Факторы развития когнитивных способностей в процессе обучения

Содержание

Слайд 2

Когнитивные способности – это свойства, присущие всем людям как биологическому виду, например,

Когнитивные способности – это свойства, присущие всем людям как биологическому виду, например,
способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к другим, например, вербальная (словесная) или мыслительная способность.

Слайд 3

ЭЛЕМЕНТЫ МЫШЛЕНИЯ
наглядно-действенное
наглядно-образное
словесно-логическое

ЭЛЕМЕНТЫ МЫШЛЕНИЯ наглядно-действенное наглядно-образное словесно-логическое

Слайд 4

«…высшей степенью абстрагирования выступает символизация, которая и должна рассматриваться в качестве главной

«…высшей степенью абстрагирования выступает символизация, которая и должна рассматриваться в качестве главной
отличительной черты словесно-логического мышления».
Савенков А.И. Педагогическая психология. 2014

Слайд 5

ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
процесс обучения студентов вуза
2) в рамках изучения «философии»
3) методика

ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения студентов вуза 2) в рамках изучения «философии» 3) методика игровой формы «АРГУМЕНТАРИУМ»
игровой формы «АРГУМЕНТАРИУМ»

Слайд 6

…мы играем, следовательно, мы суть нечто большее, нежели всего только разумные существа…
Хейзинга Й.

…мы играем, следовательно, мы суть нечто большее, нежели всего только разумные существа… Хейзинга Й. «Homo Ludens»
«Homo Ludens»

Слайд 7

Способность
к определению значения слов
продуцировать слова в соответствии с их буквенным составом

Способность к определению значения слов продуцировать слова в соответствии с их буквенным
(скорость)
строить рассуждения от предпосылок к точным выводам (дедукция)
выводить правила на основе конкретных наборов слов и их связей (индукция)
к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями (коммуникация)

Слайд 8

Методика игры:
игра представляет собой «игру в карты», на картах указаны понятия

Методика игры: игра представляет собой «игру в карты», на картах указаны понятия
и категории (80)
тема задаётся на усмотрение ведущего
количество карт, оставшихся «на руках» зависит от умения аргументации
побеждает игрок с наименьшим количеством карт
простота ведения – «следующая игра за победителем»

Слайд 9

Цель:
формирует и совершенствует умение аргументации
выявляет слабые и сильные стороны умения аргументации
формирует гибкость

Цель: формирует и совершенствует умение аргументации выявляет слабые и сильные стороны умения
мышления
учит слышать и слушать собеседников - уважительно относиться к позиции оппонента (диалог, полилог)
стимулирует пополнять и обновлять знания в смежных областях, обращаясь к словарям различных дисциплин
позволяет углубиться в философские вопросы, не выходя за рамки игры, т.е. теоретически-абстрактно
расширяет кругозор, углубляет мировоззрение, учит «заглядывать» в суть вещей

Слайд 10

Наш опыт
2012 - старт
2 сентября 2014 – предложение (фильм+игра) ПИЭФ
22 октября 2014

Наш опыт 2012 - старт 2 сентября 2014 – предложение (фильм+игра) ПИЭФ
– первая игра «Матрица»
24 марта 2015 – «Информационные технологии в менеджменте»
22 апреля 2015 – ONLINE ИГРА НИУ «БелГУ»
18 июня 2015 – методика для ФЭК
24 июня 2015 – акт внедрения (ПИ ФСИН)
24 сентября 2015 – в рамках СНО ПИЭФ
с 2016 – студенческие игры ПГФА + «предложения»…
19 сентября 2019 – ПГНИУ (СИЯЛ), Кафедра англ. языка и межкультурной коммуникации  «лингводидактические ресурсы игры»
https://vk.com/natalivotintseva
https://vk.com/argumentarium.perm

Слайд 13

От руководителя (отзывы + наблюдения)
относительно «развлекательный характер»
привлекает заинтересованную аудиторию
«пролонгированная включённость»
тренировка

От руководителя (отзывы + наблюдения) относительно «развлекательный характер» привлекает заинтересованную аудиторию «пролонгированная
ума
умение слушать и слышать
разнообразие и вариативность понимания
высокий уровень требовательности
работа над уровнем культуры
перспектива научной деятельности

Слайд 14

«ТВОРЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА» «УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ»

соотнесение «текстов» с культурно-историческими факторами их возникновения;
анализ

«ТВОРЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА» «УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ» соотнесение «текстов» с культурно-историческими факторами их возникновения;
жизненной позиции автора текста;
объективирование исторического опыта, прожитого и принятого интерпретатором (участником игры) как своего собственного, что выражается в понимании;
понимание «текста» как показатель общефилософского отношения к бытию.
Благодаря этим методам происходит интериоризаця опыта при формировании и поддержании именно внутренней мотивации.
Мухачева О.М. Герменевтический аспект «АРГУМЕНТАРИУМА»
// Вестник ПГФА, №23, 2019. С.280-281.

Слайд 15

«АРГУМЕНТАРИУМ» как личностно-ориентированная форма обучения»
личность является активным субъектом познания задаваемых извне образцов,

«АРГУМЕНТАРИУМ» как личностно-ориентированная форма обучения» личность является активным субъектом познания задаваемых извне
чьи познавательные способности развиваются посредством учебной деятельности, в которую она вовлечена;
личность является активным субъектом творения предметного мира, умственной активности, стремления самостоятельно добывать новые знания;
личность как субъект саморазвития, самосозидания, самосовершенствования, способная осуществлять свободный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Павлова Д.А., Представления студента-провизора об интеллектуальной азартной игре
«АРГУМЕНТАРИУМ» как личностно-ориентированной форме обучения: анализ случая.
Доклад на конференции «Актуальные вопросы современной фармацевтической науки». ПГФА, 24.04.2019. (статья готовиться к печати).
Никодимова Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения: Научно-методическое пособие. – Вологда, 2004. – 56 с.

Слайд 16

Транссемиотические и транслингвистические компетенции

- выход в иные, чем язык, пространства деятельности…

Транссемиотические и транслингвистические компетенции - выход в иные, чем язык, пространства деятельности…
«Базовым понятием для рассмотрения транслингвистических компетенций является семиотическая деятельность профессиональной личности, выражающаяся в процессах образования и развития языковых знаков».
Мишланова Л.М., Алексеева Л.М.
Понятие транссемиотических компетенций
Евразийский гуманитарный журнал. – Пермь: Изд-во: Пермский гос. нац. исслед. ун-т», 2017. № 2. С. 83-88.

Слайд 17

УМ – СОЗНАНИЕ - РЕЧЬ

«живое мышление»
«пролонгированная включеннсть»
«устойчивая позитивная зависимость»
презентация данной формы

УМ – СОЗНАНИЕ - РЕЧЬ «живое мышление» «пролонгированная включеннсть» «устойчивая позитивная зависимость»
и методики как игры всегда срабатывает в сознании участников как что-то развлекательное, весёлое и лёгкое.
Вотинцева Н.Н., Хорошева Е.И.
Интеллектуальная игра как фактор развития когнитивных способностей в процессе обучения.
Евразийский гуманитарный журнал. – Пермь: Изд-во: Пермский гос. нац. исслед. ун-т», 2019. № (в печати)
Имя файла: Факторы-развития-когнитивных-способностей-в-процессе-обучения.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0