Слайд 2Предложения по
стратегии обсуждения
Часть 1. Истоки «гуманитарной методологии» (ГМ) (слайды 4
– 8)
Часть 2. Проблема и перспектива обсуждения (слайды 9 – 13)
Часть 3. Прагматика развертывания ГМ относительно СМД (слайды 14 – 29)
Часть 4. Диспозитив ГМ (слайды 30 – 40)
Слайд 3Часть 1. Истоки «Гуманитарной методологии»
Слайд 4Исходная (личностная) проблематизация
1. Самоликвидация «идеологического государства» (идеология «дешевого эффективного государства») и кризис
проектности
2. Ускоренная деградация деятельностей и перерождение символических форм («наука», «образование», «культура»)
3. Отчуждение и замыкание социального субъекта
4. Деструкция «натурализованных» стратегий (профессиональные и жизненные планы, карьерные представления)
5. Феномен «нереформируемости» (СБ, армия, образование и др.)
6. Культурно-антропологическая разорванность постсоветского пространства («Восток», «Запад», «Юг» и др.)
7. Кризис личностной идентичности
ПРОБЛЕМА: формирование образа жизненного пространства и способа понимания происходящего
Слайд 5Концептуальная проблематизация
Констатация: утрата «просветительских иллюзий» и разрушение «модернистской реальности»
Проблематизация: глубинные
основы «Европейского (в равной мере, Атлантического, Евразийского, Имперского и др.) проекта»
Традиция: методология как способ переупорядочения и реконструкции «натурализованных форм знания» ОДНОВРЕМЕННО, СМД-модель (?)
ИДЕЯ: оформление индивидуальной интеллектуально-практической позиции, не разрушающей, но критически возобновляющей рациональность в точке распада «современности»
Слайд 6Интенциональное содержание «Гуманитарной методологии» (ГМ)
1. Отказ от «линейной истории»: новая реальность неопределима
как «линейное продолжение» состоявшихся форм
2. Конституируемый феномен должен имплицитно содержать разрешение «проклятых вопросов» и ключевых диспозиций эпохи модерна: «внутреннее – внешнее», «субъективное – объективное», «трансцендентное – имманентное», «феноменальное – ноуменальное» и др.
3. Конституируемый феномен может опираться на «диспозитив» рациональности, но не должен заимствовать его вещные («онтологические») модели
4. Конституируемый феномен должен образовывать контекст для решения проблем индивидуального жизненного самоопределения (опыт, стратегия, переживание и др.)
ИТОГ: прообраз конструкта «Гуманитарной методологии»
Слайд 7Интендируемое содержание «Гуманитарной методологии»
ГМ – неклассический феномен, референциально связанный с несколькими рядами
концептов
Методологическая установка раскрывается через удержание значений персонологической (Р.Декарт, Э.Гуссерль, М.Мамардашвили) и содержательно-генетической (Г.Гегель, К.Маркс, Г.Щедровицкий) линий методологического дискурса; а также использование пространственно-подобных представлений и социотехнической организации рефлексивных процедур (СМД)
Гуманитарность понимается как многомерная соотнесенность с европейской традицией гуманитарного знания (humaniora); экспликацией культурно-антропологических значений и смыслов кризисной реальности начала XXI века; а также – актуализацией экзистенциальных мотивов в определении потенциально возможного пространства осмысленного существования
Слайд 8Часть 2. Проблема и перспектива обсуждения
Слайд 9Исходная проблематика обсуждения
1. Интерпретация базовых значений ГМ (культурные феномены – индивидуальные эпифеномены
и др.)
2. Экспертная оценка ГМ-дискурса (является ли ГМ – методологией?)
3. Содержательная квалификация феномена ГМ («прочтение», «программа», «профанация»)
Слайд 10Исходное позиционирование
ГМ в отношении к СМД
1 аспект (социально-психологический): ГМ находится во
«внешнем» отношении к СМД-формации;
2 аспект (содержательно-генетический): ГМ радикализует ряд актуальных для СМД мотивов, переопределяя их относительно современных культурно-антропологических данностей;
3 аспект (онтологический): ГМ исходит из необходимости принципиальной реконструкции онтологических картин и процедур СМД.
Слайд 11Логика построения ГМ (относительно СМД)
1. Определение базовых значений обсуждения (проблематизация, позиционирование)
2. Принятие
изнутри определенных достижений, проблем и тенденций развития СМД-подхода
3. Понимание (интерпретация) СМД в актуальных внешних научно-гуманитарных контекстах
4. Формулировка системы принципов ГМ в соотношении с СМД
Слайд 12Методологические
особенности этапов
1 этап: индивидуальная рефлексия
2 этап: обзор СМД-источников (материалы семинаров
и обсуждения Чтений 2004 и 2005 годов в сети Интернет на сайте www.circle.ru )
3 этап: три порядка понимания – проблематизация достижений, амплификация соотношений, концептуализация тенденций
4 этап: формулировка принципов, как результат обобщения «проблемы – соотношения – концепции»
Слайд 13Часть 3. Прагматика развертывания ГМ
Слайд 14Методология объективации и интерпретации СМД-представлений
Порядок проблематизации достижений (достижения, определенные внутри методологической формации,
должны быть извлечены из контекста методологического дискурса и заданы как проблемы для объективирующего внешнего понимания).
Порядок амплификации внутренних отношений (отрефлексированные внутри СМД отношения – проблемы, противоречия и альтернативы – усиливаются и переопределяются относительно существующих внешних напряжений и «растяжек»).
Порядок концептуализации тенденций и традиций (существующие внутри методологической формации историко-генетические рефлексии доопределяются, как диахронические модели, указывающие на возможные направления трансформации СМД-представлений).
Слайд 15Проблематизация достижений (кадр 1)
Различение «естественного» и «искусственного».
Модус различения проявляется в противопоставлении
натуралистической установки традиционных наук («наука – есть знание о Мире») и собственно методологической установки («любое знание – есть результат применения конституирующих средств, в связи с чем, знание – есть порождаемый нами в определенной ситуации конструкт»).
Одновременно, в СМД принципы деятельности и мышления приобретает характер всеобщих метафор, интерпретирующихся техническим образом («машина деятельности», «машина мышления»), а личность маргинализируется (личность – это не субъектность в деятельности, но способность «блуждать» между деятельностями, позициями и др.).
Проблематизация соотношения «натуральное – искусственное»: носит ли оно характер абсолютного («категориального») различения, либо эта оппозиция принадлежит конкретной дискурсивной (в том числе, мыследеятельностной) практике?
Слайд 16Проблематизация достижений (кадр 2)
Схематическая организация методологического мышления.
Проблемы понимания:
- характеристика пространства (размерность,
топология) схематизации;
- конституирующая пространство основа;
- имеют ли другие виды мышления (научное, управленческое и др.) пространственную организацию, и какова, в этой ситуации, специфика методологических пространственных представлений.
Актуальные проблематизации ГМ:
корректная топологическая интерпретация и рефлексия топологических отношений внутри существующих методологических моделей;
топологическая реконструкция других модальностей гуманитарного знания (научного, философского и др.);
разработка аппарата топологических реконструкций гуманитарных представлений.
Слайд 17Проблематизация достижений (кадр 3)
Позиционность знания и необходимость позиционирования в мышлении и деятельности.
Проблемы понимания:
- природа межпозиционных различий (что есть конституирующие позицию факторы: деятельность, мышление и коммуникация или социальные, культурные, религиозные формы и др.)?
- природа методологической позиции: Логик, Мыслитель, Деятель, Организатор? Как сочленены эти позиции: диахронически (этапы развития) или синхронически (субъектные ипостаси методолога)?
- каково соотношение «позиция – единица анализа» и «позиция – источник отношения»?
Проблематизация: позиционность НЕ как одномерная константа, но как динамический многосторонний конструкт
Слайд 18Проблематизация достижений (кадр 4)
Рефлексивная и игротехническая организация мышления в методологии.
Проблемы понимания:
-
природа рефлексивного отношения (рефлексия = принцип развития, отражение (в чем?), принуждение (зачем?))
- специфика «методологической» и «институциональной» игры
- предмет «организации»: М, МД, МК или …?
Проблематизация: концептуализация «ситуации мышления» в отношении к «жизненной ситуации»
Слайд 19Проблематизация достижений (кадр 5)
Организованность сферы методологии
Проблемы понимания:
- Принципы методологической организации (источник
организации – «Разум», «Харизма» …?)
- Характер методологической организованности – социальная, концептуальная, институциональная
- Различение и соотношение – методологическая организованность и неметодологические институты
Проблематизация: понимание методологии как многоуровневой конструкции: интеллектуально-философской формации, языка, социальной практики, институциональной формы и др.
Слайд 20Амплификация внутренних соотношений (кадр 1)
П.Г.Щедровицкий: Судьба методологии в XXI веке – трансляция
или воспроизводство.
Ряд существенных контекстов:
Содержательная оппозиция: методология – информация, технология, механизм (трансляция) или организм (воспроизводство)?
Формальная оппозиция: методология – идеологическое учреждение или социальный институт?
Контекстная оппозиция: методология – феномен модерна (захват, инкорпорирование, переработка) или феномен постмодерна (генотип, мутация, синкрет)?
Слайд 21Амплификация внутренних соотношений (кадр 2)
С.Л.Содин: Является ли соотношение между онтологической картиной и
методологическим подходом взаимно-однозначным? («Деятельность» - «деятельностный подход»; «Рефлексия – рефлексивный подход» ...)
Задача мышления: если эти соотношения взаимно-однозначны, то, что обусловливает «предустановленную гармонию», если нет – в чем причина гетероструктурности (и асинхронности развития) онтологических и собственно методологических представлений?
Задача понимания: в чем «культурный» и «личностный» смысл «онтологического безразличия» выдающихся методологов, подобно Л.С.Выготскому (П.Г.Щедровицкий)?
Слайд 22Амплификация внутренних соотношений (кадр 3)
Б.Д.Эльконин: соотношение между связностью мыследеятельности и дискретностью генеза?
Проблемы
понимания:
1. Является ли «Развитие» адекватной онтологией СМД и соответственно, совпадают ли топологически пространства развития в РО и СМД?
2. Идентичность методологии в глобальном культурно-философском контексте (немецкая классическая традиция, французский рационализм/социологизм/постмодернизм, выготскианство…)
3. Связь «положенного развития» (теория и практика РО или ОДИ) и «внутреннего развития» (трансформация представлений внутри научных и философских школ, личностной идентичности и личностного развития АВТОРОВ?)
ПРОБЛЕМА: ТРАНСФОРМАЦИИ КОНСТРУКТА «РАЗВИТИЯ» В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.
Слайд 23Амплификация внутренних соотношений (кадр 4)
Множественность порядков в СМД: причины и следствия?
Проблемы
понимания:
1) установление формальных связей и отношений между онтологическими картинами (например, МД = М + Д или МД = М + Д + … или МД = F (М; Д) …?).
2) является ли исторический порядок (СГЛ, ТМ, ТД, СМД) – естественным, искусственным, оестествленным?
3) как соотносятся разные «методологические онтологии»: выбор, перерастание, «отрицание отрицания»? В каком пространстве происходит соотнесение?
ПРОБЛЕМА: УСТАНОВЛЕНИЕ ВНЕ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОНТЕКСТОВ (ДЕТЕРМИНАНТ) ПОРОЖДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ
Слайд 24Амплификация внутренних соотношений (кадр 5)
Методология: реальность или представление?
Проблемы понимания:
1) схемы и
операции с ними – реальность методологии, либо ее знаковое представление?
2) что выступает в качестве референтов методологических знаков – реальные субъекты и их действия, либо специфические, порожденные внутри СМД-подхода образы (самореферентность методологических знаков)?
3) Статус «захваченной» реальности: возможны ли иные варианты знакового воплощения (множество СМД; И.В.Злотников)?
4) Природа реальности между «знаком» и «значением» (существует ли нерефлексивный компонент в методологии: сдвижки, стяжки, ошибки памяти, жизненные «развилки» и выборы)?
Слайд 25Амплификация внутренних соотношений (кадр 6)
Статус, содержание и структура методологического действия:
Метасредство развития культуры
(Г.П.Щедровицкий),
Искусство («метафронезис», В.Г.Марача),
Технология (Б.В.Сазонов),
Теория социального действия (М.В.Рац)…
Необходимость определения нерефлексивных «духовных оснований» методологической формации:
Просвещение, Прогресс или Прорыв?
Слайд 26Опыт концептуализации тенденций (кадр 1)
Смена онтологических представлений (по Г.П.Щедровицкому): СГЛ, ТМ, ТД,
СМД.
Проблема: обусловленность трансформаций? (НАМЕК: ОДИ – средство компенсации фиктивно-демонстративной сущности социальной жизни)
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ - онтологическая картина как средство компенсации:
СГЛ – компенсация дефектности способа мышления в общественных науках
ТМ и ТД – компенсация дефектности дисциплинарных практик
СМД-подход – компенсация дефектности и деструктивности управления …
ЗАДАЧА: предпонимание ОСНОВНОГО СИСТЕМНОГО ДЕФЕКТА «Новой России» как условие реконструкции методологического знания
Слайд 27Опыт концептуализации тенденций (кадр 2)
П.Г.Щедровицкий: Смена форм методологической практики: исследование –
проектирование – онтологическая работа.
Исследование: объект-субъектная диспозиция, принадлежность результатов – миру интеллектуальной деятельности и коммуникации, внешняя нормированность построений («исследовательская культура»).
Проектирование: субъект-объектная диспозиция («класть объекты»), принадлежность результатов – миру социальных отношений и культурных форм, прагматизм содержания.
Онтологическая работа: наличие мета-дисциплинарной позиции («прорисывание объемлющих рамок»), фундирующая роль коммуникативного содержания, консолидирующая направленность работы.
Таким образом, формирование современной методологической позиции возможно при позиционировании методологического содержания на шкале «внутренние интенции – внешние тенденции»
Слайд 28Опыт концептуализации тенденций (кадр 3)
П.В.Малиновский: смена типов методологической деятельности в связи с
изменением характера ключевых культурных задач (философская методология – конституирование «культурного целого», частно-предметные методологии – конструирование «предметностей», методология для XXI века – установление метаструктур взаимодействия между дисциплинарными организованностями (транспрофессионализация))
Отсюда – концептуальная проблема: методология в контексте (пост) (де) модернизации:
1) метасредство интеллектуального сопровождения тотальных проектов («Единая Россия», «Единая Европа» и др.);
2) метасредство противоборства в интеллектуальном противостоянии «Пост-власть – человек»;
3) метасредство формирования локальных идентичностей (личность, сообщество и др.).
Слайд 30Структура диспозитива ГМ
1) Базовые интерпретации
2) Основные концепты ГМ
3) Принципы ГМ
Слайд 31Базовые интерпретации ГМ
(кадр 1)
Гуманитарная методология – способ концептуализации методологической (рационально-критической, реконструктивной,
ценностно-смысловой) установки по отношению к «натурализованным» формам знания в ситуации разложения модернистской формации и проблематизации оснований европейской рационалистической традиции
Гуманитарная методология имплицирует два ряда феноменов: европейскую культурную традицию (гуманитарность) и субстанциальная критичность (методологизм)
Слайд 32Базовые интерпретации ГМ
(кадр 2)
Ситуация ГМ – «точка соотнесения» различных «натурализованных в
сознании и бытии» порядков реальности;
ГМ – знание – трансдисциплинарное, символическое, рационализирующее, сингулярное, ситуативно- и субъектно-центрированное
ГМ – установка – смыслообразующая (конституирующая – рационализирующая различия на границе разных порядков бытия; рефлексивная – оборачивающая внешнюю событийность во внутренний опыт; проективная – порождающая новые событийные пространства)
Слайд 33Базовые интерпретации ГМ
(кадр 3)
Сингулярность знания и со-знания в ГМ: переход к
каждому следующему слою (нерефлексивная событийность, языковые «эмпирические» описания, теоретические модели – есть феномены доопределения ситуации «культурным» субъектом)
Принцип неопределенности: непосредственное знание – в наибольшей степени содержательно, в наименьшей – формализуемо; философско-теоретическое – в наибольшей степени формально, в наименьшей – содержательно)
Полюсность различений – различения не между объектами, но между их «натурализованными в сознании» формами
Слайд 34Базовые интерпретации ГМ
(кадр 4)
Разноуровневость и полиструктурность ситуации:
- нерефлексивные содержания «…»
- языковые
конструкты («это - …»)
- рациональные реконструкции («почему и зачем», «в связи с чем»)
Противоположность и взаимосвязанность: натурализация (приведение «разрывной» реальности – к квазинепрерывной) и рефлексия (деструкция квазинепрерывных последовательностей); ситуационная и субъектная обусловленность рефлексивных и натурализующих порядков (методологическая, научная, управленческая, личностная рефлексия)
ПРОБЛЕМА: позиция и ответственность «ПРОБЛЕМАТИЗАТОРА»
Слайд 35Базовые интерпретации ГМ
(кадр 5)
Методология – НЕ есть ОНТОЛОГИЯ, но – ОТНОШЕНИЕ.
ОНТОЛОГИЯ – есть продукт объективации и культурной фиксации (ИМЕНОВАНИЯ) методологического отношения, в связи с чем, развитие методологических и онтологических представлений – асинхронно (онтология запаздывает и отстает).
Отсюда:
– принципиальная возможность «онтологического безразличия» - формулировка рационально-критического отношения к фактам сознания без формирования «объемлющей рамки» (Л.С.Выготский)
– неизбежность реконструкции методологических форм: объективированное отношение («онтология») становится объектом других отношений
– воспроизводство методологии – есть воспроизводство отношения, отсюда «субстанциальная внутренняя критичность», условность и субъектность
Слайд 36Базовые интерпретации ГМ
(кадр 6)
СМЕНА РАМКИ РАЗВИТИЯ: ОНТОЛОГИЯ – ДИСПОЗИТИВ
Онтология – мировоззренческое
гомогенизирующее и обобщающее основание («Деятельность», «Мыследеятельность», «Развитие» и др.)
Диспозитив – ситуативно и субъектно обусловленное сочетание различных значений и порядков
Диспозитив РАЗВИТИЯ:
werden + VERB (Futurum I) – das WERDEN (становление, образование)
«Позитивный эволюционизм» (Просвещение + гегельянство + марксизм)
Всеобщность образования (СССР, 20-ые годы)
Внутриполитические оппозиции 60 – 80-ые годов («тоталитарное безмыслие» - «свободное мышление»)
Религиозно-культурная традиция («Пасхальная Агада» Л.С.Выготского, различие «природных» и «культурных» функций, «учебный диалог» и «4 вопроса» и др.)
Слайд 37Базовые интерпретации ГМ
(кадр 7)
Методология – есть «гипертекст» в пространстве существующих дисциплинарных
организованностей, обусловленный позиционированием «методолога» Методологическое содержание – неотчуждаемо от личностного содержания
Методологические представления – открыты к нерефлексивным («духовным») реальностям
Специфика ГМ в ее исходной «внешней» проблематизации:
- деградация и распад институтов модерна («школа», «производство»);
- разрушение форм рациональности (проектность, диалог, критика);
- «культ Танатоса» (Чечня, эвтаназия, криминализация культуры, депопуляция и др.)
Слайд 38Основные концепты ГМ
Пространство – первичное представление гуманитарной реальности, характеризующееся многослойностью, уровневостью
и полиструктурностью
Знак – символическое обозначение любой пространственной неоднородности
Напряжение – Рассечение – Разрыв – внешние («знаковые») проявления несоответствий разных уровней (слоев) гуманитарной реальности
Рефлексивный порядок – натурализованные знаковые структуры и последовательности
Топология – совокупность качественных и количественных характеристик пространственного представления
Диспозитив – ситуативно и субъектно-значимое сочленение различных рефлексивных порядков
Смысл – индивидуализированный образ реальности
Слайд 39Основные принципы ГМ
Принцип деятельности + Примат деятельности над знаниями – Принцип относительности
знания (знание – есть отношение, знание – относительно нерефлексивных оснований, множественная обусловленность и невозможность «передачи» знания)
Системно-методологический подход + Диалектика внутреннего и внешнего в деятельности – Ситуационный подход (ситуация как многоуровневый феномен, опознание ситуации как совокупности различений, знание как результат субъектного доопределения ситуации)
Принцип двойного (множественного) знания + Принцип визуализации (операциональности и схематичности) + Принцип множественности позиций и необходимость кооперации для синтеза и конфигурирования реальности – Пространственная организация ситуации и субъектности (многомерность, относительность различий, «полюсность» сборки)