Слайд 2Исторические свидетельства
об
Иисусе Христе
Слайд 3 О Сократе сохранилось всего два свидетельства – Платон и Ксенофан. Причем они очень
отличаются друг от друга.
Но никто не сомневается в том, что Сократ существовал.
Слайд 4 К нашему времени вокруг образа и лика Христова накопилось великое множество лжесвидетельств,
сомнений и отрицаний. Отвергается Его божественное достоинство. Берется под сомнение вся Евангельская история и ее историческая достоверность. Делаются попытки объяснить христианство без Христа. В последние годы делается попытка отвергнуть вовсе историческое существование Христа и превратить Евангелие в миф, не опирающийся ни на какие действительные события.
Слайд 5Бесспорность исторического существования Христа еще не предрешает вопрос, Кто был Он? И
на этот вопрос колебались еще собеседники и совопросники Спасителя; и не плоть и кровь, но Отец Небесный открывал самим апостолам истинное ведение о Его лице (Мф.16.17). И по свидетельству ап. Павла, “никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1 Кор.12.3). Узнать Христа может только вера. Но веру для сомневающихся может облегчить и укрепить и ясное сознание историчность личности Иисуса Христа.
Слайд 6Содержание апостольского благовестия – историческое свидетельство о Богочеловеке Христе. Весь смысл Евангелия
– в его историзме, в указании на единственную и неповторимую, живую и историческую личность Христа. Историческим пафосом дышит весь Новый Завет, - было и сбылось...
Это – повесть о бывшем и случившемся, и не образная или символическая, но реалистическая повесть. Ибо было и случилось – встреча неба с землей, Бога и человека. Встреча и соединение... “Слово плоть бысть”...
Слайд 72. Свидетельство внешних
Не сразу и далеко не для многих раскрылся
смысл проповеди и значение дела Иисуса Христа. Кто узнал Его, тот уверовал; и свидетельство верующих сохранено в книгах Нового Завета.
Не узнавшие не имели побуждений много говорить о Нем. Поэтому было бы напрасно искать подробных свидетельств о Христе в писаниях людей, чуждых Церкви, в первые десятилетия христианской истории.
Слайд 8 1) Мара бар Серапион,
сирийский философ, 1-нач.2 в (подлинника нет, копия 6-7 в.
– в Брит.музее) пишет сыну письмо:
Скажи нам, мудрейший из людей, на какое обладание может положиться человек? Ибо какую пользу получили афиняне от того, что они убили Сократа, —ведь возмездием им за это был голод и чума? Или самосцы, что сожгли Пифагора, —ведь вся страна их в единый миг была занесена песком?
Слайд 9 Или Иудеи от казни своего Мудрого Царя —ведь с этого времени у них
было отнято царство? Ибо Бог справедливо воздал за этих трех мудрецов: афиняне умерли от голода, самосцы были затоплены морем, иудеи сокрушены и изгнаны из своего царства, живут повсюду в рассеянии».
Слайд 10 2) Плиний Младший,
нач.2 в., письмо Траяну ок.110 г. –
о результатах
расследования:
«Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане,
а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать. Все они почитали и твое изображение, и статуи богов, и обругали Христа.
Слайд 11Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что
они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета; воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной».
Здесь важны указания – на констатацию факта веры во Христа именно как Бога, а также на давность лет.
Слайд 123) Тацит, нач.2 в., «Анналы» – о пожаре в Риме во время Нерона:
«И вот Нерон, чтобы побороть
слухи, приискал виновных
и предал изощреннейшим казням
тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат;
Слайд 13 Подавленное на время это зловредное суеверие вновь прорываться стало наружу и не только в
Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».
Слайд 14 4) Светоний, нач.2 в.,
«Жизнь 12-ти цезарей».
а) В жизнеописании императора Клавдия
(41 — 54) Светоний
сообщает, что "иудеев, постоянно волнуемых Христом, он изгнал из Рима".
Об этом указе сообщается и в книге Деяний, где говорится, что апостол Павел, придя в Коринф, нашел там высланных иудеев, "потому что Клавдий повелел всем иудеям удалится из Рима" (18,2).
Слайд 15 б) Второе интересное место у Светония находим в жизнеописании императора Нерона. Перечисляя положительное, с
его точки зрения, деяние императора, Светоний в частности говорит, что были "наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия".
Слайд 16 в) У Светония имеется еще одно сообщение, подтверждающее историческую достоверность фактов, передаваемых книгами Нового
Завета. Светоний пишет об императоре Клавдии, что "любил он и Феликса, которого поставил начальником когорт и конных отрядов в Иудее". О Феликсе, как известно, упоминает книга Деяний (гл. 23, 24, 25).
Слайд 17 5) Иосиф Флавий еврейский Историк (37—100) оставил
весьма ценное свидетельство
об Иисусе
Христе в своем сочинении "Иудейские
древности", написанные
около 93 года.
Во всех известных списках "Древностей" это место читается так:
Слайд 18"В то время был человек мудрый, именуемый Иисусом, жизнь Которого была совершенной,
Его добродетели нашли общее признание, а многие евреи и язычники стали Его учениками. И Пилат осудил Его на крестную смерть и те, кто стали Его учениками, проповедовали Его учение. Они утверждали, что Он явился им живым через три дня после Его мученической смерти. Быть может, Он и был тем Мессией, о Котором пророки рассказывали чудеса?"
Слайд 19Другой вариант рукописи Флавия в этом месте – «Он опять явился им
живой в третий день, как пророки Божии предсказывали об этих и многих других, относящихся к Нему делах», т.е.Флавий либо утвердительно, либо сомнительно говорит о явлении Христа живым после смерти. Возможно, Флавий мог быть сочувствующим христианам, и боялся – страха ради иудейского сам не стал христианином, но в своей истории написал об этом.
Слайд 20 Другое место в "Иудейских древностях" является еще одним подтверждением не только историчности Лица
Господа Иисуса Христа, но и большой распространенности уже в то время веры в Него как Мессию. В книге 20-й, гл. 9 читаем: «Первосвященник Анна собрал суд и поставил перед ним брата Иисусова, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, которых обвиняли в нарушении закона, и приказал побить их камнями».
Слайд 21 Третье место у Иосифа Флавия - где он сообщает об Иоанне
Крестителе, называя его "праведным мужем". Рассказывая же о его казни Иродом, Иосиф добавляет, что происшедшая вскоре после этого гибель войска Ирода была «Божиим наказанием Ироду за смерть Иоанна».
Слайд 22 6) Талмуд упоминает о Христе. Талмуд дышит глубокой неприязнью ко Христу и христианству. Не упоминая имени
Иисуса Христа ("Пусть имя Его и память о Нем искоренятся",— заявляет иудейская книга "Толдот Ешуа"), Талмуд хоть и в оскорбительной форме, но тем не менее сообщает,
Слайд 23 что Он родился от Марии (Шаббат, 104,2), Которая происходила от рода Давидова, —
что с Иосифом и Марией Он бежал в Египет, где научился магии, и с ее помощью "делал Себя Богом" (Санхедрин, 107, 2), творил чудеса и говорил, что взойдет на небо. Накануне Пасхи Он был повешен, ибо предался чародейству, соблазнял израильтян переходом в чужую религию и в Его оправдание никто ничего не сказал. Он был царской крови (Санхедрин, 43, 1) и др.
Слайд 247) Другие свидетельства:
Цельс,
Порфирий,
Лукиан Самосатский,
Юлиан Отступник – уже
более поздние, 2-3-й вв.