Изучение марийских национальных инструментов на уроках ИКНв 5 классе

Содержание

Слайд 2

Цели и задачи:

Ознакомить учащихся разнообразными видом народных музыкальных инструментов и их историей
2.

Цели и задачи: Ознакомить учащихся разнообразными видом народных музыкальных инструментов и их
Развить познавательную активность учащихся
► Умение различать музыкальные инструменты
► Приучить к самостоятельной поисковой деятельности
3. Формировать уважительное отношение к традициям и к творчеству родного края

Слайд 3

Ход урока

Организационный момент
Вступительное слово
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Обобщающее изучение
Домашнее задание

Ход урока Организационный момент Вступительное слово Проверка домашнего задания Изучение нового материала Обобщающее изучение Домашнее задание

Слайд 4

I. организационный момент
Проверка готовности к уроку
Ознакомление учащихся с общей целью и задачами

I. организационный момент Проверка готовности к уроку Ознакомление учащихся с общей целью и задачами урока.
урока.

Слайд 5

II вступительное слово

«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны сокровищам похожие

II вступительное слово «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны сокровищам
на острова, разбросанные в океане»
Андрес Сеговия

Слайд 6

III Проверка домашнего задания

Прикладное искусство
(вопросы к повторению домашнего задания)
1. Из каких источников

III Проверка домашнего задания Прикладное искусство (вопросы к повторению домашнего задания) 1.
мы узнаем чем занимались наши предки в древности. Какую одежду носили, что умели делать, какие виды искусства им были знакомы?
Как называется и где находилась в республике самая древняя стоянка марийцев?
По каким источникам можно определить культуру народа мари?
Что мы узнаем из темы «История декоративно-прикладного искусства»?
Из какого полотна шили платье, штаны, кафтаны?
Чем украшали одежду?
Какие виды птиц, животных можно увидеть на вышивках?

Слайд 7

IV Изучение нового материала

Умша ковыж (ротовая скрипка)
Тумыр (барабан)
Кон-кон (лучиновые гусли)
Ия-ковыж (скрипка дьявола)
Кусле

IV Изучение нового материала Умша ковыж (ротовая скрипка) Тумыр (барабан) Кон-кон (лучиновые
(гусли)
Шувыр (волынка)
Шиялтыш (свирель)
Совла (деревяные ложки)
Пуч (девичья труба)
Вынер кашта(Станок для обкалачивания холста)

Слайд 8

Умша ковыж (ротовая скрипка)

Губной подковообразный музыкальный инструмент, бытующий издавна среди марийского народа.

Умша ковыж (ротовая скрипка) Губной подковообразный музыкальный инструмент, бытующий издавна среди марийского
Устройство этого инструмента очень простое: в подковообразный железный ободок с удлиненными лапками, длинной 6-7см. Прикреплена к середине стальная пластинка с вытянутым концом. Применяется при бесшумных танцах.

Слайд 9

Тумыр (барабан)
Один из любимых музыкальных инструментов марийцев.
Его начали много веков назад.

Тумыр (барабан) Один из любимых музыкальных инструментов марийцев. Его начали много веков
Корпус барабана делали из стволов осины или липы, а сейчас используют гибкую фанеру, бычья кожа натянута из обручей. Играют с помощью деревянных палочек.

Слайд 10

Кон-кон (лучиновые гусли)
Это наиболее древний инструмент. Имеет очень простое устройство.
Материал из сухой

Кон-кон (лучиновые гусли) Это наиболее древний инструмент. Имеет очень простое устройство. Материал
тонкой лучины, на конце вытягивается суровая никтка или металическая струна. Звучит очень слабо, под эту музыку плясали бесшумно.

Слайд 11

Ия-ковыж (скрипка дьявола)

Смычковый интсрумент в прошлом был широко распространен среди марийского населения.

Ия-ковыж (скрипка дьявола) Смычковый интсрумент в прошлом был широко распространен среди марийского
Ия ковыж имел различный внешний вид: круглый, полукруглый, овальный или четырехугольный. Обычный ияковыж делали из цельного куска дерева. Длина куска дерева была приблизительно 55-60см. Звук очень слабый.

Слайд 12

Кусле (гусли)

Многострунный щипковый музыкальный иснтсрумент кусле имеет неправильную треугольную форму с изогнутым

Кусле (гусли) Многострунный щипковый музыкальный иснтсрумент кусле имеет неправильную треугольную форму с
полукругом в верхней части. Корпус делают из тонких дощечек клена березы или орехового дерева. Одинакового размера кусле нет. Когда играют инструмент ставят на колени. Кусле является самым распространенным инструментов среди горных мари.

Слайд 13

Шувыр (волынка)

Шувыр наиболее распространенный язычковый интструмент народов мари.
Он состоит: колодки, двух трубок

Шувыр (волынка) Шувыр наиболее распространенный язычковый интструмент народов мари. Он состоит: колодки,
с пальцевыми отверстиями, пищики, воздушного резервуара пузыря, трубка для вдувания воздуха, раструба.
Употребляется в быту и обрядовых церемониях. Особенно большую роль играл в прошлом во время народных гуляний, праздниках.

Слайд 14

Шиялтыш (свирель)
В прошлом делали из дягиля (травы). В настоящее время из бамбука.

Шиялтыш (свирель) В прошлом делали из дягиля (травы). В настоящее время из
Шиялтыш – инструмент пасторального характера, и как правило на нем играли пастухи, но в народе было не мало исполнителей шиялтыша не имеющих никакого отношения к специальности пастуха.

Слайд 15

Совла (деревяные ложки)
Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент марийского

Совла (деревяные ложки) Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент
и русского народа. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Ещё бы: легко, красиво, дёшево и сразу «два зайца» - старинный предмет быта и он же – музыкальный инструмент.

Слайд 16

Пуч (девичья труба)

Древнейший духовой инструмент. Делается из можжевельника, ольхи или липы. Играют

Пуч (девичья труба) Древнейший духовой инструмент. Делается из можжевельника, ольхи или липы.
на инструменте складывая губы, вдувая воздух в узкую часть. Также в древности в некоторых районах, девушки достигшие брачного возраста поднимались на возвышенное место или просто во дворе наигрывали мелодии. Этим самым возвещали о своей готовности к замужеству.

Слайд 17

Вынер кашта (Станок для обколачивания холста)

Станок для обколачивания холста, который до последнего времени

Вынер кашта (Станок для обколачивания холста) Станок для обколачивания холста, который до
сохраняется в традиционном быту и символизирует национальную самобытность. Бревно обычно помещается на козлах или чурбаках высотой со стул. Поскольку обколачивание холста – довольно длительный и трудоемкий процесс, естественно, что он сопровождался пением. Стук палок по бревну создавал ритмическое сопровождение пению и обеспечивал бесперебойную и качественную работу по созданию мягкого и упругого холста. Нередко образовался большой ансамбль, в сопровождении которого затевались игры и танцы.

Слайд 18

V Обобщение изученного

Какими марийскими инструментами вы ознакомились? 2. Какой музыкальный инструмент вам больше

V Обобщение изученного Какими марийскими инструментами вы ознакомились? 2. Какой музыкальный инструмент
понравился? 3. Какой инструмент был вам знаком до урока? 4. Назовите ударные инструменты. 5. Назовите духовые инструменты. 6. Назовите струнные инструменты. 7. Как вы понимаете слова Андреса Сеговия? Почему он так сказал?

Слайд 19

VI Домашнее задание

Подготовить кроссворд на тему «Музыкальные инструменты народов мари» (Не менее

VI Домашнее задание Подготовить кроссворд на тему «Музыкальные инструменты народов мари» (Не менее 10 вопросов).
10 вопросов).
Имя файла: Изучение-марийских-национальных-инструментов-на-уроках-ИКНв-5-классе.pptx
Количество просмотров: 359
Количество скачиваний: 0