Содержание
- 2. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Исходные посылки оценки «влияния пройденного пути» на современную Россию.
- 3. Исторические предпосылки современного социального порядка в России В этой теме мы рассматриваем факторы, определившие складывание в
- 4. Исторические предпосылки современного социального порядка в России До середины XIII века , т.е. до монгольского нашествия,
- 5. Исторические предпосылки современного социального порядка в России В ту эпоху и сформировались на столетия вперед качественные
- 6. Исторические предпосылки современного социального порядка в России По концепции Ю.Пивоварова и Ф.Фурсова системообразующим элементом русской истории
- 7. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Выдающемуся русскому историку В.О.Ключевскому было очевидно, что по типу
- 8. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Совершенно очевидно качественное отличие этой системы отношений, с всесилием
- 9. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Аузан также напоминает, как формировалась Московская Русь – на
- 10. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Лишь во второй половине XVIII в. возникла частная собственность
- 11. Исторические предпосылки современного социального порядка в России В том же 1785г. Екатерина II подписала Жалованную грамоту
- 12. Исторические предпосылки современного социального порядка в России В целом можно сделать вывод, что в канун Октябрьского
- 13. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Институциональная теория социально-экономического развития Существенным восполнением к изложенным позициям
- 14. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Под раздаточной экономикой понимается такая экономическая система, которая обладает
- 15. Исторические предпосылки современного социального порядка в России На протяжении всех циклов российской истории с IХ в.
- 16. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Советская эпоха (1920-1980 гг.) отнесена Бессоновой к временам доминирования
- 17. Исторические предпосылки современного социального порядка в России При всей осторожности в формулировании выводов и Р.М.Нуреев, известный
- 18. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Великий русский ученый П.Н.Милюков в годы революции доказал, что
- 19. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Политолог В.Б.Пастухов утверждает, что российский коммунизм выглядит аномалией лишь
- 20. Исторические предпосылки современного социального порядка в России О традиционных политических институтах Московской Руси-России как предпосылках советского
- 21. Исторические предпосылки современного социального порядка в России В то же время и с не меньшим основанием
- 22. Исторические предпосылки современного социального порядка в России А.Янов обосновывает идею о борьбе в русской политической истории
- 23. Исторические предпосылки современного социального порядка в России С точки зрения преемственности русской религиозности как важнейшей стороны
- 24. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Деятелями культуры Запада Россия, как правило, воспринималась как страна
- 25. Исторические предпосылки современного социального порядка в России В России доминирующую позицию занимала и занимает в кругах
- 26. Исторические предпосылки современного социального порядка в России По данным известного знатока России С.Уайта (Университет Глазго), опиравшегося
- 27. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Геоклиматический фактор Относительно разработанной макроконцепцией русской уникальности является геоклиматическая
- 28. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Геоклиматический фактор В доиндустриальных обществах природная среда играла огромную
- 29. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Этноэкологический фактор Первая проблема заключается в степени моноэтничности населения
- 30. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Этноэкологический фактор (по концепции А.А.Сусоколова) Особенности политических, социальных и
- 31. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Этноэкологический фактор Условием перехода к интенсивной модели развития является
- 32. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Этноконфессиональный фактор Говоря об этноконфессиональном факторе развития русского социума,
- 33. Исторические предпосылки современного социального порядка в России Этноконфессиональный фактор Одна из основных черт православной этики состоит
- 35. Скачать презентацию
Слайд 2Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Исходные посылки оценки «влияния пройденного пути»
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Исходные посылки оценки «влияния пройденного пути»
Россию.
В основу оценки социальной ситуации в современной России нами положена концепция, согласно которой ее общественное устройство рассматривается как прямое продолжение существовавшего в СССР социально-экономического порядка, исторические корни которого уходят в многовековое прошлое страны – носительницы евроазийской православной цивилизации, не знавшей устойчивых институтов частной собственности, рынка, правового государства, гражданского общества. Крах коммунистической системы в России означал переход специфической евразийской цивилизации на новый этап ее эволюции при сохранении архаической социальной и политической «оболочки», каковой является неоэтакратический социально-экономический порядок, установившийся в стране, и классический авторитаризм (более точно – самовластье) в государственно-политическом устройстве. Можно предположить, что и в этих условиях страна сможет совершить определенное продвижение по пути технологической модернизации
Присвоение прогрессивных технико-экономических и культурно-бытовых заимствований с Запада при консервации институциональных и ценностно-нормативных структур неоднократно наблюдалось в истории России со времен Петра 1. Однако, этот путь каждый раз приводит страну после динамичного продвижения к намеченным целям к длительному периоду стагнации и необратимому отставанию. Такие тенденции являются формой утверждения альтернативного набора ценностей и принципов существования по отношению к развивающемуся глобальному рынку и демократическому мировому сообществу. Страны, создающие инновационную экономику, но сохраняющие этакратические социально-экономические институты и автократические режимы, неизбежно становятся фактором вызова оптимистическим перспективам информационной эпохи. Это к вопросу о возможностях модернизации без социально-политической и культурной трансформации.
Слайд 3Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В этой теме мы рассматриваем факторы,
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В этой теме мы рассматриваем факторы,
Отечественные авторы обычно отмечают решающую роль следующих факторов специфичности отечественной истории, организации экономической и социальной жизни, национальной культуры и менталитета: рассредоточение населения на огромных пространствах и изначально слабые связи между территориальными общностями; исключительная значимость борьбы за выживание в условиях сурового северного климата; наконец, и это самое важное, — многовековой процесс собирания земель, т. е. экстенсивный рост на протяжении примерно шестисот лет. Постоянная территориальная экспансия требовала государственности в форме самовластия и милитаризации страны, а как следствие — огромного напряжения народных сил.
Обобщая концептуальные подходы, сложившиеся в литературе, мы выделили следующие факторы: цивилизационно-экономический, геоклиматический, этноэкологический, этноконфессиональный.
Слайд 4Исторические предпосылки современного социального порядка в России
До середины XIII века , т.е.
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
До середины XIII века , т.е.
Ордынское нашествие как бы изменило национальный генетический код с европейского на какой-то иной. Ордынская система на смену формировавшемуся, но еще не сложившемуся феодальному классовому обществу Киевско-Новгородской Руси привела вместе с азиатской деспотией и азиатский (государственный) способ производства, и рыхлую бесклассовую социальную структуру социума без частной собственности, без социальных групп собственников. Именно на этой исторической почве и сформировался сословный строй, сословный порядок как отличительная институциональная и стратификационная система Московской Руси – царской России. С этого времени страна из европейской стала евразийской.(См. по этому поводу труды Л.Н.Гумилева).
Слайд 5Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В ту эпоху и сформировались
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В ту эпоху и сформировались
Слайд 6Исторические предпосылки современного социального порядка в России
По концепции Ю.Пивоварова и Ф.Фурсова системообразующим
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
По концепции Ю.Пивоварова и Ф.Фурсова системообразующим
Слайд 7Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Выдающемуся русскому историку В.О.Ключевскому было очевидно,
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Выдающемуся русскому историку В.О.Ключевскому было очевидно,
«Сословием мы называем классы («класс» для него здесь просто синоним понятия «группа»), на которые делится общество по правам и обязанностям, учрежденным верховной властью». И далее: «Сословное деление существенно юридическое, устанавливается Законом в отличие от других общественных делений». Это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, этническо-религиозное или экономическое деление. Принадлежность к сословию передается по наследству, но не строго, что способствует относительной открытости данной системы» (Ключевский 1918, с.79).
Слайд 8Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Совершенно очевидно качественное отличие этой системы
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Совершенно очевидно качественное отличие этой системы
Как отмечает (вслед за Г.В.Плехановым) А.А.Аузан, крепостничество – совсем не то же, что поземельная феодальная зависимость в Западной Европе. Феодальная зависимость строится на том, что крестьянин владеет наделом и за это несет обязанности. В России же крестьянину не надо было обменивать свою свободу на владение землей, свободных земель было в достатке. Поэтому происходило обратное. Не земля закреплялась за крестьянином, а он за землей. Очевидно, что «эта схема вообще не работает как экономическая схема. Если не будет постоянно присутствовать принуждение государства, у крестьянина нет стимула оставаться – его нужно удерживать».
Слайд 9Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Аузан также напоминает, как формировалась Московская
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Аузан также напоминает, как формировалась Московская
Напомним столь определяющую для судеб народа составляющую его исторического развития как история отношений собственности. Как и всюду на Востоке, со времен Золотой Орды на Руси, а позднее в Российском государстве отдельный человек не мог быть собственником, а мог быть лишь владельцем. Верховным собственником, прежде всего земли, и высшей абсолютной властью над подданными являлось государство, которое стало со времен Ивана Грозного типичной деспотией, а все подданные оказались в состоянии поголовного рабства.
Здесь стоит принять во внимание обычно игнорируемый факт многовекового сосуществования Московской и Литовской Руси. История Руси – России во многом сопряжена с этим сосуществованием выросших из одного корня, но потом значимо разошедшихся социальных организмов. И не стоит недооценивать, что «Украина не Россия», как, впрочем, и Белоруссия.
Слайд 10Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Лишь во второй половине XVIII
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Лишь во второй половине XVIII
Слайд 11Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В том же 1785г. Екатерина II
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В том же 1785г. Екатерина II
Слайд 12Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В целом можно сделать вывод, что
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В целом можно сделать вывод, что
Слайд 13Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Институциональная теория социально-экономического развития
Существенным восполнением к
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Институциональная теория социально-экономического развития
Существенным восполнением к
Слайд 14Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Под раздаточной экономикой понимается такая экономическая
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Под раздаточной экономикой понимается такая экономическая
собственность носит общественно-служебный характер, она распределяется между всеми и не принадлежит в полном объеме никому, доступ к ней осуществляется в форме службы;
в основе экономической организации лежит служебный труд, который носит обязательный характер и означает выполнение предписанных обществом функций;
обеспечение материальных условий для выполнения служебных обязанностей создается через институт раздач;
выполнение производственных задач и формирование общественного богатства происходит через институт сдач, которым обеспечивается обратная передача материальных благ, услуг и ресурсов от всех хозяйственных субъектов в распоряжение всего общества;
сигналы обратной связи передаются посредством института административных жалоб;
механизмом координации сдаточно-раздаточных потоков служит система управления и финансовые институты.
Слайд 15Исторические предпосылки современного социального порядка в России
На протяжении всех циклов российской истории
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
На протяжении всех циклов российской истории
Слайд 16Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Советская эпоха (1920-1980 гг.) отнесена Бессоновой
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Советская эпоха (1920-1980 гг.) отнесена Бессоновой
В 1990-х – 2000-х годов в стране формируется институциональная основа «либерального раздатка», т.е. такой системы экономических отношений, в которой (при сохранении своей сущности) институциональное ядро раздаточной экономики воплотится в либерально-экономические формы. К этим формам относятся договорная модель управления, бюджетное регулирование, хозяйственная независимость основных экономических объектов ограниченно встроенного института рыночной торговли и частного предпринимательства [Бессонова 2006].
Слайд 17Исторические предпосылки современного социального порядка в России
При всей осторожности в формулировании выводов
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
При всей осторожности в формулировании выводов
По его суждению, власть-собственность является основной характеристикой «восточного деспотизма». Речь идет о нерасчлененном единстве властных и собственнических функций; политическое лидерство дает неотъемлемое право распоряжаться собственностью, а собственность органически подразумевает наличие политического авторитета. Власть и господство основываются не на частной собственности как таковой, а на высоком положении в традиционной иерархии и престиже.
Слайд 18Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Великий русский ученый П.Н.Милюков в годы
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Великий русский ученый П.Н.Милюков в годы
Руси-России было присуще специфическое (пульсирующее) развитие общества, состоявшее в закрепощении и раскрепощении сословий государством. Данная концепция, разработанная либеральной академической наукой, являет собой пример реального научного прогноза, в котором утверждается возможность воспроизводства в будущем параметров социально-экономических отношений, уже имевшихся в прошлом. Универсальностью этих параметров объясняется поразительный факт, зафиксированный П.Н.Милюковым: русская история ХХ в. ближе к истории XVII в. , чем XIX в.
Революция начала ХХ в., сняв тонкий налет европейского гражданского права, вернула ситуацию к историческим архетипам служилого государства со свойственным для него огосударствлением земельного ресурса, полным растворением частного права в публичном [Милюков 2000]. На этой основе стало возможным восстановление квазисословной системы, установление связи земли и службы (закрепощение сословий государством), формирование особого служилого слоя (номенклатуры).
Можно констатировать, что данная концепция позволяет объяснить, почему вопрос о радикальном изменении форм собственности возникал в российской истории с регулярной периодичностью на этапах крупных реформ и столь же регулярно отодвигался в сторону в застойное время. [Медушевский 2007]
Слайд 19Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Политолог В.Б.Пастухов утверждает, что российский коммунизм
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Политолог В.Б.Пастухов утверждает, что российский коммунизм
Продолжая эту же линию, социолог С.Г.Кордонский в серии публикаций 2008-2012гг. применил для описания имперского, советского и современного российского обществ сословное представление о социальной стратификации и показал, что «сословия – а не классы – в России были, есть и в предвидимом будущем останутся основными элементами актуальной социальной структуры».
Слайд 20Исторические предпосылки современного социального порядка в России
О традиционных политических институтах Московской Руси-России
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
О традиционных политических институтах Московской Руси-России
...В России за пределами власти нет никакого общества, а есть только народ – безликая, однородная и безгласная этническая или конфессиональная (православный народ) общность». [Межуев 2000, с.94, 95]
Слайд 21Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В то же время и с
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В то же время и с
Как пишет А.П.Страхов, развитое сословное самоуправление не переросло «в реально действующие органы власти, ограничивающие свободу действий правительства, как это было на Западе.
...именно реализация традиционной модели самовластного правления в сочетании с самодостаточной жизнью крестьянского мира, сложившейся в силу особенностей исторического… развития и закрепившейся в политической культуре народа, не позволила развиваться действенным представительным органам власти». [Страхов 1999]
Слайд 22Исторические предпосылки современного социального порядка в России
А.Янов обосновывает идею о борьбе в
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
А.Янов обосновывает идею о борьбе в
Однако хотел бы солидаризироваться с историком В.Д.Соловьем. Он справедливо относит конструкцию Янова к теориям цикличности русской истории, основание которой составляет явное или имплицитное соотнесение России с Западом как образцом и нормой. При этом «отечественная история прочитывается как неудавшаяся, неразвившаяся, не реализовавшаяся в России западная модель.» [Соловей 2004, с.40] Возникает вопрос: не является историческая эволюция России все же самоориентированной, зависимой от траектории собственного предшествующего развития, а не чередой неуклюжих попыток изменить направление своего движения, перейдя на универсальный путь цивилизованного (т.е. западного) человечества.
Слайд 23Исторические предпосылки современного социального порядка в России
С точки зрения преемственности русской религиозности
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
С точки зрения преемственности русской религиозности
Соотнесите с современной ситуацией.
Слайд 24Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Деятелями культуры Запада Россия, как правило,
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Деятелями культуры Запада Россия, как правило,
Согласно А.Тойнби, Россия «есть часть общемирового незападного большинства». Русские никогда не принадлежали к западному христианству. «Восточное и западное христианство всегда были чужды друг другу, антипатичны и часто враждебны, что, к несчастью, мы и сегодня наблюдаем в отношениях России с Западом, хотя обе стороны находятся в так называемой постхристианской стадии своей истории» [Тойнби 1995, с. 156].
С.Хантингтон писал: «Некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианского мира по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе». [Хантингтон 2003, с.56]
Слайд 25Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В России доминирующую позицию занимала и
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
В России доминирующую позицию занимала и
Наши соотечественники после массированной атаки mass media в конце 1980-х – начале 1990-х гг. о принадлежности России к европейской, западной цивилизации устойчиво предпочитали ориентацию на традиции и особенности России, на глубоко изученный национальный исторический опыт в противовес следованию «чужим образцам». Согласно данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2005 г. лишь 5% респондентов сочли, что культура и ценности европейцев и россиян не различаются, 21% полагали, что различия невелики, но 63% поддержали позицию о существенном различии по культуре и ценностям между европейцами и россиянами. На вопрос: «В какой мере для России подходит западный вариант общественного устройства?» в опросе ВЦИОМ в 2000г. признали этот вариант универсальным образцом всего лишь 4% респондентов, а сочли его совершенно или не вполне подходящим 67% наших сограждан.
Слайд 26Исторические предпосылки современного социального порядка в России
По данным известного знатока России С.Уайта
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
По данным известного знатока России С.Уайта
Слайд 27Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Геоклиматический фактор
Относительно разработанной макроконцепцией русской уникальности
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Геоклиматический фактор
Относительно разработанной макроконцепцией русской уникальности
Взаимосвязь особенностей климата, трудовой деятельности и национальных традиций была замечена еще В.О. Ключевским: «В одном уверен великоросс — что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля... Так, великоросс приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время; но нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии»
Ставшие стереотипами поведения, словно бы впитанные с молоком матери, эти навыки «рваного», некропотливого, неритмичного труда сказываются на всех видах и родах трудовой деятельности.
Слайд 28Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Геоклиматический фактор
В доиндустриальных обществах природная среда
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Геоклиматический фактор
В доиндустриальных обществах природная среда
Сложившиеся за многие поколения системы воспитания были ориентированы в первую очередь на формирование работника, обладающего необходимыми для хозяйственной практики данного общества трудовыми навыками и психологическими чертами.
Россия представляет собой континентальную страну с трудно осваиваемыми территориями, суровым климатом, ограниченным доступом к благоприятным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями, имеет огромную протяженность, которая, с одной стороны, предоставляет необъятные запасы ресурсов, но, с другой стороны, затрудняет их транспортировку. Однако ведь можно провести сравнения и c теми немногими высоко развитыми странами, которые также расположены вне зоны основного расселения человечества: Финляндия, Канада, Норвегия. И тут сравнение будет не в пользу России. Более того, трудно найти в литературе какие-либо упоминания о притязаниях этих стран на скидки по поводу суровости климата. Впрочем, есть же свои «прелести» в субтропическом и, тем более, в тропическом климате.
Слайд 29Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноэкологический фактор
Первая проблема заключается в степени
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноэкологический фактор
Первая проблема заключается в степени
Этнокультурная однородность государства повышает его динамизм, его потенциал в развитии экономики. Национальное государство существенно повышает жизнеспособность этноса. Имеется в виду не расистское единство «по крови», а общность языка и культуры. Плотность информационных связей внутри объединенных общностью языка и культуры социумов выше, чем между разными этносами. Н.А. Бердяев в 1923 г. писал: «Через государство раскрывает нация все свои потенции. С другой стороны, государство должно иметь национальную основу, хотя племенной состав государства может быть очень сложным и многообразным ... Государство, не имеющее национального ядра и национальной идеи, не может иметь творческой жизни»
Слайд 30Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноэкологический фактор (по концепции А.А.Сусоколова)
Особенности политических,
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноэкологический фактор (по концепции А.А.Сусоколова)
Особенности политических,
Экстенсивный характер развития отличал русскую культуру как от культур Западной Европы, где такие возможности были исчерпаны к XII-ХIV вв., так и от цивилизаций Юго-Восточной Азии, в частности Китая, Японии, Кореи. Культуры, ставшие сейчас для нас референтными, в течение многих столетий развивались как культуры преимущественно интенсивные.
Слайд 31Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноэкологический фактор
Условием перехода к интенсивной
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноэкологический фактор
Условием перехода к интенсивной
В конце ХХ в. русский этнос вступил в принципиально новую стадию своего развития — окончательный переход от экстенсивной к интенсивной модели развития. Главным направлением начавшихся структурных изменений являются дифференциация русского этноса, кристаллизация устойчивых групп (территориальных, социальных, этнокультурных), формирование настоящей урбанистской культуры и качественно новых городских локальных субкультур.
Слайд 32Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноконфессиональный фактор
Говоря об этноконфессиональном факторе развития
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноконфессиональный фактор
Говоря об этноконфессиональном факторе развития
Так, язычество исторически задало некие «начальные условия», на которые легло и с которыми «срослось» византийское православие. Секты показали, что в России могут быть созданы хозяйственные типы, близкие западным, но в то же время, секты создали лишь маргинальные слои в России. Однако именно православие внесло решающий и наиболее масштабный вклад в формирование российской культуры, именно оно создало «модальный» для русского этноса тип личности.
Слайд 33Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноконфессиональный фактор
Одна из основных черт православной
Исторические предпосылки современного социального порядка в России
Этноконфессиональный фактор
Одна из основных черт православной
Но даже если ограничения той или иной природы предотвращали проявление «языческих стихий» в хозяйственной практике, то и в данном случае православие не могло, как правило, создать продуктивное в веберовском смысле поле нравственных императивов. Об этом можно судить, вновь обратившись к примеру Византии: «...византийцы не стремились к совершенствованию орудий труда ни в сельском хозяйстве, ни в городском ремесле. Гарантией успеха считался не инструментарий, а мастерство самого ремесленника. Он владеет руками и более ничем»