афанасия
11)Поставление Петра в митрополиты (1308 г.)
12)Прощение тверского епископа Андрея, обвинявшего митрополита Петра в симонии (1311 г.)
13)Закладка Петром Успенского собора в Москве в 1326 г. и собственной гробницы близ жертвенника
14)Сон Ивана Калиты
15)Ангел возвещает Петру его кончину
16)Петр завещает Протасию завершить постройку Успенского собора и передает ему деньги
17)Перенесение тела Петра в Успенский собор
18)Погребение Петра
19)Чудеса исцеления у гроба святителя Петра

Слайд 12

1500 – «Спас в силах» где Христос представлен в том образе, в

1500 – «Спас в силах» где Христос представлен в том образе, в
котором он должен явиться в конце времён

  Построение композиции Дионисия схоже с образом Андрея Рублёва «Спас в Силах»  Спас в охряном хитоне восседает на фоне красного ромба с вогнутыми сторонами (мир невидимый), который располагается в голубовато-зелёном овале славы (мир духовный), в свою очередь вписанном в красный прямоугольник с вогнутыми сторонами (Земля). Символы четырёх евангелистов: телец, орёл, лев и ангел, изображены в красных парусах — углах прямоугольника. В овале славы проступают контуры «сил небесных» — серафимов и херувимов. Рисунок трона и подножия выполнен белыми линиями. Спинка трона полукруглая, на нём лежат подушки. Подножие опирается на красные круги ангелов «тронов» — крылатые колёса со множеством глаз. В левой руке Христос держит раскрытое Евангелие с надписью на церковнославянском языке: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго моё на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ»[

Слайд 13

1500 – «Уверение Фомы» создана для праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря.

Одна из

1500 – «Уверение Фомы» создана для праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского
четырёх дошедших до нашего времени икон, относящихся к «северному периоду» творчества Дионисия
В центре, согласно традиции, перед зданием с закрытыми дверями, представлен воскресший Христос. Его тонкая фигура вторит очертаниями двери на втором плане, что отсылает к словам Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасётся». Сгиб правой руки и опущенная левая повторяют линию кровли архитектурного мотива[13]. Слева и справа от Христа двумя плотными группами стоят десять апостолов, те, кто уже видел воскресшего, слева от Иисуса — почтительно склонившийся Фома, выделяющийся своим ярко-красным гиматием. Фома прикасается к ранам, оставленным копьём Лонгина[

Слайд 14

1502 – фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыря

Судьба фресок Дионисия печальна:

1502 – фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыря Судьба фресок Дионисия
большинство из них подверглось разрушению. Настенные росписи мастера, авторство которых не вызывает сомнений — это фрески в храме Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. В монументальной работе художнику помогали сыновья и подмастерья.

Слайд 15

Росписи полны светлого и радостного настроения, которое сопутствует прославлению Пресвятой Богородицы —

Росписи полны светлого и радостного настроения, которое сопутствует прославлению Пресвятой Богородицы —
все изображения посвящены фрагментам ее жизни, включая сюжеты из акафиста.

Гармония чистых, нежных красок, среди которых преобладают зеленоватые и золотистые тона, вторит эмоциональному строю образов.

Слайд 16

Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца.

. Обычно эту

Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца. . Обычно
сцену другие мастера изображали как полную драматических объяснений Иосиф устремлялся к жене, и Анна отвечала ему не менее выразительной жестикуляцией. У Дионисия даже похожего ничего нет. Его Иоаким уже знает о «непорочном» зачатии, он благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку и повторяя жест, обычный для «предстояний».

Слайд 17

За сохранность древних фресок можно благодарить бедность удаленного северного монастыря, который не

За сохранность древних фресок можно благодарить бедность удаленного северного монастыря, который не
мог позволить себе “подновлять” стены, а потому росписи остались почти в первозданном виде.

Слайд 18

Святитель Николай Чудотворец (Мирликийский). Ферапонтов монастырь, Собор Рождества Богородицы

Святитель Николай Чудотворец (Мирликийский). Ферапонтов монастырь, Собор Рождества Богородицы

Слайд 19

Творчество Дионисия сродни откровению, через которое земной мир вступает в общение с

Творчество Дионисия сродни откровению, через которое земной мир вступает в общение с
миром невидимым. Иконы художника выражают духовные искания эпохи, представляя высокие образцы жанра религиозного искусства. Шесть работ древнерусского мастера демонстрируются в экспозиции государственной Третьяковской галереи.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!
Имя файла: Дионисий-1440-1509.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0