Изображение женских и мужских образов в народных костюмах (4 класс)

Содержание

Слайд 2

Русский народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий.

Русский народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий.

Слайд 3

Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его

Костюм крестьянки – он традиционно Носил национальные черты. И не касался Запад
своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.

Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812

Слайд 4

На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И

На севере носили сарафаны Из однотонной ткани, из холста, Из крашенины, шерсти
лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала.

Слайд 5

Крестьянки Юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Они узором по

Крестьянки Юга – те предпочитали Поверх рубах понёвы надевать, Они узором по
подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским,
Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки,
вот бывало как!

Слайд 6

Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма

Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма
входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах.

Слайд 7

В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые

В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые
носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая жена после венца надевала поневу из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Её шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани.

Слайд 8

В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку.

В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку.
Рубаху шили из белого конопляного холста и расшивали по рукавам и у ворота. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. Основой женского головного убора была рогатая кичка.

Слайд 9

Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные

Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.
элементы.

Слайд 10

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Слайд 11

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.
матери.

Слайд 12

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и
роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

Слайд 13

Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода.

Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода.
Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Слайд 14

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний
мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.

Слайд 15

Пояс – «покромка» – неотъемлемая часть костюма крестьянок.

Пояс – «покромка» – неотъемлемая часть костюма крестьянок.

Слайд 16

По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми

По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми
складками на спине. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотым шитьем.

Слайд 17

Женский головной убор
Кичка Сорока

Женский головной убор Кичка Сорока

Слайд 18

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду
девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой.

Слайд 19

Аргунов И. П. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1784 г.

Аргунов И. П. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1784 г.

Слайд 20

Малявин Ф. А. «Две русские красавицы», 1905 г

Малявин Ф. А. «Две русские красавицы», 1905 г

Слайд 21

Архипов А.Е. «Девушка с кувшином», 1927 г.

Архипов А.Е. «Девушка с кувшином», 1927 г.