Слайд 2«Один сельский игумен мне говорил:
- Вы, за будущее Церкви, Илья Аронович, не

волнуйтесь. Примерно у двух процентов людей, похоже, есть устойчивая религиозная потребность. И поэтому мы, священники, какими бы мы ни были, плохими, хорошими, злыми, добрыми, щедрыми, жадными, мы без куска хлеба никогда не останемся.
Куда-то ведь им надо будет приходить и ее, эту потребность, удовлетворять.»
И.А.Забежинский
Слайд 3«Кого надо, того Бог сам в Церковь приведет!»

Слайд 4Вера как способ познания
(из Н.Лосского)
Уровень более низкий: вера как способ получения знания

Слайд 6 «Для иудеев и христиан «вера» <…> означает скорее что-то вроде «кредита»,

в том смысле, в каком еще и сегодня понимается кредит в деловых кругах».
Христос Яннарас. «Вера Церкви»,
https://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannaras/vera-tserkvi/#0_9
Слайд 7«Вера – это необходимое условие любого систематического знания, любой осмысленной деятельности и

любой полноценной жизни».
Олдос Хаксли
Слайд 8Человек в душевном онтогенезе
Ребенок (пребывает в динамике)
Взрослый (состояние квазистатики; «Мне здесь прекрасно...

тепло и сыро!»)
Совсем взрослый: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Матф.18:3)
Слайд 9ОСОЗНАНИЕ человеком своей БЕСКОНЕЧНОСТИ
Варианты поведения:
Поиск чего-то за горизонтом (вера как вектор

поиска);
Попытки уйти в иллюзии земного бытия;
Самоубийство
Слайд 10Духовный мир существует?
Доверие и вера
А.Тарковский (пересказ):
если Кастанеда все выдумал, то это

еще большее чудо, нежели всё у Кастанеды описанное.
Слайд 11ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Профессор Зверев: «Ты не знаешь, где сейчас Мотя?» (воспоминания Матвея Пресмана

о С.В.Рахманинове)
«В МДА учат лучше, чем в МГУ!» (1970-ые)
Воскресные школы и т.п.
Слайд 124/16 августа 1889. <…> Итак, кто же надежда Церкви? Никто! Ни единого

человека! Ибо катихизаторы — поголовно — еще плоше, чем священники, сущее ничтожество,— все вместе и каждый порознь; как часто я ни пересматриваю списки их, стараясь открыть между ними что-либо утешительное,— тщетна надежда. <…> кончившие курс Семинарии — все бездарность и нравственные ничтожества — из рук вон; вообще, почти все, по моему мнению, такие, что лишним грошом их можно переманить в любую инославную секту <…>. (2:322)
Слайд 13ОБУЧЕНИЕ ЯПОНЦЕВ В РОССИИ
23 февраля / 7 марта 1900 <…> Итак, не

посылать же в Россию никого! Ни в каком случае и ни для какой церковной нужды! Едут ангелами, возвращаются полудемонами, из которых, при малейшем поводе, обращаются в настоящих демонов — врагов всего Христова <…>
Св.Николай Японский. Дневник
Слайд 14КОНИСИ МАСУТАРО – ЛЬВУ ТОЛСТОМУ. Письмо от 10 мая 1896 г.
«Откровенно говоря,

знакомство с Вами и наставление Ваше совсем переменили мой взгляд на христианство. Каждый день вспоминая о Вас, я истинно наслаждаюсь. Правда, преподобный Николай меня терпеть не может за мои взгляды на христианство и на жизнь, но это нисколько меня не печалит».
ЛЕВ ТОЛСТОЙ – КОНИСИ МАСУТАРО. Письмо от 30 сентября 1896 г.
«Мне всегда было странно думать и казалось невероятным, чтобы такой умный и свободный от суеверий народ, как японцы, мог бы принять и поверить во все те нелепые… догматы, которые составляют сущность церковного христианства, как католического, так и православного и лютеранского».
Слайд 15Культура как путь к вере
Курт Воннегут: «…прошу написать на моей могиле такую

эпитафию: «Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка».
Слайд 1616 генваря 1880. Среда <…> стал опять толковать с Щуруповым о цене,

просит опять 750 рублей. Я предложил 500 <…> Щурупов рассердился, наговорил грубостей, вроде ≪коли нищенствуете, нечего и заказывать≫, ≪художники с собой шутить не позволят≫,—бросил план и ушел. Видно, что старик очень жаден до денег и нечестен же притом. Увидим, что дальше.
22 генваря 1880. Вторник. Утром написал письмо к Щурупову, соглашаясь дать семьсот пятьдесят рублей за план. Пришлось нарваться на человека! <…> под влиянием прочитанной затем сцены из ≪Одиссея≫, как он укротил свой гнев при виде беспутных служанок, отправлявшихся на свидание с женихами, я осилил себя и написал ласковую записку после грубостей архитектора.
(…впоследствии сошлись на 650 р.
Строительство стоило 500 тысяч рублей.)
Слайд 17О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
Гнев

ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит.
Он в зарождении сладостней тихо струящегось меда,
Скоро в груди человека, как пламенный дым, возрастает!
(Ахилл в 18 песни «Илиады»)
Слайд 18Прямое повествование о том, что за горизонтом
Э.Т.А.Гофман
М. Булгаков (МиМ)
«Гарри Поттер»
