Классицизм в литературе

Содержание

Слайд 2

История классицизма в литературе
1636 — 1711
Прославился в жанре послания, оды и

История классицизма в литературе 1636 — 1711 Прославился в жанре послания, оды
эпиграммы.
Наиболее известна поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство» («L’art poétique») 1674
В поэме сформулированы основные требования к поэтическому произведению:
сдержанность чувств
высокий слог
простота
ясность
разумность
Статуя Никола Буало работы
Ш. Э. Сёрра. Около 1853.
Париж, Лувр, двор Наполеона

Слайд 3

Исторические условия возникновения

Централизованная власть – абсолютная монархия
вторая половина XVII — первое тридцатилетие

Исторические условия возникновения Централизованная власть – абсолютная монархия вторая половина XVII —
XVIII в. (в России ко второй половине XVIII в. )
обострение противоречий между частной личностью и государством
на смену феодальной вседозволенности приходит закон

Слайд 4

Картина мира с точки зрения классицизма

Картина мира с точки зрения классицизма

Слайд 5

Основной конфликт

Основной конфликт

Слайд 6

Характер в классицизме определяется преобладающей страстью

Характер в классицизме определяется преобладающей страстью

Слайд 7

Классификация страстей

Классификация страстей

Слайд 8

Высшая ценность

Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания,

Высшая ценность Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием
но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения.

Слайд 9

Стили и жанры в литературе классицизма

Стили и жанры в литературе классицизма

Слайд 10

Низкие жанры

В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает

Низкие жанры В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек
в социальных связях.
Герой низких жанров — среднесословный человек

Слайд 11

Высокие жанры

В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное,

Высокие жанры В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное,
в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия.
Герой — историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж — как правило, властитель.

Слайд 12

Наличие канона. Канон для трагедии

Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой)
5-актное построение
Единство

Наличие канона. Канон для трагедии Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой)
времени, места и действия
Высокий стиль
Исторический или мифологический сюжет
Ситуация выбора между разумной и неразумной страстью

Слайд 13

Реформы в русском классицизме

Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский , трактат «Новый и

Реформы в русском классицизме Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский , трактат «Новый
краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.)
Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г.
Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)» , впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем».

Слайд 14

Русская комедия – комедия характера

Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью, что не

Русская комедия – комедия характера Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что
поймет, что писано в указе,
Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос <...>
Представь латынщика на диспуте его,
Который не соврет без «ерго» ничего.
Представь мне гордого, раздута, как лягушку,
Скупого, что готов в удавку за полушку (121).
А.П.Сумароков

Слайд 15

«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех штилей»

«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех штилей»
М.В.Ломоносова:

Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи.
Средний стиль — стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы.
Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.

Слайд 16

Классицизм в русской литературе

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708-44) , князь, русский поэт,

Классицизм в русской литературе КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708-44) , князь, русский поэт,
дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель-рационалист , жанр стихотворной сатиры.[БСЭ]

Автопортрет

Слайд 17

Классицизм в русской литературе

ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович (1703-68) , русский поэт, филолог, академик

Классицизм в русской литературе ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович (1703-68) , русский поэт, филолог,
Петербургской АН (1745-59). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ]

Слайд 18

Классицизм в русской литературе

СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717-77) , русский писатель, один из

Классицизм в русской литературе СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717-77) , русский писатель, один
видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ]

А.П.Лосенко

Слайд 19

Классицизм в русской литературе

ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) , русский писатель,

Классицизм в русской литературе ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) , русский
просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ]

Неизвестный художник
18 века

Слайд 20

Классицизм в русской литературе

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) , русский мыслитель, писатель. Ода

Классицизм в русской литературе РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) , русский мыслитель, писатель.
"Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках.

Гравюра С.Паннемакера

Слайд 21

Классицизм в русской литературе

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743-1816) , русский поэт. Представитель русского

Классицизм в русской литературе ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743-1816) , русский поэт. Представитель
классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", 1774-94; "Бог", 1784; "Водопад", 1791-94); лирические стихи. [БСЭ]

Н.Аргунов 1800