Слайд 3Проблема ценности науки рассматривается в контексте осмысления кризиса современного сознания, существенным моментом
которого является переоценка ценности и роли науки в современном мире, отказ от наукоцентризма как мировоззренческого фундамента техногенной цивилизации и поиск новых ориентиров и оснований для формирования мировоззрения XXI века.
Слайд 4Конец второго тысячелетия сопровождается крушением многих мифов, расцветших в XX столетии, как
и унаследованных от прошлых времен, и в то же время возникновением новых, приходящих им на смену. Среди уходящих мифов – уступающий по своей значимости и влиянию на ход истории только, пожалуй, социальным утопиям, хотя и тесно с ними связанный, – миф о спасительной миссии науки. Кризис религиозного поклонения науке, воспринимаемый как кризис доверия научному разуму, научной рациональности вообще – отнюдь не порождение XX века, но скорее всего его кульминация и завершение. Он являет собой лишь одно, хотя и наиболее значительное, проявление кризиса, переживаемого всей европейской цивилизацией.
Слайд 5Культура, наука, образование рассматривают сложные связи, которые возникают между историческим процессом и
судьбой человека. Гуманизация науки в XXI веке приобретает важное методологическое значение, в процессе интеграции разных отраслей знания вокруг комплексного изучения природы и человека, его духовности, в поиске смысла исторического процесса, его человеческой обусловленности.
Слайд 6Современное информационное общество начинает признавать необходимость «благоговения перед любой жизнью», как принцип
уважения не только прав любого человека, но и права на жизнь всей природы в самом широком смысле слова. Гуманистическая трансформация научного сообщества направляет свой взор на ноосферное сознание, на углубление и расширение знаний и нравственных норм во всех сферах жизнедеятельности человека. гуманизм наука этика диалектика
Слайд 7Проникая в тайны космоса, природы, живой материи и человеческого организма (квантовая космология,
генная инженерия, трансплантация человеческих органов, нанонаука, цифровые технологии, разнообразные медицинские и психологические эксперименты над человеком), научное познание порождает острые философско-методологические, мировоззренческие, нравственно-гуманистические проблемы, затрагивающие личностные, индивидуальные и общественные аспекты человеческого бытия.
Слайд 8Это послужило основанием для глубокого философского осмысления гуманизации науки, осознания включения нравственно-гуманистической
координаты в научную деятельность, предполагающую ее соотнесение с интересами человека, оценку с точки зрения этих интересов возможных результатов практического использования полученных знаний, наличие развитого чувства этической ответственности перед обществом за судьбы цивилизации. В противном случае это приведет к дальнейшему рассогласованию мира науки и мира человеческих ценностей.
Слайд 9Вопросы гуманизации науки, социально-этических оснований человеческого бытия привлекали внимание как западных, так
и восточных мыслителей. Так, например, мыслители Средней Азии (ал-Хорезми, ал-Фараби, Беруни, Ибн Сина, А.Навои) разработали стройную, научную концепцию о нравственно-гуманистических нормах развития научного познания. Они считали, что такой подход является неотъемлемым звеном развития науки, хотя надо признать, что эти вопросы не вставали перед человечеством в столь остром качестве проблем самого его непосредственного бытия.
Слайд 10В настоящее время ни политики, ни экономисты не отрицают, что для развития
общества и экономического роста не так важны природные ресурсы, дешевый труд и капитальные вложения, как новые высокие технологии, построенные на новых идеях и новых знаниях. Научные достижения вносят огромный вклад в социально-экономическое развитие и благосостояние человечества, они влияют на отношения с окружающей средой и качество жизни. Но развитие науки создает и новые проблемы, которые требуют внимательного рассмотрения и осмысления.
Слайд 11В современном мире гуманистическая модель системы культуры, науки, образования и воспитания приобрела
такое значение, какого она не имела за всю историю своего развития.
Слайд 12Признание значимости научного познания, образования и культуры со стороны общества неизбежно вызывает
концептуальное изменение в духовной сфере, определившей для себя приоритет гуманистического потенциала. Выработка новой мировоззренческой ориентации становится внутренне необходимым регулятором, мощным инструментом защиты человеческой деятельности.
Слайд 13Сегодня самореализация человека, его интересы и цели все чаще выдвигаются представителями отечественного
и мирового научного сообщества в качестве критерия культурно-гуманистической экспертизы прогресса, так как человек является не только хранителем и наследником эволюционного исторического прогресса, но и носителем научных и общественных достижений в будущем.
Слайд 14В современном мире наука не только приносит непосредственную пользу общественному производству и
благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию. Поистине велика роль науки в развитии информационного общества, в повышении благосостояния народа, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного, термоядерного, бактериологического оружия, химизации сельского хозяйства, загрязнения природной среды, истощения недр Земли, что, в свою очередь, приводит к ухудшению экологии природы, человека.
Слайд 15Как мы видим, взаимоотношения научного знания и гуманизма носят противоречивый характер. В
одном случае эти отношения носят характер совершенный, гармоничный, позитивно-ценностный, так как раздвигают границы познавательной и деятельной свободы человека в мире. В другой ситуации эти отношения носят характер дисгармоничный, мы бы сказали, конфликтный, так как использование научных знаний противоречит идеалам гуманизма.
Слайд 16Важную роль в выработке новых подходов к проблеме гуманизации науки играют те
идеи и концепции, которые формируются на стыке философии и науки, естественно научного и гуманитарного знаний, в частности, концепции глобального эволюционизма, герменевтики, экзистенциализма, синергетики, ноосферологии, «нравственного императива», «экологического императива», коэволюции природы, общества, человека и информационных технологий. Гуманистические идеалы выполняют интеграционные, ориентирующие, регулирующие функции на философском, метатеоретическом уровнях познания. Где соприкасаются научные знания с этическими, эстетическими, ценностно-мировоззренческими императивами и установками.