Иконопись

Содержание

Слайд 2

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой
являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера. Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны. Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Слайд 3

Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На

Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На
лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

Слайд 4

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и
рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

Слайд 5

На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а

На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а
затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую — черной или коричневой краской. Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

Слайд 6

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы,

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы,
свет, венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком — "проолифливали".

Слайд 8

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но,

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери,
по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.  За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. 

Слайд 9

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими
родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше».

Слайд 10

У преподобного Алипия был ученик и спостник — преподобный Григорий, который тоже

У преподобного Алипия был ученик и спостник — преподобный Григорий, который тоже
написал много икон, и все они разошлись по России.В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском. 

Слайд 11

У преподобного Алипия был ученик и спостник — преподобный Григорий, который тоже

У преподобного Алипия был ученик и спостник — преподобный Григорий, который тоже
написал много икон, и все они разошлись по России.В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском. 

Слайд 12

В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий. 

В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий.

Слайд 13

В конце XII века была создана икона «Спас НерукотворныйВ конце XII века

В конце XII века была создана икона «Спас НерукотворныйВ конце XII века
была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту(ГТГ). Величественный лик Христа исполнен точным рисунком 

Слайд 15

Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году[),

Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в
когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь[ — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.

Слайд 16

Смоленская икона божьей Матери 1456г.

Смоленская икона божьей Матери 1456г.

Слайд 17

Согласно легенде, попала в КонстантинопольСогласно легенде, попала в Константинополь изИерусалимаСогласно легенде, попала в Константинополь изИерусалима в V векеСогласно легенде,

Согласно легенде, попала в КонстантинопольСогласно легенде, попала в Константинополь изИерусалимаСогласно легенде, попала
попала в Константинополь изИерусалима в V веке при императоре Феодосии

На Русь икона попала из ВизантииНа Русь икона попала из Византии в начале XII векаНа Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 годаНа Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию ДолгорукомуНа Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриархаНа Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.

Слайд 18

Спас Златая риза — икона — икона византийского — икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле — икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле, датируется XI

Спас Златая риза — икона — икона византийского — икона византийского происхождения
веком. В 1700 году была полностью переписана царским изографом была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым. Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её.

Слайд 19

«Апостолы Пётр и Павел» — икона — икона середины XI века, самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона

«Апостолы Пётр и Павел» — икона — икона середины XI века, самое
происходит из новгородского Софийского собора. Икона происходит из новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.

Слайд 20

Станко́вая жи́вопись — род живописи — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо

Станко́вая жи́вопись — род живописи — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное
от окружения. Буквально — живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).
Произведение станковой живописи — картинаПроизведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальнойПроизведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие отдекоративнойПроизведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие отдекоративной) основеПроизведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие отдекоративной) основе (холстеПроизведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие отдекоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, бумаге, шёлке, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.
Основные материалы станковой живописи — масляныеОсновные материалы станковой живописи — масляные, темперныеОсновные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельныеОсновные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашьОсновные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастельОсновные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрилОсновные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушьюОсновные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.

Слайд 21

Святой Георгий — новгородская — новгородская икона — новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия — новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора — новгородская икона с

Святой Георгий — новгородская — новгородская икона — новгородская икона с поясным
поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора Московского Кремля — новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора Московского Кремля. Этот памятник станковой живописи, датируемый концом XI — новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора Московского Кремля. Этот памятник станковой живописи, датируемый концом XI либо XII веком — новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора Московского Кремля. Этот памятник станковой живописи, датируемый концом XI либо XII веком, принадлежит к числу древнейших в России.

Слайд 22

Икона, по мнению академика В. Н. ЛазареваИкона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была

Икона, по мнению академика В. Н. ЛазареваИкона, по мнению академика В. Н.
привезена в Москву Иваном ГрознымИкона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была привезена в Москву Иваном Грозным, который вывез из Новгорода большое количество местных святынь.

Слайд 23

новгородские

Устюжское Благовещение — русская икона — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20-30-е

новгородские Устюжское Благовещение — русская икона — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы
годы XII века — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. Одна из немногих сохранившихся русских икон домонгольского периода. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд 24

«Святой Георгий» — русская икона — русская икона домонгольского периода. Икона имеет новгородское — русская икона домонгольского периода. Икона имеет новгородскоепроисхождение и

«Святой Георгий» — русская икона — русская икона домонгольского периода. Икона имеет
была храмовым образом Юрьева монастыря — русская икона домонгольского периода. Икона имеет новгородскоепроисхождение и была храмовым образом Юрьева монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Слайд 25

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная (Богоматерь Знамение) — православная икона (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная (Богоматерь Знамение) — православная
Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон.

Слайд 26

Ангел Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей — древнейшая икона из

Ангел Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей —
собрания Государственного Русского музей в Санкт-Петербурге — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асистаХарактерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

Слайд 27

Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (обычно около 100 нм) — тончайшие (обычно около 100 нм)

Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (обычно около 100 нм) — тончайшие (обычно
листы золота) — тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются вдекоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов называют листы других металлов или сплавов, имитирующих называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (Sn называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS2), который применяется в составе красок), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.

Слайд 28

Богоматерь Умиление — русская икона — русская икона новгородского — русская икона новгородского происхождения, которая датируется последней третью XII века.[1] Находится в Успенском соборе Московского

Богоматерь Умиление — русская икона — русская икона новгородского — русская икона
Кремля.

Слайд 29

«Облачное Успение» — русская икона — русская икона конца XII — русская икона конца XII — начала XIII веков — русская икона конца XII — начала XIII веков, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. В

«Облачное Успение» — русская икона — русская икона конца XII — русская
настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1933 году. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1933 году из Новгородского музея. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1933 году из Новгородского музея. Была раскрыта в Третьяковской галереи в 1935 году искусствоведом И. И. Сусловым.

Слайд 30

Владимиро-Суздальские

Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви — почитаемая в Русской церкви чудотворной — почитаемая в Русской

Владимиро-Суздальские Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви — почитаемая
церкви чудотворной икона — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году — почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Слайд 31

Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью — почитаемая Русской православной церковьюикона — почитаемая Русской православной церковьюикона Богородицы —

Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью — почитаемая
почитаемая Русской православной церковьюикона Богородицы, написанная в XII веке — почитаемая Русской православной церковьюикона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского — почитаемая Русской православной церковьюикона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.

Слайд 32

Спас Златые власы — икона — икона, созданная не позднее первой четверти XIII века.
Кем написана не известно.

Спас Златые власы — икона — икона, созданная не позднее первой четверти
Имя файла: Иконопись.pptx
Количество просмотров: 180
Количество скачиваний: 0