Слайд 2Это стихотворение Аси Горской, известной челябинской поэтессы, посвящено улице Пушкина.
Слайд 3Действительно, каждый челябинец с детства знает эту уютную улочку, расположенную в центре
города. Именем великого русского поэта она зовётся с 1937 года. А до этого она называлась Мастерской улицей, жили здесь рабочие мелких предприятий города, кустари, ремесленники и другие.
Слайд 4Сейчас улица поражает нас тем, что здесь каким-то чудом сохранились старинные постройки,
которые соседствуют с новыми, современными домами. После революции улица стала носить имя Артёма.
Слайд 5На этой улочке стояла кладбищенская Казанско-Богородицкая церковь. Построена в 1791–93 за городской
чертой, на возвышенном месте. Строительство начинал челябинский купец Е. М. Сапожников, заканчивал титулярный советник Шулепов. Церковь была освящена 7 июля 1793 протоиреем П. Топорковым.
Слайд 6Своего причта не имела, считалась приписанной к Христорождественскому собору.
Слайд 7
В 1919 кладбище, при котором существовала церковь, было закрыто, а сама она
передана в пользование одной из общин верующих. 23 августа 1923 года договор с общиной был расторгнут. Был заключен договор с другой общиной, однако 26 августа 1929 года здание храма вновь опечатали. В 1930 церковь была снесена. В начале 30-х гг. снесено и кладбище. На его месте обещали устроить парк, однако вместо него выстроили жилые дома и кинотеатр.
Слайд 8Несколько лет назад в Челябинск были приглашены ученые-биоэнергетики. Они выявили, что наибольшее
число отрицательных аномалий отмечено в районе кинотеатра имени А.С. Пушкина на территории застроенного ныне Казанско-Богородицкого кладбища. Причем здесь же, со стороны загса, выявлена и аномалия положительных излучений, что вполне можно связать с располагавшейся ранее на этом месте церковью во имя Казанской иконы Божьей матери.
Слайд 9Своего рода городская легенда связана с Казанско-Богородицкой церковью. По поверию— загс Советского района, находящийся
в здании, построенном примерно на месте церкви, считается счастливым.
Слайд 10Кинотеатр
А это здание стоит посредине улицы Тимирязева. Улица вынуждена повернуть, сузиться, чтобы
миновать препятствие. Прием редкий, он позволяет поставить здание особняком, выделить его из ряда других: нельзя не заметить сооружение, стоящее прямо на улице. Вы догадались: кинотеатр имени Пушкина.
Слайд 11 В 1980 году на фасаде здания появился профиль А.С. Пушкина, выполненный
в технике сграффито: по слою тёмной, с сажей, штукатурки наносился слой более светлой штукатурки, затем скульптор вырезал второй слой, обнажая первый. Профиль Пушкина вырезал скульптор Е. Макаров по рисунку художника Р. Габриэляна
Слайд 12Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание свободно поставлено на озелененной площадке. Пространственное решение осуществлено
на сопоставлении высокого двухэтажного объема и окружающего его по периметру одноэтажного.
Слайд 13В западной части выделен прямоугольный с закруглением объем нижнего зрительного зала. Главный
и боковые фасады двухэтажного объема опоясывает ряд узких прямоугольных окон, на боковых фасадах выделяются необычностью решения шестиугольные окна зрительного зала второго этажа.
Слайд 14Есть в здании кинотеатра своя «изюминка» - квадраты. В нем много явных
и скрытых квадратов. Взгляните, три квадратных входа. Справа и слева от них – закрытые афишами квадратные окна. Такие же окна на боковых стенах. Шестиугольными и круглыми окнами на боковых стенах архитектор как бы напоминает, что есть и другие формы, но он сам предпочитает квадраты.
Слайд 15Композиционный акцент – фойе первого этажа, перекрытое куполом, свод которого украшенный росписью,
поддерживается 12 колоннами. Благодаря удачной росписи купол кажется высоким и легким. На первом этаже разместились вестибюль, фойе с эстрадой и зрительный зал.
Слайд 16Перед входом в зал в стенном углублении разместился бюст А.С. Пушкина (скульптор
Энрика Эмильевна Головницкая). Таким образом, игра разномасштабных объемов и общий сдержанный характер декоративной трактовки сочетаются с классическими архитектурными элементами в оформлении здания.
Слайд 17В 1930-х гг. в Челябинске работало всего 8 кинотеатров. Печально известный 1937
год стал для кинотеатра годом Рождения. Первый двухзальный кинотеатр на Урале (второй в СССР) с первых дней работы стал любимейшим кинотеатром горожан. В просторных кинозалах каждый час начинался сеанс, где всегда можно было посмотреть новый фильм. Первым художественным фильмом, демонстрировавшимся в Челябинске в день открытия, была историческая драма "Арсен" режиссера М. Чиаурели. До конца 1937 г. челябинские зрители просмотрели в кинотеатре фильмы: "Клятва", "Тайга золотая", "Неустрашимые" и др. Необычайный успех в Челябинске имел новый для того времени исторический фильм "Петр I". В один только выходной день - 24 сентября - в кинотеатре состоялось 13 сеансов с показом этого фильма, на которых побывало около 6 тыс. зрителей Челябинска.
Слайд 18С началом Великой Отечественной войны кинотеатр разделил с горожанами все тяготы военной
жизни: показ начинался в 8 часов утра, а последний сеанс заканчивался в 2 часа ночи. Киномеханики не выходили из аппаратной сутками. В тяжелые военные годы горожане, отработав у станка длинную смену, шли в кино. В День Победы, 9 мая 1945 г., рабочие кинотеатра, смонтировав стационарную аппаратуру на грузовике, демонстрировали фильмы на улице всю ночь. Большая группа работников кинотеатра была награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
После войны помимо традиционных кинопоказов, здесь проводились кинолектории и т. п. Для каждого киновечера соответственно оформлялась сцена. Кинотеатру им. А. С. Пушкина была оказана честь первому среди кинотеатров Челябинска начать показ кинофильма "Великая Отечественная…".
Слайд 19Со зданием кинотеатра связана одна из городских легенд. Работники кинотеатра считают, что
в здании живет приведение, которое объявляется в моменты, когда зрители покидают кинотеатр и охраняет его до утра.
В середине 1990-х гг. возник центр, объединяющий кино и театр. Популярный челябинский театр "Манекен получил возможность творить в уникальном историческом здании кинотеатра.
Слайд 20Кинофестиваль «Новое кино России»
Комплекс "Театр плюс кино" с 2000 г. стал местом
проведения ежегодного Всероссийского кинофестиваля "Новое кино России".
Слайд 21Особое внимание кинотеатр уделяет детям и незащищённым слоям населения. Киносеансы регулярно посещают
дети из детских домов, инвалиды, ветераны. В дни школьных каникул кинотеатр формирует детские программы.
Слайд 22Сегодня кинотеатр большинству челябинцев известен, как фестивальная площадка. В его стенах неоднократно
проходил Всероссийский фестиваль "Новое кино России", фестиваль «Сталкер», «Любить человека», «Славянский ковчег». Также у кинотеатра есть и богатые традиции показа клубного кино.
Слайд 23Настоящим событием для города стал Манхэттенский фестиваль короткометражного кино, проходивший в кинотеатре
в сентябре 2007 г. Зрители смогли принять участие в голосовании и выбрать победителя. В планах кинотеатра продолжать показы: шедевров кинематографа от «классики» до «авангарда», фестивального кино; проводить фестивали, «недели» национальных кинематографий, а также устраивать показы документального кино
Слайд 24Немного скрыт от нас дом, довольно необычный и даже, может быть, странный.
Когда вы повернетесь, то увидите, что фасад дома, “поехал”, а карниз разломался и выпер острыми углами. И до конца дома стена будет “играть”, “перелистываться”, “ходить ходуном”.
Это дом архитектора Ф.Я. Серебровского “сделан” эркерами. Если на этот же дом взглянуть с противоположной стороны улицы – ничего особенного, обычный дом, если не сказать заурядный. Но стоит подойти к нему ближе – и он преображается.
Слайд 25Архитектор “все бросил” на эркеры. В том числе и украшения. Например, лепку.
На одном из подоконных парапетов мы видим две детские фигурки (вместо ангелов), держащие гирлянду дубовых листьев, а между ними – медальон с серпом и молотом и звездой. Дом Ф.Я. Серебровского обладает одним, весьма редким в архитектуре свойством – его архитектура динамична. С каждым шагом на наших глазах фасад дома как бы шарнирно перестраивается, у него не одна застывшая ипостась, а много выражений.
Слайд 26Полукруглым угловым эркером, опирающимся на монументальную «корзину», украшен пятиэтажный дом по ул.
Тимирязева, 29. Дом спроектирован архитектором Марией Мочаловой. Как вспоминала автор:
– Этот дом – мое первое серьезное задание. Мы не гнушались никакой работой тогда, когда в конце 1947 года приехали в Челябинск. Этот дом “нарочно” выставляет угловой эркер в два этажа, круглый, висящий. А сам дом прост, даже очень.
Когда архитектор проектировала эркер, то представляла так: круглый стол, диваны... Уютное место. Для досуга. Может быть, для любителей преферанса. Для сбора семьи. Эркер держится на рельсах, заделанных в стену.
Слайд 27В сквере за кинотеатром мы видим памятник Цвиллингу. Мы видим бюст на
прямоугольном постаменте. На нем надпись: «С.М. Цвиллинг, 1891-1918».
Слайд 28Открытие состоялось 6 ноября 1957 года. Памятник Цвиллингу первоначально был гипсовым. И
скоро он стал разрушаться. После долгих разговоров архитектор Александров поехал в Житомир, где по его чертежам вырубили цельный гранитный постамент весом 18 тонн. В Москве по модели скульптора Макарова высекли гранитный бюст. Осталось только бюст и постамент привезти и установить в сквере.
Слайд 29Можно на спор остановить любого прохожего и спросить, чем был знаменит революционер
Цвиллинг. Мало кто даст вразумительный ответ, хотя памятник этому человеку хотя бы из окна трамвая или автомобиля видел каждый. А человек этот был очень непростой, талантливый и смелый. На самом деле его звали Шмуль Берк Мовшев Цвиллинг.
Слайд 30Третий сын в семье тобольского парикмахера. С юных лет вместе с братьями
участвовал в революционной деятельности, за которую братьев казнили. А Самуила приговорили к 5-ти годам тюрьмы. Отбыв наказание, поселился в Сатке. Женился, работал счетоводом, журналистом. У него, несомненно, был выдающийся ораторский дар, который помогал убеждать людей. Он был выбран председателем городского совета партии большевиков.
Слайд 31Сквер выходит на улицу его имени. Эта улица испокон веков привлекала немало
горожан и проезжих. Она являлась воротами города, потому что вела с вокзала в центр. В народе говорили: «Улица Цвиллинга – улица чиновничья». И действительно здесь размещались канцелярия, ратуша, полицейские и казачьи избы. В первое время она носила название Оренбургской, видимо, в память вхождения в Оренбургскую губернию. Затем ее назвали Христорождественской.
Слайд 32К 19 веку на Христорождественской было размещено столько зданий и сооружений, что
ее решено было переименовать в «Большую». Именно на Большой появился первый мощеный отрезок дороги в городе для того, чтобы можно было проехать на вокзал с грузом и не застрять. С того времени ее называли Шоссейной. Ночью на протяжении улицы в те годы слабо светило не более десятка керосиновых фонарей.
Слайд 33В 20 веке улица Шоссейная, переименованная в Цвиллинга не потеряла своего значения.
Практически на каждом доме, расположенном на ней мы можем видеть мемориальные таблички, посвященные знаменитым людям.
Слайд 34В доме 36 жил основоположник радиационной генетики Тимофеев-Ресовский. Здесь же жил и
работал ученый Чижевский. Неподалеку проживала писательница Власова, хирург Лифшиц и многие известные люди города.