Колористика. Введение. Часть 1

Содержание

Слайд 2

Колористика – наука о цвете.
Баухауз – высшее уч. Заведение, объединение людей,

Колористика – наука о цвете. Баухауз – высшее уч. Заведение, объединение людей,
направление в архитектуре. 1919-1993. Германия. "функционализм", ничего лишнего, никаких классиче орденов и избыточности украшений. Что удобно – то красиво. Нагие здания. Минимализм.
Йоханесс Иттен (Кандинский, Гропиус, Мис..) переворачивает мир формы и цвета. Более 50 лет преподает у студентов(архитекторы, художники дизайнеры и др.) "форкурс".
"Форкурс" – мастрество свободного владения формой и цветом, как основными, универсальными категориями любого вида творчества.
"Искусство цвета" Й.Иттена написана на основе практических занятий "форкурса".

Слайд 3

Нужны ли знания и законы? "Если вы, не зная законов владения

Нужны ли знания и законы? "Если вы, не зная законов владения цветом,
цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом "незнании""
Законы и теории хороши в ситуации неуверенност. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой.
Гёте: "Гений состоит 99% из пота, и только на 1% из вдохновения."
Делакруа: "Тайны теории цвета? Зачем называть тайнами законы, которые должны быть известны каждому худложнику и которым мы все должны обучаться?"

Слайд 4

История.
Китай. 80-е до н.э – император Хань устраивает склады-музеи красочных картин;

История. Китай. 80-е до н.э – император Хань устраивает склады-музеи красочных картин;
в эпоху Тан(618-907) – стенная живопись, роспись по дереву, новые желтые, красные, синие глазури для керамики; в эпоху Сун(960-1279) цвето стало еще больше и картины стали стремиться к натуралистическому изображению.

Слайд 5

Европа. Римские и византийские полихромные (многоцветные) мозайки первого тысячелетия христианской эры.
Мавзолей Плацидии

Европа. Римские и византийские полихромные (многоцветные) мозайки первого тысячелетия христианской эры. Мавзолей
окутан серым цветом, так как синие стены из мозаики освещаются оранжевым светом окон.
Пьеро делла Франческо (1410-1492) писал людей , очерчивая фигуры дполнительными цветами, обеспечивая картинам равновесие.

Мавзолей Плацидии

Пьеро делла Франческо

Слайд 6

Леонардо да Винчи(1452-1576) отказался от красочности. Строил картины на на бесконечно

Леонардо да Винчи(1452-1576) отказался от красочности. Строил картины на на бесконечно тонких тональных переходах.
тонких тональных переходах.

Слайд 7

Тициан(1477-1576) играл с холодным и теплым, блеклыи и насыщенным, светлыи и темным

Тициан(1477-1576) играл с холодным и теплым, блеклыи и насыщенным, светлыи и темным оттенком основного цвета.
оттенком основного цвета.

Слайд 8

Эль Греко(1545-1614).Отец беспредметной живописи.Цвет для него – не цвет предметов, а абстрактное,

Эль Греко(1545-1614).Отец беспредметной живописи.Цвет для него – не цвет предметов, а абстрактное, экспрессивно-психологическое средство выражения темы.
экспрессивно-психологическое средство выражения темы.

Слайд 9

Рембрандт (1606-1669) Живописец свето-тени. Цвет-плотная материя.

Рембрандт (1606-1669) Живописец свето-тени. Цвет-плотная материя.

Слайд 10

Ампир, классицизм(реалистич.подобная, сдержанная): черный, белый, серый + 1-3 хроматич.цветов

Ампир, классицизм(реалистич.подобная, сдержанная): черный, белый, серый + 1-3 хроматич.цветов

Слайд 11

Романтизм: Тернер(1775-1851), Констебль(1776-1837), Фридрих(1774-1840), Рунге(1777-1810). Цвет – средство эмоционального воздействия, способное

Романтизм: Тернер(1775-1851), Констебль(1776-1837), Фридрих(1774-1840), Рунге(1777-1810). Цвет – средство эмоционального воздействия, способное передать"нстроение" пейзажа.
передать"нстроение" пейзажа.

Слайд 12

К началу 19 столетия цвет, его действие и сущность стали возбуждать

К началу 19 столетия цвет, его действие и сущность стали возбуждать всеобщий
всеобщий интерес. 1810г. Филипп Отто Рунге опубликовал свое учение о цвете, используя цветовой шар в качестве координирующей системы.

Слайд 13

1810г, напечатан труд Гете о цвете. Ввел в в форме круга.

1810г, напечатан труд Гете о цвете. Ввел в в форме круга. 1816г.
1816г. Трактат Шопенгауэра "Зрение и цвет"
1839г. М.Шеврель издал работу "О законе симультанного контраста и о выборе окрашенных предметов". Этот труд – основа импрессионистической и неоимпр-й живописи.

Слайд 14

Импрессионисты. Изучая природу , пришли к совершенно новой системе передачи цвета.

Импрессионисты. Изучая природу , пришли к совершенно новой системе передачи цвета. Солнечный
Солнечный свет, меняющий цвет предметов и свет в атмосфере природного окруженя.
Моне(1840-1926) менял полотно каждый час, пытаясь зафиксировать меняющиеся цвеовые рефлексы пейзажа и правдиво передать движение солнца , солнечного света и его отблесков.

Слайд 15

Неоимпрессонисты разбили цветовые поверхности на отдельные точки. Утверждали, что что точки

Неоимпрессонисты разбили цветовые поверхности на отдельные точки. Утверждали, что что точки чистого
чистого цвета должны смешиваться только "в глазах зрителя".

Слайд 16

Поль Сезанн(1839-1906) логически пришел к своей новой системе построения картин. Хотел

Поль Сезанн(1839-1906) логически пришел к своей новой системе построения картин. Хотел создать
создать "солидный" импрессионизм. Применил метод разделения пуантилистов, но применил ко всей поверхнсти картины. Делал цветовые модуляции ко всей плоскости картины: переходы от холодного к теплому, от светлого к темному, от тусклого к светящемуся. Делал картины основанные на контрасте холодного и теплого.

Слайд 17

Анри Матисс (1869-1954) обратился к впечатляюще простым и яким цветовым плоскостям,

Анри Матисс (1869-1954) обратился к впечатляюще простым и яким цветовым плоскостям, распологая
распологая их в субъективно прочувстованном равновесии др.к др.

Слайд 18

Пикассо, Брак и Грис – кубисты, использовали цветдля выявления света и

Пикассо, Брак и Грис – кубисты, использовали цветдля выявления света и тени.
тени. Они интересовались формой, преобразуя предметы в абстрактные геометрические и добиваясь впечатления их объемности с помощью тональных градаций.

Слайд 19

Мунк, Кирхнер, Геккель, Нольде, Кандинский, Макр, Маке, Клее – экспрессионисты. Пытались

Мунк, Кирхнер, Геккель, Нольде, Кандинский, Макр, Маке, Клее – экспрессионисты. Пытались вернуть
вернуть живописи ее психологическое и духовное сожержание. Выражали в цвете и форме свой внутренний духовный опыт.
Кандинский с 1908г гначал писать беспредметные картины. Он утверждал, что что каждый цвет обладает присущей ему духовно-выразиельной ценостью, что позволяет передвать высшие эмоциональные переживания, не прибегая к изображению реальных предметов.

Слайд 20

1912-1917г в различных уголках Европы совершенно независимо друг от друга работал

1912-1917г в различных уголках Европы совершенно независимо друг от друга работал художники,
художники, произведения которых можно объединить общим понятием "конкретного искусства". В картинах большей часчтью беспредметные геометричские формы и чистые спектральные цвета выступали как реально действующие объекты.
Купка, Делоне, Малевич, Иттен, Арп, Мондриан, Вантонгнрло.

Слайд 21

Несколько позже Мондриан сделал шаг вперед. Он использовал чистый желтый, красный

Несколько позже Мондриан сделал шаг вперед. Он использовал чистый желтый, красный и
и синий в кестве конструктивного материала картин, где форма и цвет создавали эффект статического равновесия. Стремился к реальным, оптически различимым конкретным гармоническим построениям.

Слайд 22

Сюрреалисты Макс Эрнст, Сальвадор Дали и др. Пользовались цветом, как средством

Сюрреалисты Макс Эрнст, Сальвадор Дали и др. Пользовались цветом, как средством для
для живописной реализации своих "нереальных образов".

Слайд 23

Развитие химии красок, моды и цветной фотографии вызвали общий широкий интерес

Развитие химии красок, моды и цветной фотографии вызвали общий широкий интерес к
к живописи, чувство цвета у многих людей утончилось.
Природа цвета может изучаться с разных позиций.
Физика. Физики ииследуют энергию электромагнитных колебаний, сущнсть световых частиц, которые несут свет; возможности цветового феномена, разложение цвета при его призматическом рассеивании; смешение цветного света, спектр различных элементов, частоту колебаний, длину волн.
Химия. Изучают молекулярную конституцию цветных материалов, пигментов, проблемы их прочности и выцветания, растворители, связующие вещества, изготовление синтетических красителей.

Слайд 24

Физиология. Физиологи изучают различные действия света и цвета на наш зрительный аппарат

Физиология. Физиологи изучают различные действия света и цвета на наш зрительный аппарат
– глаза и мозг, их анатомические связи и функции. Изучение вопросов приспособления зрения к свету и темноте, остаточные изображения.
Психология. Психологи интересуются проблемами влияния цветового излучения на психику и душевное состояние. Символика цвета, субъективное восприятие цвета и отношение к нему, цветовое воздействе.
Живопись. Художник должен обладать знаниями о цвете из вех сфер, но самое важное – понять разницу между тем, что воспринимается глазом и тем, что возникает в сознании человека.