Содержание
- 2. История термина дизайн. Художественно-выразительные средства дизайна. Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художественных
- 3. История термина дизайн. Художественно-выразительные средства дизайна Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных
- 4. Понятие “Дизайн” Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского “disegno” – понятие, которым в эпоху Ренессанса
- 5. Причины формирования дизайна Исторические этапы формообразования: 1. Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации до конца
- 6. Причины формирования дизайна Индустриальное производство - "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать
- 7. Причины формирования дизайна Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов: Дизайнер работает на промышленном производстве, использует
- 8. Причины формирования дизайна Началось все с промышленной революции XVIII века. Новый машинный способ производства в результате
- 9. Промышленное искусство второй половины XIX века Раздел декоративно-прикладного искусства: типизированные промышленные изделия (а также эстетические основы
- 10. Промышленное искусство второй половины XIX века Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн
- 11. Промышленное искусство второй половины XIX века Т.е. в сферу промышленного искусства входят самые разнообразные предметы —
- 12. Производственная программа Михаэля Тонета Михаэль Тонет родился 1796 году в Боппарде (Германия). Первоначально он учился на
- 13. Производственная программа Михаэля Тонета В 1842 году его мастерскую конфисковали, после чего он переехал в Вену.
- 14. Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна. Рассматриваются различные версии.
- 15. Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис Представители художественной интеллигенции, такие, как инициаторы движения за обновление искусств
- 16. Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис Идеи Рескина были подхвачены его учеником и последователем У.Моррисом, который
- 17. Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис Таким образом, техническим формам в XIX веке отказывали в каких
- 18. Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис Г. Земпер приветствовал развитие машинного производства. «Машины, — писал он,
- 19. Функционализм – направление в дизайне Функционализм, направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности
- 20. Функционализм – направление в дизайне На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном
- 21. Функционализм – направление в дизайне Под влиянием конструктивизма, представители которого решали задачи, во многом родственные поискам
- 22. Становление профессии дизайн История становления профессии. «Дизайн – это процесс производства вещей, мудрое и творческое решение
- 24. Скачать презентацию
Слайд 2История термина дизайн. Художественно-выразительные средства дизайна.
Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной
История термина дизайн. Художественно-выразительные средства дизайна.
Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной
Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение.
Слайд 3История термина дизайн. Художественно-выразительные средства дизайна
Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в
История термина дизайн. Художественно-выразительные средства дизайна
Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в
Понятие “Дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.
Слайд 4Понятие “Дизайн”
Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского “disegno” – понятие, которым
Понятие “Дизайн”
Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского “disegno” – понятие, которым
Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки. Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной “зоне контакта” его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно – и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологи, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.
Слайд 5Причины формирования дизайна
Исторические этапы формообразования:
1. Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации
Причины формирования дизайна
Исторические этапы формообразования:
1. Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации
2. Индустриальное машинное производство - конец 18 века начало 20 века
3. Этап Дизайна - начало 20 века - наше время, а дальше – посмотрим
Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство + учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность (дороговизна) Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.
Слайд 6Причины формирования дизайна
Индустриальное производство - "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века индустриализации дизайнер
Причины формирования дизайна
Индустриальное производство - "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века индустриализации дизайнер
Слайд 7Причины формирования дизайна
Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов: Дизайнер работает на промышленном
Причины формирования дизайна
Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов: Дизайнер работает на промышленном
Слайд 8Причины формирования дизайна
Началось все с промышленной революции XVIII века. Новый машинный способ
Причины формирования дизайна
Началось все с промышленной революции XVIII века. Новый машинный способ
Однако среди множества богато декорированных предметов уже в начале XIX века появляются и объекты, вообще лишенные декора как такового. К ним в основном относились объекты промышленного, научного, спортивного оборудования, музыкальные инструменты, впоследствии и средства транспорта. Однако это еще не было началом переосмысления формы, созданной машинным способом, зарождение нового эстетического отношения к предметной среде. Это еще не было движение вперед в эстетических представлениях людей. Многое здесь было связано со спецификой новой исторической формации. Развивающийся капитализм с его обнаженным законом купли и продажи прозаизировал жизнь и особенно область общественной и трудовой деятельности людей. Если раньше ремесленник старался производимому им предмету утилитарного назначения придать какие-то эстетические качества, то производитель-капиталист уже меньше заботился о красоте своей продукции. Зачем рабочему красивый станок? Главное, чтобы он давал больше продукции. Ученому не обязательно любоваться своим прибором — необходим результат научного исследования, чтобы его использовать в производстве. Так появились предметы с чисто техническими формами. В их создании не участвовал художник, они полностью проектировались конструктором.
Слайд 9Промышленное искусство второй половины XIX века
Раздел декоративно-прикладного искусства: типизированные промышленные изделия (а также эстетические
Промышленное искусство второй половины XIX века
Раздел декоративно-прикладного искусства: типизированные промышленные изделия (а также эстетические
Существует следующее определение сущности промышленного искусства: «Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, цель которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды, в эстетическом преобразовании орудий труда и вещей, которыми пользуется человек и которые органически входят в его жизнь». В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование, предметы быта и так далее.
Слайд 10Промышленное искусство второй половины XIX века
Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин
Промышленное искусство второй половины XIX века
Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин
Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Термин техническая эстетика, возникший в 50-х годах по предложению Петра Тучны, также заслужил общее признание. Техническая эстетика — это теория дизайна. Она имеет свою методологическую основу и опирается на общие принципы эстетики.
Слайд 11Промышленное искусство второй половины XIX века
Т.е. в сферу промышленного искусства входят самые разнообразные предметы
Промышленное искусство второй половины XIX века
Т.е. в сферу промышленного искусства входят самые разнообразные предметы
Проблема промышленного искусства возникла в середине XIX в. в связи с резким падением эстетического качества массовых промышленных изделий в условиях машинного массового производства и разгула рыночной стихии. В кон. XIX — 1-й трети XX в. усилиями движения искусств и ремесел, художественно-промышленных объединений — веркбундов, учебно-творческих центров (Баухауз в Германии, Вхутемас в России), а также в результате развития с 1920-х гг. методов дизайна современное промышленное искусство было создано во многих странах мира. Художественная промышленность и внедрение индустриального дизайна в различные отрасли материального производства сделали промышленное искусство частью повседневного быта Западной Европы, Америки, ряда других стран, где существенно изменили облик предметного мира. В России, бывшей одним из пионеров современного промышленного искусства, развитие его в 1930-1950-х гг. тормозилось, а в 1960-1980-х гг. основные усилия декоративного искусства были направлены на создание уникальных изделий и выражение индивидуальных эстетических интересов.
Слайд 12Производственная программа Михаэля Тонета
Михаэль Тонет родился 1796 году в Боппарде (Германия). Первоначально
Производственная программа Михаэля Тонета
Михаэль Тонет родился 1796 году в Боппарде (Германия). Первоначально
Слайд 13Производственная программа Михаэля Тонета
В 1842 году его мастерскую конфисковали, после чего он
Производственная программа Михаэля Тонета
В 1842 году его мастерскую конфисковали, после чего он
В 1843 году Михаэль Тонет создает стулья для Дворца Лихтенштейна. Спустя 6 лет он открывает мастерскую в Вене.
В 1850 году дизайнер разработал стулья для венского кафе “Даум”. В следующем году он получает за дизайн мебели бронзовую медаль на Лондонской международной ярмарке.
В 1852 году Михаэль Тонет получает новый патент на производство гнутой мебели. В этом же году он основывает свою марку и регистрирует торговую компанию. Однако уже на следующий год передает ее в собственность своим детям.
В 1855 году дизайнер представил свою мебель на международной ярмарке в Париже. Именно после этого к Михаэлю Тонету начинают поступать заказы из других стран. В связи с увеличивающимся потоком заказов, в 1856 году он основывает свой мебельный завод в Коричане (Моравия). В этом же году он получает патент на цельногнутые ножки стульев и столов.
В 1858 году Михаэль Тонет приступает к массовому производству своей самой популярной разработки – стул №14.
В 1862 году Михаэль Тонет основывает свою вторую фабрику в Бистрице (Чехословакия), а в 1866 году – третий завод в Гросс-Угроше (Венгрия).
Михаэль Тонет умер в 1871 году в Вене (Австрия). Он внес огромный вклад в развитие дизайна и технологию мебельного производства. Михаэль Тонет возглавил список самых выдающихся конструкторов Германии. Более того, его мебель в своих картинах писали такие знаменитые мастера как Тулуз Латрек и Огюст Ренуар.
Слайд 14Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна.
Рассматриваются
Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна.
Рассматриваются
1. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.
2. Дизайн как связь искусств и ремёсел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского «Движения искусств и ремёсел», возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
3. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы «Форд»).
4. Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).
5. Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.
6. Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.
Слайд 15Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Представители художественной интеллигенции, такие, как инициаторы движения
Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Представители художественной интеллигенции, такие, как инициаторы движения
Д. Рескин
Слайд 16Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Идеи Рескина были подхвачены его учеником и
Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Идеи Рескина были подхвачены его учеником и
У. Моррис
Слайд 17Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Таким образом, техническим формам в XIX веке
Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Таким образом, техническим формам в XIX веке
Слайд 18Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Г. Земпер приветствовал развитие машинного производства. «Машины,
Предвозвестники теории дизайна, Зампер, Рескин, Моррис
Г. Земпер приветствовал развитие машинного производства. «Машины,
Г. Земпер
Слайд 19 Функционализм – направление в дизайне
Функционализм, направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное
Функционализм – направление в дизайне
Функционализм, направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное
Во 2-й половине 19 в. принцип целесообразной формы, соединённой с этическим принципом правдивости выражения назначения и конструкции здания, был противопоставлен эклектизму, выявившему характерное для буржуазной культуры расщепление эстетического и утилитарного начал (на что указывали, в частности, английский критик Дж. Рескин и английский писатель, теоретик и дизайнер У. Моррис). Идеи целесообразной архитектуры развивались под влиянием теорий естественных наук (прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина). Природа стала рассматриваться как источник образцов совершенного приспособления формы к её назначению (американский скульптор и теоретик искусства Х. Гриноу и др.). Систему идей американского «протофункционализма» конца 19 в. завершил архитектор Л. Г. Салливен. В США эти идеи не получили непосредственные продолжения; лишь Ф. Л. Райт развивал на их основе теорию органической архитектуры. Выдвинутая Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма, полемически упростившими её содержание, сведя его к первичности утилитарного по отношению к эстетическому. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно — архитекторами, связанными с «Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.). Идеи целесообразного конструирования жизненной среды связывались с социальной утопией «жизнестроительства», создания материальных форм, которые могли бы способствовать «разумному преобразованию» капиталистического общества.
Слайд 20 Функционализм – направление в дизайне
На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания
Функционализм – направление в дизайне
На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания
Слайд 21 Функционализм – направление в дизайне
Под влиянием конструктивизма, представители которого решали задачи, во
Функционализм – направление в дизайне
Под влиянием конструктивизма, представители которого решали задачи, во
Слайд 22Становление профессии дизайн
История становления профессии. «Дизайн – это процесс производства вещей, мудрое
Становление профессии дизайн
История становления профессии. «Дизайн – это процесс производства вещей, мудрое
Сегодня Д. – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление. Центральной проблемой Д. является создание культурно - и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для Д. – это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Удобство и комфорт в дизайне.
Д. тесно связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, Д. с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Функциональность и рациональность – одна из основных позиций философии Д. – достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Мобильность и вариабельность форм.
Многофункциональность элементов, их мобильность – возможность трансформации в зависимости от ситуации, – отражают суть Д., заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства. Современность и стайлинг. Дизайнер разрабатывает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной группы. Главным критерием, оценивающим его работу, является рынок. Острое чувство современности – обязательная черта успешной деятельности. Целый ряд изделий (мебель, бытовые приборы и посуда), на протяжении десятилетий функционально практически не меняются. Однако дизайнеры продолжают работать над их формой, занимаясь стайлингом – формально-эстетической модернизацией, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Гл. цель стилизации – придание изделию нового коммерчески выгодного вида. Высокая технологичность. Влияние новейших технологий и материалов на художественное формообразование особо ощутимо со второй половины XX в.