ДРЕВНИЕ

Содержание

Слайд 2

«Повесть временных лет» о происхождении славян

«Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала

«Повесть временных лет» о происхождении славян «Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда
внимание тех, кто изучал древнюю историю славян.

Нестор Летописец

Слайд 3

Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает ‘передача’, или

Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает ‘передача’, или
‘переданное’.

В. Фаворский. Боян. Гравюра

Слайд 4

Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и

Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и
как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян.

А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»

Слайд 5

Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную

Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную
библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.

Слайд 6

Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов

Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов
по земле после всемирного потопа.
По-старославянски народы
назывались «языками».

Единство рода человеческого

Всемирный потоп

Слайд 7

Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух

Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух
язык произошел и народ славянский».
Славяне, по свидетельству Нестора, происходят
от племени сына Ноя Иафета, которому
достались северные страны.

Ной

Слайд 8

Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна

Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна
из этих ветвей — земля Русская!
Вот первый ответ летописца на вопрос:
«Откуда пошла Русская земля?».

Йозеф Антон Кох. Пейзаж с жертвоприношением Ноя

Слайд 9

Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той

Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той
части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей.

Приход апостола Андрея с учениками
к месту основания Киева

Слайд 10

«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же

«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же
находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.

Слайд 11

Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки

Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки
стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом.

Как называли славян другие народы

Слайд 12

О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование

О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование
славян от слова «славящиеся», то есть ‘прославившиеся своими подвигами’.

Предположения о происхождении именования славян

Гусляры

Слайд 13

По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны.

По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны.
«Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно
в употреблении».

Святогор и Кузнец судьбы

Слайд 14

Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но

Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но
и в простоте они сохраняют гуннский нрав».

Слайд 15

Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь

Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь
всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».

Слайд 16

«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских

«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских
народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска».

Расселение восточных славян

Слайд 17

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем —

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем —
славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.

Остатки Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень

Слайд 18

И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась

И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
славянская».

Слайд 19

Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.

Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.

Слайд 20

Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого

Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого
летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь.

Слайд 21

Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев —

Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев —
стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками».

Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева

Слайд 22

Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях

Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях
различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной.

Верования славян-язычников

Слайд 23

Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие

Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие
религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники — все это часто становилось предметом догадок.

Слайд 24

О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями

О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями
других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания).

Слайд 25

Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и

Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и
стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Слайд 26

Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было

Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было
присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.

Слайд 27

Арабские источники о молитве славян

Арабский писатель
X века Ибн-Даста записал молитву древних

Арабские источники о молитве славян Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву
славян-язычников.
«Все они (славяне) — идолопоклонники. Более всего сеют они просо.

Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».

Слайд 28

Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда

Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда
историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы».

Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян

РОД - сущий, единый, прародитель богов и творец мира

Слайд 29

Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы

Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы своим идолам.
своим идолам.

Слайд 30

Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне,

Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне,
убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну,
говорит о том, что человеческие жертвоприношения
не были обычным явлением на Руси.

В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве

Имя файла: ДРЕВНИЕ.pptx
Количество просмотров: 103
Количество скачиваний: 0