Эволюция шрифтов

Содержание

Слайд 2

Первые печатные книги были ориентированы на готические традиции. Библия Гутенберга была набрана текстурой,

Первые печатные книги были ориентированы на готические традиции. Библия Гутенберга была набрана
разновидностью готического письма. Но уже в 60-х годах при издании текстов античных авторов начинают применять антикву — шрифт, созданный по образцу гуманистических рукописей.

Абв.

Слайд 3

Содержание книги определяло характер шрифта: для набора богослужебной литературы применяли текстуру, сочинения

Содержание книги определяло характер шрифта: для набора богослужебной литературы применяли текстуру, сочинения
классических авторов печатались антиквой. Вскоре выбор шрифта стал определяться другим принципом: с XVI века в католических государствах почти вся литература начинает печататься антиквой, в то время как протестантские страны остаются верны готическому шрифту.

Абв.

Слайд 4

Рукописная книга была немыслима без цвета. Красный цвет, выделяющий рубрики и инициалы, присутствовал

Рукописная книга была немыслима без цвета. Красный цвет, выделяющий рубрики и инициалы,
даже в скромных рукописях. Не представляя себе книгу монохромной, Гутенберг работал над проблемой введения цвета в печатный текст.

Абв.

Гутенберг

Слайд 5

Первоначально он пытался впечатывать рубрики красной краской, но оказалось, что вносить их пером от руки было

Первоначально он пытался впечатывать рубрики красной краской, но оказалось, что вносить их
проще. Последователи Гутенберга попытались сделать разборные металлические клише для инициалов, части которых отдельно смазывали красной и синей краской, вставляли в форму на своё место среди текста, уже покрытого чёрным цветом, и печатали трёхцветное изображение за один оттиск.

Абв.

Слайд 6

Однако операции по разъёму инициалов и отдельному нанесению каждого цвета требовали столько времени, что

Однако операции по разъёму инициалов и отдельному нанесению каждого цвета требовали столько
проще оказалось печатать цвета по отдельности, каждый со своей формы. Двуцветная печать неоднократно использовалась в инкунабулах, но ближе к концу XV века применение красного цвета заметно сокращается. Белая бумага и чёрная типографская краска начинают определять новую эстетику книги.

Абв.

Слайд 7

Титло

Абв.

Лигатура

Титло Абв. Лигатура

Слайд 8

Создавая литеры для шрифта, Гутенберг взял за образец рукописные буквы. Чтобы создать видимость

Создавая литеры для шрифта, Гутенберг взял за образец рукописные буквы. Чтобы создать
почерка писца, одна и та же буква изготавливалась в нескольких вариантах. Кроме того, в практике написания широко использовались титла и лигатуры. Но те элементы, которые упрощали работу переписчика, усложняли печать.

Абв.

Слайд 9

Абв.

Для 25 строчных и 25 прописных букв латинского алфавита, и немногочисленных знаков препинания было достаточно 60—70 литер,

Абв. Для 25 строчных и 25 прописных букв латинского алфавита, и немногочисленных
в то время как в изданиях Гутенберга можно встретить около 300 знаков.

Слайд 10

Абв.

Постепенно система лигатур стала отмирать или предельно упрощаться, поскольку поставить рядом две

Абв. Постепенно система лигатур стала отмирать или предельно упрощаться, поскольку поставить рядом
стандартные буквы было легче, чем отливать специальную литеру для нового знака. Вскоре стали отбрасывать сокращения и надстрочные знаки. В первые же десятилетия книгопечатания внешний вид текста существенно изменился, а через столетие стал почти неотличим от современного нам. Единственная лигатура, выжившая в эпоху печати — амперсанд — знак &, являющийся слиянием двух букв латинского союза et.

амперсанд