Композиция и структура сочинения

Содержание

Слайд 2

Сочинение - это
«вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную

Сочинение - это «вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний
тему»
(С.И. Ожегов.)

Слайд 3

Тема текста - это

то, о чем говорится в тексте.
Тема- суждение
Тема-вопрос
Тема-понятие.

Тема текста - это то, о чем говорится в тексте. Тема- суждение Тема-вопрос Тема-понятие.

Слайд 4

Способы раскрытия темы
Суждение – докажи.
Вопрос – ответь.
Понятие – опиши.

Способы раскрытия темы Суждение – докажи. Вопрос – ответь. Понятие – опиши.

Слайд 5

«Правильно определить вещь - почти разгадать её природу.»
Г.П.Федотов
«Кто ясно мыслит, тот

«Правильно определить вещь - почти разгадать её природу.» Г.П.Федотов «Кто ясно мыслит,
ясно и излагает.»
Н.Буало

Слайд 6

Ключевые слова

Ключевые слова

Слайд 7

Идея – главная мысль
тема –суждение: заключается в формулировке темы;
тема-вопрос: заключается в

Идея – главная мысль тема –суждение: заключается в формулировке темы; тема-вопрос: заключается
ответе на вопрос;
тема-понятие: самостоятельное формулирование идеи

Слайд 8

Подбор материала

произведения одного автора;
героев;
узкие темы для раскрытия основной мысли;
цитаты.

Подбор материала произведения одного автора; героев; узкие темы для раскрытия основной мысли; цитаты.

Слайд 9

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

вступление
основная часть
заключение

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ вступление основная часть заключение

Слайд 10

ВСТУПЛЕНИЕ

  вводит в тему;
дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной

ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему; дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
темой.

Слайд 11

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ

историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени,
в повести, рассказе…),
аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным словом),
биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме),
сравнительное (проведение литературных параллелей),
личностное («от я»)
цитатное

Слайд 12

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой;
проверка того, насколько верно понята тема.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой; проверка того, насколько верно понята тема.

Слайд 13

Связь между абзацами

Связь между абзацами

Слайд 14

Связь между абзацами

Связь между абзацами

Слайд 15

Связь между абзацами

Связь между абзацами

Слайд 16

Связь между абзацами

Связь между абзацами

Слайд 17

Задача заключения –

подвести итог;
обобщить сказанное;
завершить текст, еще раз обратив

Задача заключения – подвести итог; обобщить сказанное; завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
внимание на самое главное.

Слайд 18

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

заключение-вывод:
новая информация, которая имеет обобщающий характер;
заключение-следствие:
то, что выходит за рамки уже

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ заключение-вывод: новая информация, которая имеет обобщающий характер; заключение-следствие: то, что
сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

Слайд 19

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

цитатное;
личностное;
открытое.

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ цитатное; личностное; открытое.

Слайд 20

«Все жанры хороши, кроме скучного….» Вольтер

«Все жанры хороши, кроме скучного….» Вольтер

Слайд 21

Эссе как жанр сочинения

Привлечь…
Удивить…
Эпатировать…

Эссе как жанр сочинения Привлечь… Удивить… Эпатировать…

Слайд 22

Эссе (искусство)

А) Эссе в переводе с французского – «попытка, проба, опыт, набросок, который сочетает

Эссе (искусство) А) Эссе в переводе с французского – «попытка, проба, опыт,
в себе подчёркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением материала».
Б) Эссе – это прозаическое произведение (этот признак не является обязательным) небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно – окрашенное слово. (Литературный энциклопедический словарь,1987 г.)

Слайд 23

Классификация эссе

 По содержанию: философские, исторические, литературно-критические, публицистические, историко-библиографические, беллетристические, автобиографические.
По литературной форме:

Классификация эссе По содержанию: философские, исторические, литературно-критические, публицистические, историко-библиографические, беллетристические, автобиографические. По
рецензии, лирические миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.
По виду: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.

Слайд 24

Законы жанра

Предельная открытость автора, его позиции, мысли.
Театр одного актёра, где нет возможности

Законы жанра Предельная открытость автора, его позиции, мысли. Театр одного актёра, где
уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.
Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев.

Слайд 25

Жанровые особенности

Необычное вступление;
Небольшой объем;
Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка;
Склонность к парадоксам;
Установка

Жанровые особенности Необычное вступление; Небольшой объем; Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее
на диалог с читателем;
Свободная композиция;
Внутреннее смысловое единство;
Вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым;
Афористичность, образность, эмоциональность, абстрактность;
Индивидуальная импровизация.

Слайд 26

Изобразительно-выразительные средства языка:

Антитеза
Гипербола
Метафора
Олицетворение
Градация
Разговорная лексика
Риторические вопросы
Вводные слова
Вопросительные, побудительные предложения

Изобразительно-выразительные средства языка: Антитеза Гипербола Метафора Олицетворение Градация Разговорная лексика Риторические вопросы

Слайд 27

Композиция

1.Вступление
а) магнит нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его;
б) утверждение

Композиция 1.Вступление а) магнит нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать
– заявлена главная идея эссе и его структура;
2.Основная часть
а) информационный центр – это предложение, которое сообщает читателю главную идею абзаца
б) дополнительные предложения поясняют информационный центр абзаца.
3.Заключение
«Конец – делу венец». Совет, вывод, мнение.

Слайд 28

Напишем эссе

Тема
Материалы
Концентрация идей
Три кита
Сначала скелет, потом кожа
Стиль
Корректировка
Честный взгляд на вещи
Новаторство

Напишем эссе Тема Материалы Концентрация идей Три кита Сначала скелет, потом кожа
Имя файла: Композиция-и-структура-сочинения-.pptx
Количество просмотров: 306
Количество скачиваний: 12