Композиция библейского жанра Святое семейство

Содержание

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ

В истории мировой живописи есть несколько сюжетов, обращение к которым было характерно

ВВЕДЕНИЕ В истории мировой живописи есть несколько сюжетов, обращение к которым было
практически для любого – великого и малоизвестного – художника. И дело тут не только в популярности той или иной библейской истории, но и в ее эмоциональной остроте и близости переживаниям каждого человека. К числу таковых в первую очередь относится сюжет Святого Семейства.
Семья – величайшая человеческая ценность. Это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Понятие и ощущение семьи пришло к нам на генном уровне с доисторических времен еще в лучах первого костра, сотворенного человеческими руками. И неудивительно, что эта тема отображалась и обыгрывалась во все века в любом деле, в любой религии и в каждом виде человеческого искусства.
Семью изображали на первых наскальных рисунках, о семьях слагали поэмы, семейные отношения часто описывались в летописях и рассказах.
С появлением изобразительного искусства талантливые художники писали картины, посвященные теме рода, семьи и материнства. В лучших живописных произведениях они передавали не только индивидуальность и неповторимый характер персонажей, но в первую очередь тонкие отношения, душевную теплоту, дружественность чувств. Все те уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и влекут своей искренностью.

«Счастлив тот, кто может проследить свою родословную, одного предка за другим, и облечь седое время покровом юности»
Иоганн Пауль Фридрих Рихтер

Слайд 3

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.1. Выбор темы

Несомненно, что для каждого человека огромное

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.1. Выбор темы Несомненно, что для каждого человека
значение играет семья. Семья это самое важное и самое главное в жизни человека. Вот и для меня это одна из важной части моей жизни – любовь к моей семье.
В своей итоговой работе мне захотелось изобразить семью в библейском варианте. Так я и пришла к выбору своей работы.
Конечно же, я стала изучать произведения художников разных эпох, которые изображали в своих полотнах «Святое семейство».
А на выбор техники и способ подачи на меня повлияли работы белорусского художника Сергея Шемета, который поразил меня своим неординарным видением, ощущением пространства, цветовыми сочетаниями и игрой света.

Слайд 4

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.1. Выбор темы

Цель:
Выполнение композиции библейского сюжета «Святое

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.1. Выбор темы Цель: Выполнение композиции библейского сюжета
семейство» в смешанной технике (гуашь и акрил).
Задачи:
1. Определить понятие «Святое семейство».
2. Рассмотреть библейский сюжет «Святое семейство» в произведениях великих художников: Микеланджело Буонарроти «Святое семейство» (Тондо Дони), Рембрандт Харменс ванн Рейн «Святое семейство», Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», Помпео Джироламо Батони «Святое семейство» и Сергея Шемета.
3. Рассказать о своей дипломной работе «Святое Семейство».
4. Определить последовательность технологических операций для выполнения работы.
5. Отметить особенности смешанной техники (гуашь и акрил).
6. Выполнить экономический расчет затрат на работу.
7. Подготовить презентацию.

Слайд 5

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.2. Понятие «Святое семейство»

Термин «Святое Семейство» используется, чтобы определить

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.2. Понятие «Святое семейство» Термин «Святое Семейство» используется,
несколько различных сочетаний фигур святых, которые могут трактоваться либо в религиозно-портретное стиле, либо как повествовательный рассказ о том раннем периоде в жизни Христа после его возвращения из Египта, когда Иосиф со своей семьей обосновался в Назарете (Мф., 2:22-23).
Эта тема является поздней в христианском искусстве и вряд ли встречалась до XV века, когда ее стали изображать в живописи как Северной, так и Южной Европы.
Произведение изобразительного искусства чаще всего представляет нам Деву Марию с Младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. Расширенный вариант Святого Семейства может включать двоюродную сестру Марии Преподобную Елисавету и её сына младенца Иоанна Крестителя (троюродного брата Иисуса), редко - мужа Елизаветы священника Захарию, а также Анну - мать Девы Марии.

Слайд 6

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников

1.3.1. Микеланджело Буонарроти

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников 1.3.1.
«Святое семейство» (Тондо Дони)
Одним из шедевров западноевропейского искусства справедливо признана картина Микеланджело «Святое семейство».
На картине – изображение Святого Семейства (младенец Иисус, Мария, Иосиф). Их фигуры словно переплетены между собой. Женская рука облокотилась на колено Иосифа, пальцы младенца вцепились в волосы матери. Иосиф передает ребенка Марии, сидящей на земле – через правое плечо. На Иисуса обратили свои взгляды трое – любящая мать, Иосиф и Иоанн Креститель.
Многослойная манера письма «канджианте» была разработана художником как один из вариантов живописной техники сфумато. Изображение принимает глубину и перспективу не из-за максимального сглаживания переходов, а за счет цветового контраста.
Сама работа помещена в богато украшенную резьбой раму. На ней – переплетение голов, львов, полумесяцев, цветов. На равном расстоянии друг от друга помещены пять голов.

Галерея Уффици, Флоренция. Ок. 1503-1505

Слайд 7

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников

1.3.2. Рембрандт Харменс

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников 1.3.2.
ванн Рейн «Святое семейство»
Работа талантливейшего мастера классицизма Рембрандта «Святое семейство» интересна в первую очередь тем, что из классического библейского сюжета в композиции задействованы только ангелочки. Один за другим, они спустились с неба широко раскинув руки под раскрытыми крыльями. Ангелочки изображены вполне одухотворенными пухлыми карапузами, с умными любознательными лицами, заинтересованно смотрящими в сторону колыбели.
В остальном же сюжет больше напоминает обычную бытовую сцену. В маленькой комнатке с книгой в левой руке, опертой на колено, сидит Дева Мария. Правой рукой она качает колыбельку, аккуратно приподнимая край покрывала, наброшенного поверх. Заботливо наклонясь над кроваткой, Мария с любовью смотрит на тихо спящего Иисуса. Лицо Христа младенца спокойно и безмятежно.
Комнату обогревает небольшой очаг. На заднем плане картины муж Марии - Иосиф. Отчетливо видно, что Мария намного моложе своего мужа, но в их семье полная идиллия и понимание.

1645. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 8

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников

1.3.3. Леонардо да

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников 1.3.3.
Винчи «Мадонна в скалах»
Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты.
Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. А в 1508 году, при участии своего ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются.
Луврский вариант:
На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни.

1483-1486. Лувр, Париж

Слайд 9

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников

В центре пещеры

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников В
мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, — это Иоанн Креститель.
С другой стороны, от нее — маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика.
У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила.
Лондонский вариант :
Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.

1508. Национальная галерея. Лондон

Слайд 10

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников

1.3.4. Помпео Джироламо

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников 1.3.4.
Батони «Святое семейство»
Большой холст «Святое семейство» Помпео Батони создал не по заказу, а для себя.
В «Священном семействе» создан целый сюжет - Иосиф, который читает Библию и ненароком смотрит на Иисуса, Елизавета, которая хочет взять ребенка на руки. Мария одета скромно: на ней бежево-золотой платок, небесно синяя мантия и розовое платье. Художник использовал насыщенную контрастную палитру, акцентировав фигуру Марии с Младенцем с помощью светотеневой техники. Помпео дал понять - это главные герои картины.
Особенно притягательна интерьерная часть: стол, за которым сидит Иосиф, покрыт красным ковром и украшен прелестным букетом из роз и лилий. Оба цветка - символы Марии, но в то же время букет придает особый уют атмосфере комнаты и дополняет композицию.

1777. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 11

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников

1.3.5. Сергей Шемет
Удивительны

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.3. «Святое семейство» в произведениях великих художников 1.3.5.
картины на библейскую тематику и у Сергея Шемета. В его работах очень интересные цветовые сочетания и игра света. Автор мастерски перерабатывал сюжеты и представлял их по своему видению.
Спокойные лики, золото и голубой..., наверное, так можно кратко выразить мои впечатления о работах этого мастера.

Архив Русской галереи РКЦ г. Вильнюс. Литва

Слайд 12

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.4. Особенности смешанной техники гуашь и акрил

Язык повествования художника

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ 1.4. Особенности смешанной техники гуашь и акрил Язык
— это техника, которую он использует. С ее помощью он отражает свой взгляд на мир. Техники могут перекликаться между собой и дополнять друг друга.
Художник смешивает несколько техник, когда палитра и текстура одной не могут полностью передать замысел картины или, когда нужно добиться определенного визуального эффекта. Например, можно добавить блеска в иллюстрацию с помощью тонкой золотой фольги — потали. На картине появится дополнительная глубина, игра со светом.
Гуашевые краски обладают плотной текстурой. После высыхания гуашь делает поверхность матовой, бархатистой. Ее достоинство в возможности исправить допущенные огрехи, нанеся сверху новый слой.
Акрил используется для подмалевки — нижнего «эскизного» слоя картины. Этот материал быстро сохнет, и его трудно удалить с поверхности. Он образует надежную основу.
Акрил и гуашь допускается смешивать, поскольку оба состава являются водорастворимыми. Соединение этих материалов – хороший способ добиться нужного оттенка.

Слайд 13

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.1. Материалы и инструменты для работы

• Бумага формата

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.1. Материалы и инструменты для работы •
А4 для эскизов
• Бумага формата А2, тонированная,
для итоговой работы
• Гуашь «Мастер класс»
• Акриловые краски
• Художественные кисти
• Мастихин
• Графитный карандаш HB.
• Ластик
• Рабочее полотенце
• Палитра
• Непроливайка
• Рамка со стеклом

Слайд 14

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.2. Последовательность выполнения композиции

1. Выполнение эскизов

Эскиз № 1

Эскиз

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.2. Последовательность выполнения композиции 1. Выполнение эскизов
№ 2

2. Выбор лучшего варианта

Мне понравился эскиз № 2, на основе которого я решила сделать работу

Слайд 15

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.2. Последовательность выполнения композиции

3. Поиск образов главных героев

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.2. Последовательность выполнения композиции 3. Поиск образов главных героев в графике
в графике

Слайд 16

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.2. Последовательность выполнения композиции

4. Перенос эскиза на формат

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.2. Последовательность выполнения композиции 4. Перенос эскиза
листа бумаги А2

5. Прокладка основных цветовых пятен гуашью. Работа над образами святых в цвете

Слайд 17

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.2. Последовательность выполнения композиции

6. Прокладка основных цветовых пятен

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.2. Последовательность выполнения композиции 6. Прокладка основных
акрилом. Обобщение работы, ее завершение

7. Оформление работы в рамку со стеклом

Слайд 18

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.3. Описание моей работы

В своей картине я попыталась

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.3. Описание моей работы В своей картине
передать чувство умиротворения, спокойствия, тепла и, вместе с тем ощущение события вселенского масштаба – рождения Спасителя мира с помощью средств выразительности композиции. Композиция уравновешенная, замкнутая, симметричная. Все герои замкнуты в овал. Ритм линий и пятен создает спокойное движение.
Предлагаю рассмотреть работу повнимательней.
Самый первый взгляд падает на Мадонну (Марию), которая держит безмятежно спящего младенца Иисуса – это центр композиции. Далее взгляд плавно переходит на фигуру Иосифа, который одновременно сосредоточено, нежно и с радостью смотрит на родившего младенца. Божественная благодать льется с неба. Едва видимый луч света падает на Марию и младенца, расходится по земле, освещая все вокруг.
Углубить пространство, подчеркнуть бесконечность и невероятную важность происходящего я решила, изобразив «двойное небо» в верхней части картины. Перед нами мир небесный и мир земной.

Слайд 19

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.3. Описание моей работы

А чтобы подчеркнуть мир земной,

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.3. Описание моей работы А чтобы подчеркнуть
в левой части от Марии я разместила – быка - символ упорства и настойчивости, тем самым показывая в своей картине всю мощь этого животного, его уверенность и характер. А в правой части от Иосифа – козу - которая символизирует энергию, мощь и воспроизводящее начало природных сил.
Особый упор я сделала на цветовое решение. С помощью палитры постаралась передать атмосферу уюта «Святого семейства». Синий - это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и пространственностью. Красный – самый насыщенный цвет, яркий, горячий, он задает ритм и движение. Это цвет огня и крови, символизирует любовь. Синий цвет в сочетании с красным цветом дает фиолетовый — «цвет молитвы», таинственной «Души мира». Зеленый – это состояние покоя и равновесия, плодородия и надежды, познания и веры. Желтый – сильный, импульсивный цвет. Благодаря нему картина как бы «дышит» им. Оранжевый цвет - считается символом открытости, общительности и положительных эмоций, энергии, так же его можно назвать цветом веселья и радости. Белый цвет – самый сложный, но и самый простой; самый зеркальный – отражающий все другие цвета, так же это символ чистоты, целомудрия, невинности, истины и мира. Поэтому он присутствует практически во всех местах картины.
Моя композиция слегка напоминает икону, но я к этому не стремилась. Думаю, мне удалось воплотить сюжет «Святого семейства» по-своему.

Слайд 20

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.3. Экономический расчет работы

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 2.3. Экономический расчет работы

Слайд 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что у меня получилось выполнить яркую и необычную композицию библейского

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я считаю, что у меня получилось выполнить яркую и необычную композицию
сюжета на тему «Святое семейство», которую исполнила впервые в смешанной технике: гуашь и акрил.
Также хочется подчеркнуть, что выбранная мною тема очень познавательна как в плане изучения библейского сюжета в истории искусств, так и в плане создания от эскиза до завершенной работы.
Имя файла: Композиция-библейского-жанра-Святое-семейство.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0