Слайд 2История жанра
Исторический жанр посвящён событиям и людям прошлого.
В древности к истории
относили и мифологические сказания, и библейские сюжеты.
В эпоху Возрождения исторический жар освобождается от религиозной опеки, но художники ещё не стремятся правдиво изображать конкретные события и людей.
В XIX веке художники стремятся изображать современные события, придавая им историческое значение.
Велик интерес к истории, народному быту в русском искусстве второй половины XIX века
Слайд 3К.Брюллов
«Последний день Помпеи»
Карл Брюллов обращается к античной истории и показывает трагическое событие
гибели города Помпеи от извержения вулкана
Слайд 4К.Флавицкий
«Княжна Тараканова»
Портрет самозванки, претендовавшей на Российский престол вызывает чувство жалости и сострадания
Слайд 5В.М.Васнецов
«Баян»
Обращаясь к темам фольклорной мифологии, художник сочетает исторические реалии, воспроизведенные с
археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды.
Слайд 6В.М.Васнецов
«Царь Иоанн Грозный»
Суров и грозен царь Иоанн Васильевич, оправдывает он своё прозвище
не только деяниями, но внешним видом.
Слайд 7И.Е.Репин
«Иван Грозный и сын его Иван»
Сцена убийства Иваном Грозным своего сына производит
шоковое воздействие на публику. Здесь Иван Васильевич – не грозный государь, но несчастный человек
Слайд 8И.Е.Репин
«Царевна Софья Алексеевна
в Новодевичьем монастыре»
Сильной, несгибаемой, властной предстаёт на портрете царевна Софья
Алексеевна, которую не сломили ни заключение в монастыре, ни устрашение, ни чужие трагические судьбы
Слайд 9И.Е.Репин
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Удалью молодецкой пронизана картина, изображающая наследников былинных богатырей
Слайд 10Н.Н.Ге
«Пётр I допрашивает царевича Алексея…»
Трагический конфликт не только двух персонажей, но и
двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Слайд 11В.И.Суриков
«Утро стрелецкой казни»
Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года —
казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху
Слайд 12В.И.Суриков
«Боярыня Морозова»
Продолжается тема конфликта власти и народа на картине, повествующей о трагических
событиях в истории России XVII века. В острог везут старообрядческуюподвижницу боярыню Морозову
Слайд 13В.И.Суриков
«Покорение Сибири Ермаком»
в картине находит отражение неоднозначная тема колонизации Россией Сибири.
С исторической достоверностью изображено казачье войско во главе с Ермаком Тимофеевичем