Этапы развития Временной психологии по Т.Д. Марцинковской

Содержание

Слайд 4

3 этапа: Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э. Классический

3 этапа: Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э.
период – с IV по II в.в. до н. э. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э.

Слайд 5

“Что есть мир? ”(проблема космоса, “космос”- порядок).
 откуда все возникает и во что

“Что есть мир? ”(проблема космоса, “космос”- порядок). откуда все возникает и во
превращается -первовещество (архе)- живое в целом и в частях, наделенное душой и движением

Слайд 6

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Школа пифагорейцев (Пифагор)
Школа Гераклита Эфесского
Элейская школа (Парменид, Зенон

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) Школа пифагорейцев (Пифагор) Школа Гераклита Эфесского Элейская
Элейский, Мелисс Самосский)
Атомисты (Демокрит).
Характерные черты:
• ярко выраженный космоцентризм;
• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
• поиск первоначала, породившего все сущее;
• гилозоизм (одушевление неживой природы);
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Слайд 7

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) -
• первоначалом всего сущего

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - • первоначалом
считал воду ("архэ");
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
• допускал наличие множества богов;
• считал центром Вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Слайд 8

Гераклит

• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей

Гераклит • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и
— ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".
По мере взросления душа человека становится все более сухой и горячей

Слайд 9

Демокрит (материалистическое направление)

весь материальный мир состоит из атомов;
• атом — мельчайшая частица,

Демокрит (материалистическое направление) весь материальный мир состоит из атомов; • атом —
"первокирпичик" всего сущего;
• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);
• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
• атомы находятся в вечном движении;
• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания
учение о первичных и вторичных качествах предметов
Душа находится в голове, в груди, в печени
Механистический детерминизм (случайностей не бывает)

Слайд 10

Антропоцентризм: Софисты, Сократ,

Протагор: человек есть мера всех вещей
индивид субъект познания. Все,

Антропоцентризм: Софисты, Сократ, Протагор: человек есть мера всех вещей индивид субъект познания.
что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств;
чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Объективное, истинное познание недостижимо.
Познай себя и ты познаешь весь мир
Диалектика Сократа
Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели
Душа источник нравственности, а не источник активности тела

Слайд 11

Идеализм Платона

1)Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
2) Окружающий

Идеализм Платона 1)Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
3) Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
4) Чистые бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
5) Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
6) Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
«Триада» Платона – «единое», «ум», «душа». 
1) Душа может быть мировой и душой отдельного человека;
2) При гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
3) Душа человека (вещи) есть часть мировой души;
4) Душа бессмертна, состоит из 3 частей: вожделеющая, страстная, разумная
5) При смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
6) Постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
7) инсайт – осознание того, что уже хранилось в душе
И у Демокрита и у Платона душа выступает как внешняя по отношению к организму субстанция

Слайд 12

Философия Аристотеля

Телесное и духовное –нераздельная целостность
Душа –способ организации живого тела
Душа неотделима

Философия Аристотеля Телесное и духовное –нераздельная целостность Душа –способ организации живого тела
от тела, мыслит и учится не душа, а весь организм (системный подход)
Растительная, чувственная, умственная ступени развития души
Сердце как орган души
Преобразовал ключевые принципы психологии

Слайд 13

Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»

Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»