Французская литература 17 века

Содержание

Слайд 2

РЕНЕ ДЕКАРТ
«Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину

РЕНЕ ДЕКАРТ «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать
в науках» (1637)
Научное знание и художественное познание мира опирается на систему связанных между собой последовательных истин.
Разум - высший критерий истинности как науки, так и искусства, позволяющий открывать вечные и неизменные законы мироздания, а также и искусства.
Человеческая природа двойственна и совмещает в себе «высокое», духовное начало, заложенное божеством, и «низкое» начало – чувственные страсти.

Философия рационализма
«Я мыслю,
следовательно существую…»
Рене Декарт.

Слайд 3

Принципы отражения действительности в эстетике французского классицизма

Предмет художественного воплощения - всеобщее, объективное,

Принципы отражения действительности в эстетике французского классицизма Предмет художественного воплощения - всеобщее,
необходимое, а не частное, субъективно воспринятое, случайное.
преобладание в нем объективных жанров – прежде всего, драматических, над субъективными, лирическими.
строгая продуманность и логическая стройность композиции, гармонию и последовательность в соотношении отдельных элементов произведения,
ясную прозрачность стиля, точность языка,
Понятие меры, пропорции, симметрии.
Чистота жанра (например, комического и трагического) строго осуждалось.
обращение к античным сюжетам и героям – мифологическим и историческим (на таких же правах выступают и библейские сюжеты).

Слайд 4

Николя Буало –Депрео (1636 – 1711)

«Поэтическое искусство» (1674)
Выводит основополагающие принципы эстетики классицизма:
Разум,

Николя Буало –Депрео (1636 – 1711) «Поэтическое искусство» (1674) Выводит основополагающие принципы
образец, вкус.
«Змею, урода, - всё, что кажется ужасным,
Искусство, переняв, являет нам прекрасным» Н. Буало.

Слайд 5

Пьер Гассенди (1592–1655), философ, физик и астроном,

Выступая против аскетической церковной морали,

Пьер Гассенди (1592–1655), философ, физик и астроном, Выступая против аскетической церковной морали,
считал, что человек должен следовать природе, естественным влечениям; Конфликт между страстями и разумом, который идеалистическая философия рационализма решала в пользу разума, отсутствует в этике Гассенди.
Последователи Гассенди, были сенсуалистами, т. е. главным источником познания считали чувственное восприятие мира, непосредственное наблюдение над жизнью в ее конкретных проявлениях.

Слайд 6

Франсуа де Малерб (1555–1628)

Требовал от поэзии ясности мысли, точности выражения,

Франсуа де Малерб (1555–1628) Требовал от поэзии ясности мысли, точности выражения, тщательно
тщательно продуманной и отчетливо воплощенной задачи, отшлифованной внешней формы.
Выступал против вычурной и замысловатой образности, перегруженной метафорами.
Сформулировал правила метрики – фиксированное место цезуры (паузы внутри стиха), запрещение «переносов» части фразового единства из одной стихотворной строки в другую) и др. 
Создавал оды и стансы, посвященные членам королевской семьи, сонеты, элегии, эпиграммы, обращенные к друзьям и литературным противникам, а также парафразы псалмов.
И вот пришел Малерб, и первый дал французам
Стихи, подвластные размера строгим узам;
Он силу правильно стоящих слов открыл
И Музу правилам и долгу подчинил.

Слайд 7

Национальный театр как центральное явление французской культуры XVII в.
Труппы бродячих актёров

Национальный театр как центральное явление французской культуры XVII в. Труппы бродячих актёров
кочуют по стране, неся в провинцию отголоски культурной жизни столицы и одновременно черпая из глубин народной жизни материал для наблюдений, а порою пополняя актерские и литературные силы, составляющие парижскую театральную среду (труппа Ж.Б. Мольера в ранний период его творчества.
В Париже возникают постоянные театральные труппы – театр Марэ, познакомивший публику с пьесами Корнеля;
Бургундский отель, поставивший впоследствии почти все трагедии Расина.

Слайд 8

Усилия Людовика XIV были направлены на создание непререкаемого авторитета королевской власти во всех

Усилия Людовика XIV были направлены на создание непререкаемого авторитета королевской власти во
областях жизни и на рост военного, политического и культурного престижа Франции в мире.
Напряженная политическая обстановка 1640‑х годов получила отражение в драматургии Корнеля, создающего в этот период ряд политических трагедий

Слайд 9

Пьер Корнель

Художественная система французского классицизма получила наиболее полное законченное выражение в

Пьер Корнель Художественная система французского классицизма получила наиболее полное законченное выражение в
жанре трагедии.
Трагикомедия «СИД» (1636) считается первым великим произведением классицизма.

Центральный конфликт трагикомедии – конфликт между чувством и долгом - решается в духе морально‑философской концепции «свободней воли» – разумный долг торжествует над «неразумной» страстью.

Слайд 10

Пьер Корнель «СИД» (1636)

«Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в

Пьер Корнель «СИД» (1636) «Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь
борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку мне. Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе Иль прозябать в позоре, - И там и здесь терзаньям нет конца…»

Центральный конфликт трагикомедии – конфликт между чувством и долгом - решается в духе морально‑философской концепции «свободной воли» – разумный долг торжествует над «неразумной» страстью.
Героев отличает благородство и возвышенная
гражданственность
Пьеса была с восторгом встречена критиками, но подверглась критике Французской Академии.

Слайд 11

ЯНСЕНИЗМ (назван по имени голландского богослова Корнелия Янсения), религиозное течение в католицизме.

ЯНСЕНИЗМ (назван по имени голландского богослова Корнелия Янсения), религиозное течение в католицизме.
Центральной идеей янсенизма было учение о предопределении, «благодати», от которой зависит спасение души. Слабость и греховность человеческой натуры могут быть преодолены лишь при поддержке свыше, для чего человек должен осознать их, бороться с ними, постоянно стремясь к нравственной чистоте и добродетели.
Янсенисты выступают с осуждением нравов высшего общества и растлевающей морали иезуитов. Публицистическая активность в середине 1650‑х годов, когда были опубликованы «Письма к провинциалу» Паскаля, навлекла на янсенистов гонения, завершившиеся тридцать лет спустя их полным разгромом

Слайд 12

ЖАН РАСИН (1639-1699)

Крупнейший представитель классицистической трагедии.
Этапы творчества
1 этап – 1660-1665 – сотрудничество

ЖАН РАСИН (1639-1699) Крупнейший представитель классицистической трагедии. Этапы творчества 1 этап –
с Мольером, поставившим его ранние пьесы.
2 этап – 1667 – 1677 – создаёт трагедии «Андромаха», «Ифигения», «Федра», обращаясь к античным сюжетам и раскрывая основной классицистический конфликт между чувство и долгом через описание страстей и идею «трагической» вины героев.
3 этап – 1678 – 1699 – «Эсфирь», «Гофолия», - трагедии на библейские сюжеты, осуждающие преступления властителей и деспотизм.
Исследование скрытой от посторонних глаз внутренней жизни человека, введение психологизма в литературу – великий вклад Расина в искусство.

Слайд 13

«ФЕДРА» (1677)

Нравственная проблематика: вопросы силы и слабости человека, преступной страсти и сознания

«ФЕДРА» (1677) Нравственная проблематика: вопросы силы и слабости человека, преступной страсти и
своей вины. Принимается положение Аристотеля о «Трагической вине»: герои - средние люди по душевным качествам, несчастья обрушиваются на них вследствие роковой ошибки, заставившей свернуть с пути добродетели.
Тема суда человека над собой и высшего суда Бога над человеком.
Мастерство Расина-Психолога: действия человека иногда прямо противоположны его чувствам: Федра преследует Ипполита, любя его, Кормилица лжёт, потому что предана госпоже, Федра не препятствует лжи, спасая честь своих детей.
Музыкальный язык трагедии. Страсти героев облагорожены напевной гармоничной речью.
«Страсти изображаются с единственной целью – показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство…»
Жан Расин

Слайд 14

Мольер (Жан Батист Поклен, 1622-1674) - великий французский комедиограф, создатель жанра классической

Мольер (Жан Батист Поклен, 1622-1674) - великий французский комедиограф, создатель жанра классической
высокой комедии.

«Люди должны быть представлены в комедии такими, каковы они на самом деле, чтобы в действующих лицах её можно было бы узнать современное общество».
Ж.Б. Мольер.

Слайд 15

Высокая комедия

Затрагивает широкий круг проблем: отношения отцов и детей, брак и семья,

Высокая комедия Затрагивает широкий круг проблем: отношения отцов и детей, брак и
нравственное состояние и пороки общества (лицемерие, корыстолюбие, вседозволенность человеконенавистничество, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д.;
Комизм интеллектуален.
Комедия характеров соединяется с комедией нравов («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» и др.). Комедийные характеры соединяют классицистическую обобщённость с жизненной достоверностью;
Психологизм, элементы трагического в изображении героев;
Комедии написаны стихами, состоят из пяти актов.

Слайд 16

БАСНИ Жана де ЛАФОНТЕНА (1621-1695)

Создал 12 книг басен, в которых развивает сюжеты

БАСНИ Жана де ЛАФОНТЕНА (1621-1695) Создал 12 книг басен, в которых развивает
предшественников сообразно обстоятельствам XVII века.
Рисует широкую и правдивую картину французской жизни, создаёт галерею социальных типов (Лев – монарх, Лис – хитрый царедворец, злобный Волк, изворотливая обезьяна и др.)
Мораль не высказывается прямо, читатель вовлекается в игру, разгадывает загадки.
Басня не только развлекает, но и наставляет читателя, - она забавна, как сказка, и поучительна, как проповедь.
Жанр басни тесно связан с дидактической направленностью искусства классицизма.
«Толкуют: мир наш стар! Но та же побасёнка
Нужна и для него, как малого ребёнка»
Жан де Лафонтен

Слайд 17

Прециозная литература

Грубости нравов и языка периода войн противопоставляет изысканность и утонченность

Прециозная литература Грубости нравов и языка периода войн противопоставляет изысканность и утонченность
чувств и их выражения.
Жанры: пасторальный роман, галантно-героический роман в прозе; мадригалы, сонеты, послания, рондо в поэзии.
Авторы: Венсан Вуатюр и др. - поэзия, Мадлен де Скюдери, Оноре д’Юрфе и др. - проза
Центры прециозности - аристократические салоны - играли большую роль в интеллектуальной и культурной жизни Франции XVII века.
Салон маркизы де Рамбуйе
(1608—1665).

Слайд 18

ПРЕЦИОЗНЫЙ РОМАН

Пасторальный роман противопоставляет враждебной действительности мир пасторальной мечты.

С 1630-х годов

ПРЕЦИОЗНЫЙ РОМАН Пасторальный роман противопоставляет враждебной действительности мир пасторальной мечты. С 1630-х
пасторальный роман сменяется галантно-героическим, с рыцарской, военно-авантюрной или псевдоисторической тематикой, где куртуазный идеал противопоставляется современности. Роман учит добродетели, создавая идеальный тип «порядочного человека».

Мадлен де Скюдери (1607—1701), романы «Ибрагим, или Великий паша» (1641), «Артамен, или Великий Кир» (1649—1653), «Клелия» (1654—1661)

Оноре д’Юрфе (1568—1625), автор пасторального романа «Астрея» (1607—1625)

Слайд 19

Прециозная поэзия. Венсан Вуатюр (1598—1648)

Первый поэт салона маркизы де Рамбуйе. Автор сонетов

Прециозная поэзия. Венсан Вуатюр (1598—1648) Первый поэт салона маркизы де Рамбуйе. Автор
и стансов.
В его стихах возвышенное нередко соседствует с бурлескным снижением темы.
Автор выдержанных в галантном духе писем, сыгравших большую роль в формировании эпистолярного жанра во Франции (опубликованы посмертно в 1650 г.).
Я отдал сердце вам, и вот Оно страдает и томится: Как узника, что казни ждет, Вы держите его в темнице. Пылая день и ночь в огне, Не я ли был тому виною, Что ваши рукава вполне Сравнимы с дымовой трубою.

Слайд 20

Литература Либертинажа

Вольнодумцы‑либертены, последователи идей П. Гассенди, противники схоластической философии и этики,

Литература Либертинажа Вольнодумцы‑либертены, последователи идей П. Гассенди, противники схоластической философии и этики,
носители передовой материалистической мысли.
Цель существования человека видят в наслаждении, понимаемом как удовлетворение высоких духовных запросов.
Счастье – умение примириться со своею судьбой, наслаждаться земными и духовными радостями.
Самым талантливым и ярким представителем поэзии «либертенов» был Теофиль де Вио (1590—1626), автор многочисленных стихов на философские, моральные и любовные темы.
«Мне правила претят,
Пишу, как мысль летит….»


Слайд 21

ФРОНДА (фр. La fronde) - политическое движение, возникшее в Франции во времена кардинала Мазарини.

ФРОНДА (фр. La fronde) - политическое движение, возникшее в Франции во времена
Фрондёры требовали отставки кардинала и освобождения некоторых политических узников.

Мазаринады - публицистические произведения времен Фронды (1648-1653 гг.), получили название от памфлета Поля Скаррона, направленного против кардинала Мазарини.

Слайд 22

ШАРЛЬ СОРЕЛЬ (1602—1674). Роман «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623—33), отличающийся глубокой жизненностью

ШАРЛЬ СОРЕЛЬ (1602—1674). Роман «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623—33), отличающийся глубокой жизненностью
содержания и полемический роман «Экстравагантный пастух» (1627), направленный против господствующих литературных тенденций.
В «Мещанском романе» (1666) АНТУАН ФЮРЕТЬЕР (1619-1688) изобразил быт и нравы парижской буржуазии середины XVII века.
В романах-утопиях подвергались переоценке традиционные воззрения, решались философские, естественно-научные вопросы. СИРАНО де БЕРЖЕРАК (1619—1655), драматург и романист, автор утопий «Государства и империи Луны» (1657), «Государства и империи Солнца» (1662)

Бытописательский роман, полемический роман, роман-утопия

Слайд 23

СПОР ДРЕВНИХ и НОВЫХ

Сомнение в абсолютной значимости античной культуры. Творениям древних авторов

СПОР ДРЕВНИХ и НОВЫХ Сомнение в абсолютной значимости античной культуры. Творениям древних
противопоставляются духовные и эстетические ценности нового времени. В центре споров:
1) Жанр героической поэмы. В основе героической поэмы нового времени, по мнению «новых», должна лежать не античная языческая мифология, а христианская идея, облеченная в форму сюжета из национальной истории.
2) Вопрос о преимуществах французского языка над латинским.
3) Вопрос об использовании античного наследия в драматургии.
4) Вопрос об использовании бурлеска и пародии. Пародийная дискредитация и снижение высоких классических сюжетов в бурлескных поэмах воспринимается сторонниками «древних» как кощунство. И др.
Позиция «новых» была сформулирована Шарлем Перро в поэме «Век Людовика Великого», прочитанной на заседании Французской Академии в январе 1687 г.
Имя файла: Французская-литература-17-века.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0