Слайд 2
Виктор
Петрович
Астафьев
(1924-2001г)
Слайд 3 Автор: Мария Шмонова,
учащаяся 9 класса
МОУ Большекосульская СОШ
Слайд 4Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
Слайд 6Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя.
Объект
исследования - цикл рассказов «Затеси»
Слайд 7В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на
примере творчества В.П. Астафьева.
Слайд 8Цель исследования
Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.
Слайд 9Задачи исследования
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Проанализировать колоративную лексику в произведении
В.П. Астафьева «Затеси».
Слайд 10Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как
произведения писателя изучаются
на уроках литературы в школе,
представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.
Слайд 11Методы и приемы
Прием сплошной выборки.
Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева.
Исследовательско – поисковый
метод.
Слайд 12Структура исследовательской работы
Введение.
История цветообозначений.
Психолингвистический аспект изучения цвета.
Описание цветов в применении к человеку
и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).
Слайд 13 «Затеси» - своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя.
Слайд 14Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева
Описание цвета в применении к человеку (его
внешность, быт, одежда, дом).
Черный цвет – это цвет:
Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»));
траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));
Слайд 15болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля,
- серовато–черная, с разводами выступившей на ней соли.» («Паруня»));
несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));
Слайд 16символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное –
на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»));
ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));
Слайд 17гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке
с белыми пуговками…»);
маркер социально-политического положения («ничего не переменилось в их отношениях с чернью»);
символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));
Слайд 18страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело
и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» - доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»));
выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).
Слайд 19Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения).
Картина приближаю-щейся грозы
(«Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));
Слайд 20умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и
стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем». («Хвостик»);
смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).
Слайд 28Заключение
В.П.Астафьев - мастер слова, использующий яркие выразительно-изобразительные средства языка. В результате психолингвистического
анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.
Слайд 29 У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой
традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый.
Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.
Слайд 30 Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор
к своей страшной автоэпитафии: