Интегрированный урок по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"

Содержание

Слайд 2

МОУ СОШ № 27 г.Владивостока
Учитель литературы Васильева С.П.
Учитель истории Баринова М.В.

МОУ СОШ № 27 г.Владивостока Учитель литературы Васильева С.П. Учитель истории Баринова М.В.

Слайд 3

Тема

Эпиграфы

Цели

Оборудование

План урока

Класс

О г л а в л е н и е

Тема Эпиграфы Цели Оборудование План урока Класс О г л а в

Слайд 5

Сын Отечества.
Прорицатель вольности.

Тема урока

Сын Отечества. Прорицатель вольности. Тема урока

Слайд 6

Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества.
А.Н.Радищев
Известная зловредная книга «Путешествие

Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества. А.Н.Радищев Известная зловредная книга
из Петербурга в Москву» в благопристойном государстве терпима быть не может.
Екатерина II

Эпиграфы

Слайд 7

Цели

Проследить, в каких конкретных условиях формировалось мировоззрение А.Н.Радищева;
Выяснить, какие черты характера, личности

Цели Проследить, в каких конкретных условиях формировалось мировоззрение А.Н.Радищева; Выяснить, какие черты
выделили этого человека из среды своих современников
Раскрыть замысел и значение произведения А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и с помощью картины, созданной автором, ярче представить ту историческую эпоху, которую оно воссоздает;
Сформировать представление о Радищеве как об одном из первых идеологов русской революции.

Слайд 8

Оборудование

Доска
Портрет Радищева
Карта 18 века «Тракт от Москвы до С.-Петербурга»
Выставка книг по теме
Выставка

Оборудование Доска Портрет Радищева Карта 18 века «Тракт от Москвы до С.-Петербурга»
рисунков учащихся по книге Радищева

Слайд 10

План урока

Обзор эпохи
Биография А.Н.Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву»: тема, идея, значение произведения
Подвиг

План урока Обзор эпохи Биография А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: тема,
Радищева

Слайд 11

«Путешествие из Петербурга в Москву» - произведение, ставшее для Радищева эпохальным и

«Путешествие из Петербурга в Москву» - произведение, ставшее для Радищева эпохальным и
судьбоносным, так как вся его дальнейшая жизнь была обусловлена реакцией общества, в частности,
Екатерины Екатерины IIЕкатерины II на появление этого произведения



Слайд 12

Последовал арест, смертный приговор, замененный ссылкой в Сибирь на 10 лет. О

Последовал арест, смертный приговор, замененный ссылкой в Сибирь на 10 лет. О
том, как сложилась дальнейшая жизнь Радищева, поговорим позже, а сейчас обратимся к произведению и постараемся понять, почему же была такая реакция, за что такое суровое наказание.
- Как начинается произведение?
С какой целью обычно используется эпиграф?
Зачитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

Слайд 13

Известная зловредная книга «Путешествие из Петербурга в Москву» в благопристойном государстве терпима

Известная зловредная книга «Путешествие из Петербурга в Москву» в благопристойном государстве терпима
быть не может.
Екатерина Екатерина II

Слайд 15


В нем заключается идея произведения.

В нем заключается идея произведения.

Слайд 16

"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". "Тилемахида", том II, кн. XVIII.

"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". "Тилемахида", том II, кн. XVIII.
стих 514. { Обло. - тучно; озорно - нагло, пакостливо; лаяй - лающее. Эпиграф - слегка измененный стих поэмы В. К. Тредиаковского "Тилемахида" (1766). Приводя слова, которыми поэт описывал одного из царей, злоупотреблявших властью, Радищев бросает вызов деспотическому русскому самодержавию.}

Слайд 17

Эпиграф, посвящение другу.

Эпиграф, посвящение другу.

Слайд 18

В нем заключается идея произведения.

В нем заключается идея произведения.

Слайд 19

«Телемахида» Тредиаковского – стихотворная переделка романа французского писателя Ф.Фенелона «Приключения Телемаха» (1699),

«Телемахида» Тредиаковского – стихотворная переделка романа французского писателя Ф.Фенелона «Приключения Телемаха» (1699),
задуманного как «урок царям». Телемак, сын Одиссея, в течение многих лет повсюду ищет отца. В одной из песен описывается ад, где Телемак видит мучения злых царей. В качестве одного из наказаний им преподносят два зеркала – Лести и Истины. В зеркале Лести они видят себя такими, какими их изображали при жизни: чем хуже царь, тем прекраснее, ибо «злых паче боятся» и сами они «желают бесстыдно подлых ласкательств». Зеркало Истины отражает их подлинный облик, более страшный, чем самые ужасные чудовища, в том числе стоглавая Лернейская гидра и охраняющий ад пес Цербер (с тремя пастями). Радищевское «стозевно» объединило оба чудовища в одно – имя его – самодержавие и крепостничество.

Слайд 20

А какие слова из обращения к другу вы считаете самыми яркими,

А какие слова из обращения к другу вы считаете самыми яркими, намекающими
намекающими на то, о чем пойдет речь дальше?
Итак, отчего страдает душа писателя и чем страшен самодержавно-крепостнический строй, мы постараемся понять, обратившись к содержанию книги.
Как построено произведение? Какова его композиция?
Итак, герой произведения едет из Петербурга в Москву (карта), и главы книги носят названия почтовых станций, причем в каждой главе описываются реальные факты и приводятся авторские рассуждения (от лица героя) об увиденном или услышанном.

Слайд 21

А. М. К.
{А. М. К. - инициалы Алексея Михайловича Кутузова, товарища

А. М. К. {А. М. К. - инициалы Алексея Михайловича Кутузова, товарища
Радищева по Лейпцигскому университету, писателя, масона. Посвящение Кутузову - не только дань дружбы, но и акт полемики.}
Любезнейшему другу
. Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг. Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи?

Далее «Обращение к другу»

Слайд 22

Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от

Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от
себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. "Отыми завесу с очей природного чувствования - и блажен буду". Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! - я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратий своей; кто в шествии моем меня подкрепит, - не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг! Ты близ моего сердца живешь - и имя твое да озарит сие начало.

Слайд 23

Книга состоит из глав, названных по наименованию почтовых станций между Петербургом и

Книга состоит из глав, названных по наименованию почтовых станций между Петербургом и
Москвой. Это цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях.

Слайд 24

Очерк – жанр эпоса, в котором повествование, содержащее элемент вымысла и авторскую

Очерк – жанр эпоса, в котором повествование, содержащее элемент вымысла и авторскую
оценку, опирается на реальные факты и описывает реальных людей.

Слайд 25

Какая же картина в целом предстает перед читателем? Какой образ?
Какой видит путешественник

Какая же картина в целом предстает перед читателем? Какой образ? Какой видит
российскую действительность, какие проблемы автор поднимает в своем произведении? Давайте присоединимся к путешественнику и побываем на некоторых станциях. Откройте главу «Любани». О чем она повествует?
Что мы видим? Крестьянин работает на барщине – о каком крестьянине идет речь?
Как он работает на себя?
А что отвечает на вопрос путешественника «Так ли ты работаешь на господина своего?»

Слайд 26

Образ России, картина российской действительности.

Образ России, картина российской действительности.
Имя файла: Интегрированный-урок-по-произведению-А.Н.Радищева-"Путешествие-из-Петербурга-в-Москву".pptx
Количество просмотров: 169
Количество скачиваний: 0