Слайд 2Что такое имплицитное научение?
Приобретение знания, влияющего на поведение, но не представленного в
![Что такое имплицитное научение? Приобретение знания, влияющего на поведение, но не представленного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-1.jpg)
сознании.
(согл. Cleeremans, 1996)
Слайд 3Когда мы говорим об ИН?
a>b
где a – чувствительность на уровне поведения к
![Когда мы говорим об ИН? a>b где a – чувствительность на уровне](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-2.jpg)
закономерностям задачи, b – эксплицитное знание об этих закономерностях.
Слайд 4Критерии ИН
Намерение;
Наличие метакогниций;
Доступность.
(Cleeremans & Dienes, 2008)
![Критерии ИН Намерение; Наличие метакогниций; Доступность. (Cleeremans & Dienes, 2008)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-3.jpg)
Слайд 5Как это связано с процессами контроля систем?
В психологии решения задач используются компьютерные
![Как это связано с процессами контроля систем? В психологии решения задач используются](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-4.jpg)
игры-симуляции сложных систем.
Несмотря на простоту, они сохраняют определяющие свойства.
В ряде работ на этом материале показано, что ИН возникает в ходе взаимодействия со сложной системой.
Слайд 6Комплексные системы в когнитивной психологии
Определяющие свойства комплексной задачи:
Динамика;
Зависимость от времени;
Собственно комплексность.
(Quesada et
![Комплексные системы в когнитивной психологии Определяющие свойства комплексной задачи: Динамика; Зависимость от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-5.jpg)
al., 2005)
Слайд 7Sugar Factory (Berry & Broadbent, 1984)
Pt = 2W - Pt-1 + e,
![Sugar Factory (Berry & Broadbent, 1984) Pt = 2W - Pt-1 +](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-6.jpg)
где Pt – продукция сахара в момент времени t,
Pt-1 – продукция в предыдущий момент,
W – число задействованных рабочих,
e - случайный фактор
Слайд 8Sugar Factory: методика
Инструкция
Обучение
Тестовая фаза
Вопросы
Решатель учится управлять фабрикой; успешность определяется отклонением от цели
![Sugar Factory: методика Инструкция Обучение Тестовая фаза Вопросы Решатель учится управлять фабрикой;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-7.jpg)
в тестовой фазе.
В конце эксперимента он отвечает на вопросы:
Предсказание будущих состояний системы;
Определение правильного ввода.
Слайд 9Sugar Factory: методика
Испытуемые делятся на группы с различной длительностью обучающей фазы.
Также может
![Sugar Factory: методика Испытуемые делятся на группы с различной длительностью обучающей фазы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-8.jpg)
меняться информативность инструкции.
Слайд 10Sugar Factory: результаты
Успешность не связана с числом верных ответов в тесте: она
![Sugar Factory: результаты Успешность не связана с числом верных ответов в тесте:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-9.jpg)
возрастает независимо.
Связь между ними появляется только после длительной практики.
Подсказки улучшают результаты теста, но не успешность.
a растет, b остается неизменным;
т.о., a>b
Слайд 11The Whale Game (Porter, 1986)
Две задачи:
Кит должен поедать планктон – нужно знать,
![The Whale Game (Porter, 1986) Две задачи: Кит должен поедать планктон –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-10.jpg)
по каким правилам он движется;
За китом охотятся каяки – нужно знать, как их избегать.
Решатель хорошо понимает, как ловить планктон, но не может объяснить правила избегания каяков.
Слайд 12The Whale Game: методика
В ходе игры испытуемые выполняют побочное задание:
Рассуждение вслух;
Счет;
Повторение слов.
Успешность
![The Whale Game: методика В ходе игры испытуемые выполняют побочное задание: Рассуждение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-11.jpg)
оценивается по количеству съеденного планктона и частоте столкновений с каяками;
Знание двух правил – по вербальному отчету в конце пробы.
Слайд 13The Whale Game: результаты
Побочное задание действует на две закономерности по-разному:
Эффективность поедания планктона
![The Whale Game: результаты Побочное задание действует на две закономерности по-разному: Эффективность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-12.jpg)
ухудшается по сравнению с контрольной группой;
Успешность избегания каяков в основном остается неизменной.
Слайд 14Проблема экологической валидности
Описанные задачи в целом не похожи на реальные комплексные системы.
![Проблема экологической валидности Описанные задачи в целом не похожи на реальные комплексные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-13.jpg)
Это вырожденные случаи.
Можно ли переносить результаты на большие системы?
Слайд 15Firechief (Omodei & Wearing, 1995)
Большая экологическая валидность по сравнению с предыдущими задачами:
Число
![Firechief (Omodei & Wearing, 1995) Большая экологическая валидность по сравнению с предыдущими](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-14.jpg)
переменных;
Временное давление;
Несколько процессов, протекающих параллельно.
Слайд 17Firechief: методика
Успешность в игре зависит от числа и вида сгоревших участков.
Выбраны две
![Firechief: методика Успешность в игре зависит от числа и вида сгоревших участков.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-16.jpg)
закономерности:
Скорость горения разных участков;
Ценность разных участков.
Слайд 18Firechief: методика
Как доказать для такой сложной системы, что a>b?
Мы сравниваем меру чувствительности
![Firechief: методика Как доказать для такой сложной системы, что a>b? Мы сравниваем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-17.jpg)
с эксплицитной оценкой:
Тест реакции выбора;
Прямая количественная оценка.
Слайд 19Firechief: методика
Тест (выбор одного из трех вариантов ответа):
Требуется отвечать как можно быстрее,
![Firechief: методика Тест (выбор одного из трех вариантов ответа): Требуется отвечать как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-18.jpg)
не раздумывая.
Снижение влияния сознательной репрезентации за счет спонтанности реакций.
Слайд 20Firechief: методика
Прямая оценка:
Время не ограничено;
Принимаются гипотезы, в которых решатель не уверен.
![Firechief: методика Прямая оценка: Время не ограничено; Принимаются гипотезы, в которых решатель не уверен.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-19.jpg)
Слайд 22Firechief: методика
Теоретически критерий ИН здесь – доступность.
Эмпирический критерий - рост a при
![Firechief: методика Теоретически критерий ИН здесь – доступность. Эмпирический критерий - рост](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-21.jpg)
неизменном b.
Имеет смысл только тогда, когда a выше случайного угадывания.
Слайд 23Firechief: методика
Инструкция
Проба 1
Проба 2
Проба 6
Проба 5
Проба 4
Проба 3
Тренировочная проба
Измерение знания
Измерение знания
![Firechief: методика Инструкция Проба 1 Проба 2 Проба 6 Проба 5 Проба](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-22.jpg)
Слайд 24Firechief: результаты
Для одной из двух закономерностей получен желаемый эффект:
Успешность выполнения теста растет;
Точность
![Firechief: результаты Для одной из двух закономерностей получен желаемый эффект: Успешность выполнения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-23.jpg)
прямых оценок не меняется.
Часть приобретаемого решателем знания носит имплицитный хараткер.
Слайд 25Обсуждение: экологическая валидность
В отличие от других парадигм изучения ИН, задача обучения поставлена
![Обсуждение: экологическая валидность В отличие от других парадигм изучения ИН, задача обучения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-24.jpg)
явно.
В реальности обучение часто протекает в таких условиях.
Динамические системы как таковые считаются более экологически валидными, чем классические задачи.
Слайд 26Обсуждение: проблемы измерения
В классических парадигмах (AGL, SL) b=0. Достаточно доказать, что a>0.
Здесь,
![Обсуждение: проблемы измерения В классических парадигмах (AGL, SL) b=0. Достаточно доказать, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-25.jpg)
напротив, b>0 всегда.
Для крупных систем измерение знания вообще затруднено.
Слайд 27Зачем использовать такие задачи?
Если мы предположим, что ИН протекает по-разному в отсутствие
![Зачем использовать такие задачи? Если мы предположим, что ИН протекает по-разному в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465435/slide-26.jpg)
задачи обучения и при наличии ее.
Если нас интересуют задачи со множеством переменных.