Китаби-Деде Горгуд

Содержание

Слайд 2

1300 лет живет "Китаби-Деде Горгуд", являющийся великим историческим памятником азербайджанского народа, всех

1300 лет живет "Китаби-Деде Горгуд", являющийся великим историческим памятником азербайджанского народа, всех тюркоязычных народов.
тюркоязычных народов.

Слайд 3

"Китаби-Деде Горгуд" - это главная наша книга. Деде Горгуд - наш древний

"Китаби-Деде Горгуд" - это главная наша книга. Деде Горгуд - наш древний предок.
предок. 

Слайд 4

Дастаны (сказания) о Деде Горгуде, уходящие корнями в мифологическое мировоззрение, приняли письменный

Дастаны (сказания) о Деде Горгуде, уходящие корнями в мифологическое мировоззрение, приняли письменный
вид в XI веке ., а дошедшие до нас экземпляры являются рукописями, написанными в XVI веке. По мнению первого исследователя этого литературного памятника, немецкого ученого Фридриха Дитца, некоторые его сюжеты, например, связанные с образом Одноглазого ("Тепегёза"), стали примером для создания подобного сюжета в Древней Греции. Образ Одноглазого в "Китаби Деде Горгуде" более древнее, чем подобный персонаж Полифема в "Одисее" Гомера.

Слайд 5

До сих пор известны две рукописи "Китаби Деде Горгуд". Одна из них

До сих пор известны две рукописи "Китаби Деде Горгуд". Одна из них
- Дрезденский экземпляр, вывезенный из Стамбула немецким востоковедом Ф. фон Дитцом в Германию и подаренный Дрезденской библиотеке, состоит из двенадцати отдельных преданий (в каждом из таких сюжетов-преданий повествуется о разных событиях).

Слайд 7

Другой экземпляр дастана был обнаружен в 50-х годах ХХ века в Ватикане

Другой экземпляр дастана был обнаружен в 50-х годах ХХ века в Ватикане
и состоит из одного сюжета-предания и предисловия.

Слайд 9

По традиции, авторство этого сказания приписывается Деде Горгуду. Историк XIV века Айбек

По традиции, авторство этого сказания приписывается Деде Горгуду. Историк XIV века Айбек
ад-Давадари и Фазлуллах Рашидаддин отмечают, что Деде Горгуд жил во времена пророка Мухаммеда и был направлен к последнему тюрками как посол. И в предисловии этого дастана отмечал, что Деде Горгуд жил во время пророка Мухаммеда.

Слайд 11

Первое сказание повествует о том, как у Дерсе-хана после долгих молитв и богоугодных

Первое сказание повествует о том, как у Дерсе-хана после долгих молитв и
деянии рождается сын, необычайно сильный и одаренный. Коркут дает ему имя Бугач (бык). Джигиты завидуют Бугачу и рассказывают отцу разные небылицы о его любимом сыне. Дерсе-хан, разгневавшись, смертельно ранит Бугача. Далее говорится о силе материнской любви: материнское молоко, смешанное с соком горного цветка, спасает юношу.

Слайд 12

О разграблении дома Салор-Казана врагами и о доблестях Черного пастуха (Гараджа-чабана), отстаивавшего

О разграблении дома Салор-Казана врагами и о доблестях Черного пастуха (Гараджа-чабана), отстаивавшего
честь и добро хана, говорится во втором сказании.

Слайд 13

Третье сказание посвящено приключениям Бамси-Бейрека, сына Бай-Буры, преодолевающего препятствия на пути к сватовству

Третье сказание посвящено приключениям Бамси-Бейрека, сына Бай-Буры, преодолевающего препятствия на пути к
к дочери Бай-Биджан-бека Бану-Чичек. 

Слайд 14

Четвертое сказание повествует о том, как Уруз — сын Казана был взят в

Четвертое сказание повествует о том, как Уруз — сын Казана был взят
плен и как огузские беки после кровопролитных боев освободили его.

Слайд 15

пятое сказание о Домруле. Герой ищет человека, который путем самопожертвования спас бы ему

пятое сказание о Домруле. Герой ищет человека, который путем самопожертвования спас бы
жизнь. Никто-ни отец, ни мать-не желают умирать за сына, только жена его проявляет готовность пожертвовать собой.

Слайд 16

О приключениях джигита Кан-Турали в борьбе за прекрасную Сельджан-хатун — дочь трапезундского

О приключениях джигита Кан-Турали в борьбе за прекрасную Сельджан-хатун — дочь трапезундского
тагавора (князя)-рассказывается в шестом сказании. 

Слайд 17

В седьмом мы знакомимся с подвигом джигита Иекенка, освободившего своего отца Казылык-Коджи из плена. 

В седьмом мы знакомимся с подвигом джигита Иекенка, освободившего своего отца Казылык-Коджи из плена.

Слайд 18

Восьмое сказание посвящено приключениям Бисата, сына Аруз-Коджи, вскормленного львом. Тут рассказывается, как Бисат

Восьмое сказание посвящено приключениям Бисата, сына Аруз-Коджи, вскормленного львом. Тут рассказывается, как
одолел Тепегёза, чудовищного одноглазого великана, и спас от гибели огузов.

Слайд 19

В девятом сказании Имран сын Бекиля одерживает победу над врагами, которые хотели вероломно воспользоваться

В девятом сказании Имран сын Бекиля одерживает победу над врагами, которые хотели
тем, что Бекиль, бесстрашный пограничник хана, сломал ногу на охоте. 

Слайд 20

О джигите Секреке, спасшем брата из плена, повествует десятое сказание. 

О джигите Секреке, спасшем брата из плена, повествует десятое сказание.

Слайд 21

Одиннадцатое гласит о том, как Салур-Казан был взят в плен и как сын

Одиннадцатое гласит о том, как Салур-Казан был взят в плен и как сын Уруз освободил его.
Уруз освободил его. 

Слайд 22

двенадцатом сказании речь идет о межплеменных раздорах: внешние огузы во главе с Аруз-беком

двенадцатом сказании речь идет о межплеменных раздорах: внешние огузы во главе с
поднялись против внутренних огузов, убили храброго Бейрека. Казан-хан подавил этот мятеж и положил конец раздорам между огузами.

Слайд 23

Храбрость огузов не знала предела Враги (Гяуры вчерных одеяниях)боялись их .Поэтому нападали на

Храбрость огузов не знала предела Враги (Гяуры вчерных одеяниях)боялись их .Поэтому нападали
них во сне(«маленькая смерть»)

Слайд 24

Любовь к Родине ,заставляла огузов забыть обиды(«О Имране сыне Бегиля»)

Любовь к Родине ,заставляла огузов забыть обиды(«О Имране сыне Бегиля»)

Слайд 25

Уважение к матери,женщины
(О разграбление дома Салур Газана)
Счастье огузского дома-приветливая жена,добрая хозяйка

Уважение к матери,женщины (О разграбление дома Салур Газана) Счастье огузского дома-приветливая жена,добрая хозяйка

Слайд 26

Огузов строгая военная дисциплина.Все вопросы решались на военном совете.созываемом «ханом ханов «Баяндур

Огузов строгая военная дисциплина.Все вопросы решались на военном совете.созываемом «ханом ханов «Баяндур ханом
ханом

Слайд 27

Право матери равнозначно права Бога

Право матери равнозначно права Бога

Слайд 29

Адам Олеарий и Эвлия Челяби утверждают ,что могила Горгуда в Дербенте

Адам Олеарий и Эвлия Челяби утверждают ,что могила Горгуда в Дербенте

Слайд 30

В произведении Абу Бекра аль Исфагани говориться,что Огуз каган похоронен около озера

В произведении Абу Бекра аль Исфагани говориться,что Огуз каган похоронен около озера Гейча
Гейча
Имя файла: Китаби-Деде-Горгуд.pptx
Количество просмотров: 613
Количество скачиваний: 3