Кант. Трансцендентальная диалектика и этика

Содержание

Слайд 2

Иммануил Кант Трансцендентальная диалектика и этика

Трансцендентальная диалектика
Идеи чистого разума
Психологическая идея (душа)
Космологическая идея

Иммануил Кант Трансцендентальная диалектика и этика Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Психологическая
(мир)
Теологическая идея (Бог)
Диалектические выводы чистого разума
Паралогизмы чистого разума
Антиномии чистого разума
Идеал чистого разума
Переход к критике практического разума
Критика практического разума (этика)
Место этики в системе философских наук
Понятие доброй воли
Категорический императив
Антиномия практического разума
Постулаты практического разума

Слайд 3

Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума

Идеи (категории, расширенные до безусловного)

Душа

Мир

Бог

Абсолютное единство мыслящего субъекта

Абсолютное единство ряда условий явлений

Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще

Безусловное категорического синтеза в

Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Идеи (категории, расширенные до безусловного) Душа Мир
субъекте

Безусловное гипотетического синтеза в объекте

Безусловное разделительного синтеза в системе

Слайд 4

Трансцендентальная диалектика Общая схема

Идеал чистого разума

Антиномии чистого разума

Паралогизмы чистого разума

Диалектические выводы разума

Рациональная теология

Рациональная космология

Рациональная

Трансцендентальная диалектика Общая схема Идеал чистого разума Антиномии чистого разума Паралогизмы чистого
психология

Метафизические науки

Бог

Мир

Душа

Идеи разума

Разделительные

Гипотетические

Категорические

Виды умозаключений

Слайд 5

Трансцендентальная диалектика Диалектические выводы чистого разума

Антиномия (греч. αντι, против и νομος, закон) – противоположность между двумя взаимоисключающими суждениями, каждое из

Трансцендентальная диалектика Диалектические выводы чистого разума Антиномия (греч. αντι, против и νομος,
которых представляется логически доказанным.

Паралогизм (греч. παραλογισμος, неправильное, ложное рассуждение) – логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно вследствие нарушения законов и правил логики.

Слайд 6

Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума

находящая в отношении к возможным предметам в пространстве.

Модальность

во времени численно-тождественная,

Количество

по

Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума находящая в отношении к возможным предметам в
своему качеству простая,

Качество

Душа есть субстанция,

Отношение

Паралогизм

Виды суждений и группы категорий

Слайд 7

Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума

Субъект

Предикат

Субъект

Объект

Логическая ошибка: учетверение термина.

Философская ошибка: единство апперцепции есть формальное условие опыта, а не

Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума Субъект Предикат Субъект Объект Логическая ошибка: учетверение
свойство души как вещи в себе за пределами опыта.

Постоянность души при жизни

Постоянность души после смерти

Слайд 8

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Случайность

Необходимость

Модальность

Необходимость

Свобода

Отношение

Сложность

Простота

Качество

Бесконечность

Конечность

Количество

Антиномия

Виды суждений и группы категорий

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Случайность Необходимость Модальность Необходимость Свобода Отношение Сложность

Слайд 9

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Первая антиномия

Тезис

Антитезис

Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве.

Мир во времени и

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Первая антиномия Тезис Антитезис Мир имеет начало
в пространстве; бесконечен.

Слайд 10

Если бы мир был бесконечным во времени (не имея ни «начала», ни «конца»),

то отправившись

Если бы мир был бесконечным во времени (не имея ни «начала», ни
из бесконечно удалённого прошлого, невозможно было бы добраться до «сегодня»,

точно так же, как отправившись из «сегодня» в будущее, нельзя добраться до «конца времён».

Но «сегодня» наступило; следовательно, прошедшее время не было бесконечным, т.е. мир имел начало во времени.

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Доказательство тезиса первой антиномии

Слайд 11

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

22 апреля 2005 года

Доказательство тезиса

Первая антиномия

В будущее

В прошлое

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума 22 апреля 2005 года Доказательство тезиса Первая

Из прошлого

Слайд 12

Если мир имел начало во времени,

когда-то должно было существовать время, в котором мира не было,

Если мир имел начало во времени, когда-то должно было существовать время, в
т.е. пустое время.

Но в пустом времени невозможно возникновение какой бы то ни было вещи,

так как ни одна часть такого времени не заключает в себе условия существования, отличного от условия несуществования.

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Доказательство антитезиса первой антиномии

Слайд 13

ПУСТОЕ ВРЕМЯ

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Доказательство антитезиса

Первая антиномия

В будущее

В пустом времени невозможно возникновение чего

ПУСТОЕ ВРЕМЯ Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Доказательство антитезиса Первая антиномия В
бы то ни было.

Начало мира

Слайд 14

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Вторая антиномия

Тезис

Антитезис

Всё в мире состоит из простого.

Нет ничего простого, всё сложно.

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Вторая антиномия Тезис Антитезис Всё в мире

Слайд 15

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Третья антиномия

Тезис

Антитезис

В мире существуют свободные причины.

Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Третья антиномия Тезис Антитезис В мире существуют

Слайд 16

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

Четвёртая антиномия

Тезис

Антитезис

В ряду причин мира есть некая необходимая сущность.

В этом ряду нет ничего необходимого, всё

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Четвёртая антиномия Тезис Антитезис В ряду причин
в нём случайно.

Слайд 17

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума

В первой и второй антиномиях и тезис, и антитезис ложны,

В третьей и

Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума В первой и второй антиномиях и тезис,
четвёртой антиномиях и тезис, и антитезис истинны:

поскольку вопрос о пространственно- временных свойствах вещей в себе не имеет смысла.

тезис – относительно вещей в себе, антитезис – относительно явлений.

Разрешение антиномий

Слайд 18

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума

Онтологическое

Разделительное

Космологическое

Гипотетическое

Физикотеологическое

Категорическое

Доказательства бытия Бога

Виды умозаключений

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Онтологическое Разделительное Космологическое Гипотетическое Физикотеологическое Категорическое Доказательства бытия Бога Виды умозаключений

Слайд 19

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума

Доказательства бытия Бога

Физико- теологическое

Космо- логическое

Онто- логическое

На основе данного нам в опыте (определённого опыта) разум умозаключает о существовании вне

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Доказательства бытия Бога Физико- теологическое Космо- логическое
мира высшей причины.

На основании понятия опыта вообще (неопределённого опыта) разум умозаключает к существованию абсолютно необходимой сущности.

Существование высшей сущности априорно выводится из понятия о ней.

Слайд 20

есть

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума

Из понятия вещи нельзя вывести существование вещи,

поскольку, с логической точки зрения, существование

есть Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Из понятия вещи нельзя вывести существование
есть не предикат, а связка,

и поэтому ни в какое понятие входить не может.

Критика онтологического доказательства

S

P

Слайд 21

есть

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума

Присоединением же понятия существования к понятию вещи

можно получить лишь понятие существующей вещи,

но не

есть Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Присоединением же понятия существования к понятию
саму существующую вещь.

Критика онтологического доказательства

Баба Яга

колдунья
старая
злая
хромая («костяная нога»)
живущая в избушке на курьих ножках
летающая в ступе
существующая

Слайд 22

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума

Если невозможно онтологическое доказательство, то невозможны и космологическое и физикотеологическое доказательства,

так как

Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Если невозможно онтологическое доказательство, то невозможны и
сами по себе они доказывают лишь (если вообще доказывают!) существование, соответственно, необходимой сущности как первопричины и разумного зодчего мира,

но ниоткуда не следует, что эти необходимо сущая первопричина и разумный зодчий есть именно Бог.

Критика космологического и физикотеологического доказательств

Слайд 23

Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания.

Трансцендентальная диалектика Общий вывод

Мир опыта (явлений)

Метафизика как наука

Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания. Трансцендентальная диалектика
о трансцендентных сущностях невозможна.

Поэтому границы опыта суть границы научного знания.

Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям.

Слайд 24

И. Кант. «Критика практического разума».

Общий итог критики чистого разума и переход к критике практического разума

Я

И. Кант. «Критика практического разума». Общий итог критики чистого разума и переход
не могу... даже допустить существование Бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания… Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере...

Слайд 25

Критика практического разума Место этики в системе философских наук

Философия

Физика

Этика

Материальная философия

Формальная философия

Логика

наука о законах мышления

наука о законах природы

наука

Критика практического разума Место этики в системе философских наук Философия Физика Этика
о законах свободы

Слайд 26

Всё в природе действует согласно законам, но только разумные существа способны поступать согласно

Всё в природе действует согласно законам, но только разумные существа способны поступать
представлению о законах.

Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждения склонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга.

Критика практического разума Понятие доброй воли

Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту или иную необходимость, а общую законосообразность поступков.

Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей.

Поступать из уважения к закону значит подчиняться не необходимости, а долгу.

Слайд 27

Критика практического разума Категорический императив

Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон.

Нравственные предписания

Максимы

Императивы

Гипотетические императивы

Категорический

Критика практического разума Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ,
императив

личные принципы поведения

общезначимые предписания

условные принципы поведения

безусловный принцип поведения

Слайд 28

Категорический императив Формальная законосообразность

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время

Категорический императив Формальная законосообразность Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в
иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы.

Первая формулировка категорического императива

Слайд 29

Категорический императив Формальная законосообразность

Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы или невозможны как совершаемые

Категорический императив Формальная законосообразность Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки,
всеми людьми без исключения.

Слайд 30

Категорический императив Человек как цель

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в

Категорический императив Человек как цель Поступай так, чтобы ты всегда относился к
своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Вторая формулировка категорического императива

Слайд 31

Категорический императив Автономия воли

Поступай только так, чтобы воля благодаря своей максиме могла рассматривать самоё себя

Категорический императив Автономия воли Поступай только так, чтобы воля благодаря своей максиме
также как устанавливающую всеобщие законы.

Третья формулировка категорического императива

Слайд 32

Антиномия практического разума

Требования долга

Стремление к счастью

Антиномия практического разума Требования долга Стремление к счастью

Слайд 33

Постулаты практического разума

Постулаты практического разума

Свобода воли

Бытие Божие

Бессмертие души

Психологическая идея

Космологическая идея

Теологическая идея

Постулаты практического разума Постулаты практического разума Свобода воли Бытие Божие Бессмертие души

Слайд 34

Критика практического разума Общий итог

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более

Критика практического разума Общий итог Две вещи наполняют душу всегда новым и
сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.
Имя файла: Кант.-Трансцендентальная-диалектика-и-этика.pptx
Количество просмотров: 262
Количество скачиваний: 0