Слайд 2компонентный анализ: фонетика и фонология
М.В. Панов: фонетика позволяет наблюдать звуковую стихию речи.
звук

речи /фонема
Звук – минимальная единица речи или языка; элемент произносимой речи, образуемый с помощью органов речи.
Звук речи – конкретный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретном речевом акте.
Звук языка – множество звуков речи, близких по характеристикам и определяемых говорящими как одинаковые.
Слайд 3компонентный анализ: фонетика и фонология
Выделение отдельных звуков и их оценка как

одинаковых или разных зависит от системы языка.
Разница между
р – л: Карл у Клары украл кораллы…
о - у: бом – бум, гроб – груб…
Французы считают, что вес – весь различаются не конечными согласными, а гласными.
Слайд 4фонетика: анализ компонентов
Органы речи представляют собой акустические резонаторы.
Отдельные составляющие звука усиливаются или

ослабляются, и формируется индивидуальное акустическое различие звуков.
Слайд 5акустическая хар-ка звуков: М. Царев и В.Качалов -осциллограммы [с’н’] в снежный
![акустическая хар-ка звуков: М. Царев и В.Качалов -осциллограммы [с’н’] в снежный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/471447/slide-4.jpg)
Слайд 6бинарная акустическая классификация звуков
Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле предложили
дихотомическую

классификацию по парным признакам,
в которой фиксируется
наличие или отсутствие
у звука того или иного признака.
Слайд 7бинарная акустическая классификация звуков
Классификация
Р. Якобсона, Г. Фанта и М.Халле
1) практична

– бинарность признаков позволяет пользоваться классификацией при работе с компьютером;
2) применима ко всем языкам мира;
3) дает возможность характеризовать гласные и согласные звуки на едином основании.
Слайд 8бинарная акустическая классификация звуков
Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле
выявили 12

бинарных признаков для звуков.
В русском языке – важны 9 признаков.
Слайд 9бинарная акустическая классификация звуков
9 бинарных признаков звуков русской речи
1) вокальность – невокальность
2)

консонантность – неконсонантность
3) компактность – диффузность
4) высокая тональность – низкая тональность
5) бемольность – небемольность
6) диезность – недиезность
7) прерванность – непрерванность
8) резкость – нерезкость
9) глухость – звонкость
Слайд 10бинарная акустическая классификация звуков
вокальность – невокальность
вокальность - наличие голоса.
Вокальные:
гласные и сонорные

согласные.
Невокальные:
шумные согласные.
Слайд 11бинарная акустическая классификация звуков
2) консонантность – неконсонантность
Консонантность – наличие шума.
гласные –

неконсонантные
согласные – консонантные
Слайд 12бинарная акустическая классификация звуков
3) компактность - диффузность
Компактные звуки –
более

высокая по сравнению с диффузными концентрация произносительной энергии.
Слайд 13бинарная акустическая классификация звуков
3) компактность – диффузность
слово привет
В спектре компактных звуков р’,

э преобладает одна центральная область
в спектре диффузных звуков п, и, в’, т, областей несколько.
Слайд 14бинарная акустическая классификация звуков
4) высокая тональность – низкая тональность : гласные и

согласные
Звуки высокой тональности -
уменьшается объем полости рта;
звуки низкой тональности -
увеличивается объем полости рта.
высокие гласные переднего ряда и, э
низкие гласные среднего и заднего ряда о, у, а
Слайд 15бинарная акустическая классификация звуков
5) бемольность – небемольность
Бемольность - понижение звучания

на полтона.
Признак бемольности - огубленность.
Бемольные звуки – гласные [о], [у] и предшествующие им в слове согласные [тºот] [тºут]
Слайд 16бинарная акустическая классификация звуков
6) диезность – недиезность
Диезность - повышение звучания на

полтона.
Диезные звуки - все мягкие согласные звуки и гласные в позиции между мягкими согласными.
дядя [д’׳ά׳д’ь]
тётя [т’˚׳ό׳т’ь]
Юля [j˚׳у׳л’ь]
мель [ê], миссия [û].
Недиезные звуки – твердые согласные и гласные между ними.
Слайд 17бинарная акустическая классификация звуков
7) прерванность – непрерванность
Прерванные звуки - при образовании

полость рта хотя бы на миг закрывается.
Непрерванные звуки - гласные и щелевые согласные: в, в’, л, л’, j, з з’, с, с’, ж, ж’:, ш, ш’:, ф, ф’, х, х’
Слайд 18бинарная акустическая классификация звуков
8) резкость – нерезкость
При образовании резких звуков

струя воздуха встречает в полости рта не одну, а несколько преград.
Резкие звуки - ц, ч’ и р, р’;
нерезкие – гласные и все остальные согласные.
Слайд 19бинарная акустическая классификация звуков
9) глухость – звонкость
Глухие - согласные, которые

произносятся без участия голоса.
Звонкие – гласные, сонорные согласные и звонкие шумные согласные.
Слайд 20звуковой символизм
Опираясь на акустическую классификацию звуков развивается направление, изучающее семантические, ассоциативные связи

звуков – звуковой символизм.
Слайд 21звуковой символизм
У П.А. Вяземского есть рассказ о том, как итальянец понял слово

телятина
«нежное, ласковое, обращенное к женщине» – преобладание диезных и высоких звуков.
Л.А.Введенская. Что ни звук, то и подарок. М., 1996
Слайд 22звуковой символизм
Обозначения звуковых явлений - соответствие лексического и фонетического значений:
аккорд - красивый,

яркий, громкий;
бас - мужественный, сильный;
писк - маленький, слабый, тихий;
гром - грубый, сильный, злой;
лепет - хороший, маленький, нежный, слабый, тихий…
Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981
Слайд 23звуковой символизм
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Корней Иванович Чуковский
Преобладают звуки

высокой тональности, диффузные, недиезные
резкий – дрожащий р,
открытый нижний гласный а и закрытые у, и / ы
Слайд 24звуковой символизм
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Корней Иванович Чуковский
Доминируют синий

и черный цвета.
Признаки звуков:
противный, угловатый, трусливый, злой, - психологический портрет Таракана
Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981
Слайд 25соотношение понятий фонемы и звука
Как соотносятся понятия фонемы и звука?
Ряд словоформ:
сад

– садит – сядь – сяду
[а] [а˙] [˙а˙] [˙а]
гласные звуки под ударением
– фонема <а> под ударением.
Разные звуки воплощают одну фонему в разных позициях.
Слайд 26соотношение понятий фонемы и звука
фонема <о> под ударением
слова потÓм и пёсика

Слайд 27фонология: анализ компонентов
Фонема – языковая единица, реализующаяся в речи в звуковых вариантах.

Как сгруппировать звуковые оттенки вокруг фонемы?
Сделать это помогают понятия фонологической оппозиции и дифференциальных признаков.
Слайд 28фонология: анализ компонентов
Фонологическая оппозиция – противопоставление двух слов, которые отличаются одним звуковым

элементом.
Именно этот элемент различает план выражения слов.
Ср.: том – дом,
том – тон,
кон – конь.
Слайд 29фонология: анализ компонентов
Одно из определений фонемы:
совокупность дифференциальных признаков.
В каждом языке

свой набор дифференциальных признаков каждой фонемы
и своя система фонем.
Слайд 30фонология: анализ компонентов
Дифференциальные признаки фонемы –
артикуляционные и акустические признаки, которые отличают

одну фонему от другой:
том – дом: <т> - <д>
оппозиция глухость / звонкость
Слайд 31фонология: анализ компонентов
фонема <д>
по звонкости противопоставлена <т> и всем глухим;
по

твердости // <т’> и всем мягким;
по способу артикуляции // всем невзрывным;
по месту образования (переднеязычная) // всем непереднеязычным
Описали фонему через сумму ее противопоставлений другим фонемам и одновременно выделили ее признаки: фонема <д>: звонкость, твердость, взрывность, переднеязычность.
Слайд 32морфология: анализ компонентов
значение совершенного вида
Иван открыл окно =
1) ‘до t окно

не было открыто (не имело место р)
2) в момент t происходил переход от не-р к р
3) в момент tf окно стало открыто
момент tf фиксирован в тексте
Падучева Е.В. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке. - М., 1996
Слайд 33актуальное членение предложения : анализ компонентов
Понятие разработано в трудах Пражского лингвистического кружка

для описания функциональных компонентов предложения.
рема - сообщаемая часть
тема - отправная точка сообщения
Слайд 34актуальное членение предложения: анализ компонентов
Эти девушки – чудесные.
тема эти девушки
рема чудесные

Слайд 35актуальное членение предложения : анализ компонентов
тема - топик (topic)
рема - фокус

(focus),
или комментарий (comment)
Слайд 36актуальное членение предложения: анализ компонентов
Определение компонентов тема и рема
Первый способ
–

с помощью интонации.
Падение тона – нисходящая интонация = рема
Эти девушки - чудесные.
Тема
не имеет единого средства выражения.
Слайд 37актуальное членение предложения: анализ компонентов
определение компонентов тема и рема
Второй способ.

Сообщаемое (рема) обычно соотносится с той информацией, о которой еще не было речи -
естественно сообщать то, что для слушающего ново.
Тема обычно включает то, о чем только что шла речь:
Эти девушки – чудесные.
Слайд 38компонентный анализ
Разработка принципов компонентного анализа продолжается.
Метод хорошо сочетается с принципами коммуникативной лингвистики.

Слайд 39компонентный анализ
Компонентный анализ показывает, как некое сложное явление можно объяснить через совокупность

его компонентов, более простых и более доступных для наблюдения.
Слайд 40компонентный анализ
Кто построил пирамиды? – люди, завороженные космосом
Каков принцип основания пирамиды? –

отношение длины основания пирамиды к ее высоте, разделенное пополам, дает число "пи" (отношение длины окружности к ее диаметру) с точностью до шестого знака!
Каков принцип граней пирамиды? – исключительна точность ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину - 0,015 процента!
Зачем грани делались вогнутыми, если их вогнутость незаметна с земли? – вогнутые "зеркала" на гранях общей площадью около 15 гектаров фокусировали солнечные лучи в день летнего солнцестояния. Вверх поднимались волны раскаленного воздуха.
Зачем построили пирамиды? – способ попасть в обитель богов (звезды смещаются, кроме одного темного пятна; вокруг него вращаются две яркие звезды)
отверстие в камере фараона – телескоп, смотрящий на околополюсные звезды; фараон «может идти дальше и присоединиться к несокрушимым (неподвижным) звездам»
пирамида – машина передвижения и не только для правителя, но и для всех египтян