Креативное мышление

Содержание

Слайд 2

Так будет завтра длиться так будет завтра длиться в темном сумраке сада. там, где пляшет колесница -

Так будет завтра длиться так будет завтра длиться в темном сумраке сада.
от радости бога награда

Слайд 9

«Всё уже изобретено. Патентное бюро пора закрывать»

Чарльз дьюэлл, директор патентного бюро сша

«Всё уже изобретено. Патентное бюро пора закрывать» Чарльз дьюэлл, директор патентного бюро сша в 1899 году
в 1899 году

Слайд 11

SOFT
SKILLS
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
РАБОТА В КОМАНДЕ

SOFT SKILLS РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАБОТА В КОМАНДЕ

Слайд 14

ИСТОЧНИК – ВШЭ: SOFT SKILLS — НАВЫКИ XXI ВЕКА

ИСТОЧНИК – ВШЭ: SOFT SKILLS — НАВЫКИ XXI ВЕКА

Слайд 15

Всегда ли нужна креативность?

Всегда ли нужна креативность?

Слайд 16

АТУЛ ГАВАНДЕ ЭНДОХИРУРГ, ПИСАТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

АТУЛ ГАВАНДЕ ЭНДОХИРУРГ, ПИСАТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Слайд 17

«каждый ребенок – художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из

«каждый ребенок – художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
детского возраста»

Слайд 18

«Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше

интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием.

«Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше
Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя».

Слайд 19

МОЗГ
ПЛАСТИЧЕН.
ОН ИЗМЕНЯЕТСЯ ВСЁ ВРЕМЯ.

МОЗГ ПЛАСТИЧЕН. ОН ИЗМЕНЯЕТСЯ ВСЁ ВРЕМЯ.

Слайд 20

любой человек может научиться креативности

любой человек может научиться креативности

Слайд 21

Важный аспект творчества – отсутствие боязни потерпеть неудачу

Важный аспект творчества – отсутствие боязни потерпеть неудачу

Слайд 22

«чем больше попыток делали гении, тем больше изобретений или шедевров они создавали»

«чем больше попыток делали гении, тем больше изобретений или шедевров они создавали»

Слайд 23

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА ВЫЖИВШЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, КОГДА ПРИ ОЦЕНКЕ СОБЫТИЙ МЫ УЧИТЫВАЕМ ИЗВЕСТНУЮ

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА ВЫЖИВШЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, КОГДА ПРИ ОЦЕНКЕ СОБЫТИЙ МЫ УЧИТЫВАЕМ ИЗВЕСТНУЮ
ИНФОРМАЦИЮ, НО НЕ УЧИТЫВАЕМ НЕИЗВЕСТНУЮ, НО СУЩЕСТВУЮЩУЮ.

Слайд 24

Ну что ж, пускай!.. Я так тебя люблю.
Что весь я твой и

Ну что ж, пускай!.. Я так тебя люблю. Что весь я твой
честь твою делю!

But do not so; I love thee in such sort,
As thou being mine, mine is thy good report.

Слайд 25

КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРОБОВАТЬ
НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК
СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ
Изучать ошибки

КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРОБОВАТЬ НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ Изучать ошибки

Слайд 26

Хвалите за оригинальные ошибки
«Как я рад, что ты сделал такую

Хвалите за оригинальные ошибки «Как я рад, что ты сделал такую интересную
интересную
ошибку! Давай её вместе разберём. Уверен,
что после ты навсегда запомнишь эту тему»

Слайд 27

Приглашать к поиску ошибки и диалогу
Не просто зачёркивать и писать правильный ответ,

Приглашать к поиску ошибки и диалогу Не просто зачёркивать и писать правильный

А дать ребёнку возможность
Самому найти свою ошибку и объяснить свой ответ

Слайд 28

Два местных налога написаны верно, а какой третий?
сравни свой ответ с 81

Два местных налога написаны верно, а какой третий? сравни свой ответ с
статьей трудового кодекса
Как ты думаешь, может быть государство однопартийным, но без тоталитарного режима? Есть такие примеры из истории?
Вот здесь ты правильно написал «нн» в прилагательном, а поищи, где одной «н» не хватает
Посмотри, пожалуйста, таблицу производных и проверь тригонометрические функции

Слайд 29

Объяснить ошибку классу
Кто сделает больше ошибок?

Объяснить ошибку классу Кто сделает больше ошибок?

Слайд 30

Внимание! Особо впечатлительным Математикам не смотреть!

Внимание! Особо впечатлительным Математикам не смотреть!

Слайд 31

А что ещё мы можем сделать?

Не сравнивать с другими
Сравнивать только с личным

А что ещё мы можем сделать? Не сравнивать с другими Сравнивать только
прогрессом
Правильно анализировать неудачи

Слайд 32

Основные идеи

Любой может научиться креативности
необходимо больше попыток, надо чаще ошибаться и воспринимать

Основные идеи Любой может научиться креативности необходимо больше попыток, надо чаще ошибаться
ошибки как возможность для развития и роста

Слайд 33

Как научиться быть более креативным

«Рисовый штурм». Майкл Микалко
«Взлом креатива». Майкл Микалко
«Как люди

Как научиться быть более креативным «Рисовый штурм». Майкл Микалко «Взлом креатива». Майкл
думают». Дмитрий Чернышев
«Кради как художник». Остин Клеон
«Разрыв шаблона». Тина Силиг
«Путь художника». Джулия Кэмерон
«Гениально!» Эдвард де Боно 
«101 техника творческого решения проблем». Джеймс Хиггинс 

Слайд 34

SCAMPER

Substitute – заменить?
Combine – комбинировать?
Adapt – адаптировать?
Modify/Magnify – модифицировать? увеличить?
Рut to Other

SCAMPER Substitute – заменить? Combine – комбинировать? Adapt – адаптировать? Modify/Magnify –
Uses – предложить другое применение?
Eliminate – устранить или свести действия до минимума?
Rearrange/Reverse – поменять на противоположное? изменить порядок?

Слайд 35

SUBSTITUTE – ЗАМЕнИТЬ

Что можно заменить, чтобы решить проблему? Место действия, предмет, вещество,

SUBSTITUTE – ЗАМЕнИТЬ Что можно заменить, чтобы решить проблему? Место действия, предмет,
человека, идею, эмоцию, принцип работы и т.д. Действуйте смело и не забывайте о проблеме.
Вопросы:
Что можно заменить? Что еще? Кого? Где? Когда? Как?
Какую часть можно заменить? Что использовать вместо этого?
Может быть заменить ингредиент? Или материал?
Как насчет замены подхода?
Какой процесс будет эффективнее? Другой план действий? Другая цель?
Посмотрим на свойства – может быть заменить функции? Отношения? Тему? Упаковку? Обстановку? Посыл?
Попробуйте заменить эмоции. Получается что-то интересное?
Может быть изменить точку зрения? Способ мышления?

Слайд 36

Combine – комбинировать

Творческое мышление основано на комбинировании идей. Можно ли скомбинировать что-то

Combine – комбинировать Творческое мышление основано на комбинировании идей. Можно ли скомбинировать
в вашей проблеме или с вашим предметом?
Вопросы:
Можно ли скомбинировать функции?
Можно ли сочетать элементы между собой иначе? А с другими предметами?
Как можно комбинировать применение предмета?
Можно ли создать коллекцию? Ассортимент? Группу?
Как улучшить сочетание материалов? Ингредиентов? Формы?
Может сделать комбинированную упаковку?
Может поработать с привлекательностью – может ли она сочетаться с чем-то еще?
Может объединить вашу идею с идеей кого-то еще? А как на счет идеи из другой области?

Слайд 37

Adapt - адаптировать

МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЬ ИДЕИ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРЫХ МОЖНО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ?

Adapt - адаптировать МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЬ ИДЕИ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРЫХ МОЖНО РЕШИТЬ
ЗАДУМАЙТЕСЬ, КАК ОНИ ПОДХОДЯТ К ВАШЕМУ ДЕЛУ.
ВОПРОСЫ:
НА ЧТО ЕЩЕ ПОХОж ВАШ ПРЕДМЕТ? ЧТО НАПОМИНАЕТ? КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВОЗНИКАЮТ? ЧТО ИЗ ЭТОГО МОЖНО ПРИМЕНИТЬ К НЕМУ?
КАК БЫ ПОСТУПИЛ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК С ПРОБЛЕМОЙ? А ИЗВЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК? ПРОФЕССИОНАЛ?
ТАКОЕ УЖЕ СЛУЧАЛОСЬ? КАК ЭТО РЕШАЛИ РАНЬШЕ? ЧТО РАБОТАЛО В ПРОШЛОМ? МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ?
ЧТО МОЖНО СКОПИРОВАТЬ У ДРУГИХ? А ЧАСТИЧНО?
МОЖЕТ ПОСМОТРЕТЬ НА ДРУГИЕ СФЕРЫ? КАК ВАША ПРОБЛЕМА ВЫГЛЯДЕЛА БЫ В КОСМОСЕ? СО СТОРОНЫ НАУКИ? ТЕАТРА? АРМИИ? ЭКОНОМИКИ? КАКИЕ АССОЦИАЦИИ И ИДЕИ ПРИХОДЯТ НА УМ?
МОЖЕТ БЫТЬ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРИРОДУ? ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ ИЗ МИРА РАСТЕНИЙ? ЖИВОТНЫХ? ПОГОДЫ? НАСЕКОМЫХ? РЫБ? КАКИЕ АНАЛОГИИ МОЖНО ПРОВЕСТИ? КАК ЭТО МОЖНО АДАПТИРОВАТЬ?
ВЫБЕРИТЕ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ И НАЙДИТЕ ОБЩЕЕ, АНАЛОГИИ. ПОЧЕМУ ОНИ ПОХОЖИ? КАКИЕ ЕСТЬ ОБЩИЕ СВОЙСТВА? КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВОЗНИКАЮТ? ЕСТЬ ЛИ НОВЫЕ ИДЕИ? КАК ИХ АДАПТИРОВАТЬ?

Слайд 38

Modify – модифицировать, увеличить

К любому предмету можно добавить что-то и, тем самым,

Modify – модифицировать, увеличить К любому предмету можно добавить что-то и, тем
создать новое. Изменить можно любой аспект, каким бы он ни был.
Вопросы:
Что можно добавить? Можно ли увеличить или расширить предмет?
Что можно изменить? Как усовершенствовать предмет? Процесс?
Можно ли изменить смысл? Назначение? Принцип действия? Параметры? Границы? Характер?
Как можно привнести больше преимуществ? Усилить существующие?
Что можно сделать быстрее? Чаще?
Что приносит основную ценность? Можно ли сделать ее больше? Быстрее? Выше? Длиннее? Плотнее? Толще? Удобнее? Точнее? Надежнее?
Что можно продублировать? Утроить? Умножить? можно изменить правила? Добавить новые?
Можно ли изменить цвет? Или форму? Упаковку? Запах? Вкус? Функции?
Может быть довести функции до крайности – увеличить их максимально сильно? А еще сильнее?

Слайд 39

Put to other uses – предложение другого применения

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КОНТЕКСТА –

Put to other uses – предложение другого применения ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КОНТЕКСТА
ИДЕЯ ИЛИ ПРОДУКТ РАБОТАЮТ ТОЛЬКО ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЕ. ИЗМЕНИТЕ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ – И ВЫ ПОЛУЧИТЕ НЕЧТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ. ГЛАВНОЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СВОИХ СТЕРЕОТИПОВ.
ВОПРОСЫ:
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТО ИНАЧЕ? СКОЛЬКО ТАКИХ ВАРИАНТОВ ВЫ НАЙДЕТЕ?
МОЖНО ЛИ ЗАСТАВИТЬ ЭТО выполнять БОЛЬШЕ ФУНКЦИЙ? А ДРУГИЕ ФУНКЦИИ?
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ ЭТО ТАК, ЧТОБЫ ОНО СООТВЕТСТВОВАЛО НОВОМУ СПОСОБУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ?
КАКОЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТОГО ПРЕДЛОЖИЛ БЫ РЕБЕНОК? А ПОДРОСТОК 14 ЛЕТ? БАБУШКА?
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО РЕШИТЬ ОДНОВРЕМЕННО С ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ?
ЧТО ИЗ ЭТОГО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ДРУГИХ ДЕЛАХ? ЧТО ТРАТИТСЯ ЗРЯ?
КАК ЭТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ДРУГИХ РЫНКАХ? В ДРУГИХ РЕГИОНАХ? В ДРУГИХ СТРАНАХ?
КАКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ЕСТЬ О ПРЕДМЕТЕ (ИЛИ ПРОБЛЕМЕ)? МОЖНО ЛИ ОТ НИХ ИЗБАВИТЬСЯ? КАК?
КАКОЙ САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНИТЬ ЭТО? РЕШИТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?
КАК ЭТУ ПРОБЛЕМУ БУДУТ РЕШАТЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ? А ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ?
ЧТО БЫ ВЫ СДЕЛАЛИ, ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО ЧТО УЗНАЛИ ОБ ИДЕЕ? А ВЧЕРА? ЗА ГОД ДО ЭТОГО?

Слайд 40

eliminate – удалить, свести к минимуму

Не только сложение и синтез порождает

eliminate – удалить, свести к минимуму Не только сложение и синтез порождает
новые идеи. Иногда, чтобы создать новое, нужно что-то убрать. Можно ли что-то устранить у вас?
Вопросы:
Можно ли что-то уменьшить? Ужать? Упростить? Сделать компактнее?
Что, если бы в этом было чего-то меньше? Компонента? Функции? Веса?
Что можно удалить? Вычесть? Сократить? Обойти?
Можно ли разделить предмет или проблему? Разобрать на функции? На составные части? Чего не хватает?
Что в предмете плохого? Что мешает ему работать? Что из этого можно устранить? Убрать? Минимизировать?
Какие правила можно исключить? Упростить? Ослабить?
В чем нет необходимости? В чем не присутствует проблема?
В чем самое слабое место?
Может быть разделить на задачи? Или обозначить границы еще четче?
Что будет, если ничего не делать? Оставить все как есть?

Слайд 41

Rearrange, reverse – изменить порядок, поменять на противоположное

Суть творчества в реорганизации известного

Rearrange, reverse – изменить порядок, поменять на противоположное Суть творчества в реорганизации
и созидании нового. В алфавите всего 33 буквы, но ими написано миллионы произведений. Может быть что-то реорганизовать и вам? А может быть вообще стоит перевернуть все с ног на ноги?
Вопросы:
Какой порядок был бы лучше? Как его следует изменить?
Что произойдет, если вы поменяете местами части? Компоненты? Функции?
Можно ли изменить сроки? Темп? Расписание?
Что будет, если поменять местами достоинства и недостатки? Поиграйте в «адвоката дьявола».
Что если вы перевернете с ног на голову функции? Взаимоотношения? Цели? Мысли? Роли?
Каковы недостатки? Как их можно обратить их в достоинства?
Нарисуйте свое предложение или проблему? Можно ее сделать процессом? Что в процессе можно переставить?
Можно ли пройти путь наоборот? От ответа к вопросу?
Представьте себя представителем противоположного пола. Как поменяются ваши взгляды на проблему?
Может реорганизовать работу над задачей? Изменить подход? Людей? Время?

Слайд 42

ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ

Предложите детям самим придумать Задание/задачу/
упражнение/тест

ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ Предложите детям самим придумать Задание/задачу/ упражнение/тест

Слайд 43

ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ

2. ПРОВОДИТЕ КРЕАТИВНЫЕ МИНУТКИ ПО АНАЛОГИИ С ФИЗКУЛЬТМИНУТКАМИ

ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ 2. ПРОВОДИТЕ КРЕАТИВНЫЕ МИНУТКИ ПО АНАЛОГИИ С ФИЗКУЛЬТМИНУТКАМИ

Слайд 44

КРЕАТИВНАЯ МИНУТКА

КАКИМ КОЛИЧЕСТВОМ СПОСОБОВ МОЖНО визуально представить ЭТИ 7 ТОЧЕК?

КРЕАТИВНАЯ МИНУТКА КАКИМ КОЛИЧЕСТВОМ СПОСОБОВ МОЖНО визуально представить ЭТИ 7 ТОЧЕК?

Слайд 45

НАЙДИ ЛИШНЕЕ

- ОДНО ТРЕХЗНАЧНОЕ

2, 24, 33, 75, 102

- ОДНО ПРОСТОЕ

- ОДНО С ОДИНАКОВЫМИ

НАЙДИ ЛИШНЕЕ - ОДНО ТРЕХЗНАЧНОЕ 2, 24, 33, 75, 102 - ОДНО
ЦИФРАМИ

- ОДНО КРУГЛОЕ

- ОДНО ДЕЛИТСЯ НА 4

Екатерина Вторая, Петр Второй, Александр Первый, Иван Второй, Николай Второй.

- ОДИН «ПЕРВЫЙ»

- ОДНА ЖЕНЩИНА

- ОДНА ИНОСТРАНКА

- ОДИН БЫЛ УБИТ

- ОДИН РЮРИКОВИЧ

- ОДИН ПРАВИЛ В 20 В.

Слайд 46

«Отказаться от риска – значит отказаться от творчества»

А.С. макаренко

«Отказаться от риска – значит отказаться от творчества» А.С. макаренко
Имя файла: Креативное-мышление.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0