Ислам и иудаизм

Содержание

Слайд 2

Ислам — одна из трёх монотеистических религий, основанных на вере в Б-жественное

Ислам — одна из трёх монотеистических религий, основанных на вере в Б-жественное
Откровение и пророческое послание (непосредственно или через ангела). Ислам является младшей из этих религий (Иудаизм, Христианство) и считает своим родоначальником Магомета (первая половина 7 века).
Хотя Ислам и возник в среде языческой, однако его связи с еврейством, где лежат его корни, проявляются в области догматики и религиозного церемониала значительно ярче, чем это наблюдается в христианстве. На Магомета оказали большое влияние евреи, особенно, когда он жил в Мекке и в первое время его пребывания в Медине. Когда же позже отношение Магомета к евреям ухудшилось, Ислам утратил немало точек соприкосновения с Иудаизмом. Это удаление от Иудаизма сказалось преимущественно в области церемониала, тогда как догматика Ислама оставалась в несомненной связи с еврейскими догматами.

Ислам и иудаизм

Слайд 4

Это не помешало Исламу занимать порой враждебную позицию к Иудаизму и его

Это не помешало Исламу занимать порой враждебную позицию к Иудаизму и его
последователям: как в Коране, так и в последующей богословской мусульманской литературе, имеется немало резкой полемики с Иудаизмом

 Особенно враждебны стали отношения ортодоксального направления в Исламе, так называемое шиитское, тогда как направление суннитское, к которому принадлежит большинство мусульман, иногда поддерживало с Иудаизмом и еврейской религиозной философией весьма дружеские отношения.

Арабское слово «Ислам» означает «покорность», именно покорность воле Б-жьей. Значительная доля богословских терминов перешла в арабский язык одновременно с соответствующими понятиями из иврита и древне-арамейского языков. Древнейшие арабские теологи (в том числе и Таалаби) производят даже имя «Аллах» от еврейско-сирийского слова Elah . Магомет первоначально обозначал свои откровения «mathani», т.е. «повторное откровение», в чём мы несомненно находим отзвук еврейского слова «Мишна» (по сирийско-арамейски «Mathnita»). Слово это Магомет, вероятно слышал от евреев и от них он узнал о его значении и связанном с ним понятии. Также позже введённый им термин «Коран» (Алкоран) тесно примыкает к еврейскому обозначению Святого Писания (מקרא), результата непосредственного Откровения Б-жья.

Слайд 5

.

Мусульмане именуют иудеев yahud (евреи) и banu Isra’il (сыны Израиля). Причем, yahud

. Мусульмане именуют иудеев yahud (евреи) и banu Isra’il (сыны Израиля). Причем,
временами может носить пренебрежительный и несколько негативный смысл, в то время как banu Isra’il, Isra’ili имеет характер официального, нейтрального и вежливого именования. В средневековье высокопоставленные евреи в мусульманских землях часто носили прибавку к своему имени Isra’ili.

Слайд 6

Мухаммад надеялся и впредь на объединение христиан, иудеев и своих последователей в

Мухаммад надеялся и впредь на объединение христиан, иудеев и своих последователей в
единой общине. Однако вскоре в Медине вызрели противоречия между Мухаммадом и иудейскими учителями, которые отрицали и подвергали насмешкам данное ему Откровение на том основании, что оно противоречит Торе. 

История мусульманско-иудейской полемики началась вместе с возникновением ислама. Активность иудейских общин в ареале зарождения и формирования ислама была весьма высокой. В Аравии VI–VII вв. иудаизм имел прозелитический характер, и иудейские общины в Хиджазе и Йемене включали в себя этнических арабов, обратившихся в иудаизм. После 622 г. в Медине на первых порах мусульманская и иудейская общины (Кайнука, Надир, Курайза) были слиты в единое целое – в единую общину верующих-муслимуна.

Слайд 7

Таким образом, изначально конфликт с иудеями носил как догматический, так и личностный

Таким образом, изначально конфликт с иудеями носил как догматический, так и личностный
характер. Положение усугубилось последовавшей политической нелояльностью иудейских общин в Медине, которая привела к разрыву общины Мухаммада с мединскими иудеями и изгнанию последних. Дистанцирование Мухаммада от иудаизма получило отражение в Коране. Причем, если именование yahud встречается чаще в негативном контексте, то banu Isra’il – чаще в позитивном.
Догматические противоречия с иудаизмом носят менее принципиальный характер в сравнении с мусульманско-христианскими противоречиями. Главные противоречия с иудаизмом сводятся к следующему: 1) разночтения в священной истории; 2) расхождения в обычаях (суббота, религиозные праздники); 3) непризнание иудеями пророческой миссии Мухаммада и богооткровенности Корана; 4) признание мусульманами в отличие от иудеев христианской новозаветной традиции и приятие христианского универсализма; 5) непризнание мусульманами богоизбранности иудеев; 6) критика антропоморфизма в иудейском образе Бога. Центральным пунктом мусульманского толкования иудаизма был принцип отмены (насх) прежнего Откровения последующим Откровением. Согласно этому принципу, Откровение Иисуса отменяло Тору в противоречащих Новому Завету частях, а Коран отменял противоречащие ему части как Торы, так и Нового Завета.

Слайд 8

Самые значительные тексты – «Рисала фи ал-радд ‘ала Ибн Нагрела» Ибн Хазма

Самые значительные тексты – «Рисала фи ал-радд ‘ала Ибн Нагрела» Ибн Хазма
(XI в.– направлен против визира-еврея Ибн Нагрела в Гранаде и инспирирован скорее возмущением творимыми им несправедливостями), его же Ибн Хазма полемический трактат «Китаб ал-фисал», и полемический трактат Самавала ал-Магриби (иудей, перешедший в ислам) в XII в.
Иудаизм сыграл для мусульманства ту же роль, что и для христианства – именно через иудаизм мусульманство очерчивало границы себя. Только разрыв с иудеями подтолкнул мусульман к полному осознанию собственной инаковости. Как для христианства, так и для мусульманства иудаизм – это тот Другой, который инициирует самоосознание.

В общем корпусе мусульманской полемистики иудаизм занимает весьма скромное место в отличие от христианства, опровержению которого посвящена значительная мусульманская литература. С иудеями практически не спорили.

Анти-иудейские тексты весьма немногочисленны, маргинальны (т.е. не имели сколько-нибудь широкого распространения) и по подробности не идут ни в какое сравнение с анти-иудейской христианской литературой. 

Слайд 9

Иудеи как ахл ал-зимма

Установления мусульманского законодательства по отношению к иудеям ничем особенным

Иудеи как ахл ал-зимма Установления мусульманского законодательства по отношению к иудеям ничем
не отличаются от относящихся к христианам. Статус ахл ал-зимма был общим для всех «людей книги». Эти установления восходят к византийскому гражданскому и каноническому законодательству в отношении иудеев.
Следует подчеркнуть, несмотря на острые догматические и политические противоречия и окончательную ссору с иудеями в Медине, Коран и последующая традиция отнюдь не демонизируютиудеев. Поэтому и не было в мусульманской среде в классическую эпоху и специфического «антисемитизма», присущего христианской культуре вообще и, в особенности, ее западной ветви.

Слайд 10

Это возмущение иногда приводило к насилию и еврейским погромам. Однако случалось это

Это возмущение иногда приводило к насилию и еврейским погромам. Однако случалось это
редко, для средневековья мы знаем лишь несколько таких случаев. Можно вспомнить, к примеру, судьбу ильханидского визира и великого персидского историка Рашид ал-Дина Табиба (1247–1318).

Возмущение мусульман высокопоставленными чиновниками-евреями на мусульманской службе – случалось не раз.

Еврейские общины на мусульманских землях были весьма многочисленны – практически во всех городах мусульманского мира, а также и в сельской местности. Как и в Византийской империи, на мусульманских территориях иудейские общины возглавлялись раввинами, которые сочетали в себе административные, религиозные и судебные функции. Евреи занимались ремесленными профессиями, особенно много было среди них врачей, а также и сельским хозяйством в деревнях. Некоторые из иудеев достигали высоких постов в административной иерархии мусульманских государств.