Крестово-купольный храм Древней Руси

Содержание

Слайд 2

тип христианского храма, впервые появившийся в Византии. Тип крестово-купольного храма получил

тип христианского храма, впервые появившийся в Византии. Тип крестово-купольного храма получил широкое
широкое распространение в церковном зодчестве на Руси.

крестово-купольный храм

Слайд 3


Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:
он прямоугольный или крестообразный
в плане внутри

Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами: он прямоугольный или крестообразный в плане внутри
храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-
опор
столбы связаны подпружными арками
подпружные арки с каждого столба
перекинуты на стены
система столбов-опор делит храм внутри на
несколько продольных и несколько поперечных
проходов, называемых нефами
количество продольных нефов всегда нечетное

Слайд 4

своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест
на пересечении этих нефов

своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест на пересечении этих
в средокрестии расположен купол
купол покоится на подпружных арках, связывающих столбы
пространства между ребрами арок заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус
купол открыт внутрь зала

Слайд 5

Главную роль в системе крестово-купольного храма играет центральный купол, высоко поднятый на

Главную роль в системе крестово-купольного храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.
барабане.

Слайд 6

Украшение храмов

Золотофонные мозаики на южном куполе, парусах и стенах

Украшение храмов Золотофонные мозаики на южном куполе, парусах и стенах

Слайд 7

купол храма

главная купольная мозаика "Христос Пантократор" (Вседержитель).

купол храма главная купольная мозаика "Христос Пантократор" (Вседержитель).

Слайд 8

Известнейшая из мозаик Богматерь-Оранта, т.н. "Нерушимая стена" (в Киеве существует поверье -

Известнейшая из мозаик Богматерь-Оранта, т.н. "Нерушимая стена" (в Киеве существует поверье -
"покастоит Оранта, до тех пор стоит и Киев")

Огромная фигура (ее высота 4,5 метра) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящен храм,
а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу, наиважнейший образ русского православия.

Слайд 9

мозаика

формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило

мозаика формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило
— на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создает эффект парения фигуры в воздухе.

Слайд 10

Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и

Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых.
Нового заветов, различных святых.

Слайд 11

фреска

живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся

фреска живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании
в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

«Рождество Христово» XIII в.

Слайд 12

икона

изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой

икона изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на
доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками.

«Успение Богоматери» Икона. Начало XIII в..

«Святая Троица» Андрея Рублёва (около 1410 года)

Слайд 13

Домонгольский период

Собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году.

Преображенский собор

Домонгольский период Собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году.
в Переславле Залесском. 1152 год.

Церковь Параскевы-Пятницы в Великом Новгороде. 1207 год.

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

Имя файла: Крестово-купольный-храм-Древней-Руси.pptx
Количество просмотров: 709
Количество скачиваний: 13