Кружева России: михайловское, галицкое

Слайд 2

Михайловское кружево

Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры

Михайловское кружево Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные
по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы. Орнамент михайловского кружева — геометрический: сочетание прямоугольников, полосок, треугольных «мысов» , «городков». и веерообразных «бубенцов». С плотно переплетенными частями узора перемежаются треугольные сеточки. Узкие и широкие полоски узоров обрамляют концы полотенец. Оплетами украшают как салфетки из сурового холста, так и круглые скатерти.

Слайд 3

Технология изготовления

В Михайловском уезде выплетались кружева различной ширины: узкое без сколков в

Технология изготовления В Михайловском уезде выплетались кружева различной ширины: узкое без сколков
Виленках, среднее кружево с картонной меркой – в Стублево и Стрелецких выселках, широкое цветное кружево – в селе Новопанское. Цветные кружева шли для декоротивного оформления праздничного народного костюма как женского, так и мужского, где предпочтение отдавалось красному цвету. Ими украшали женские праздничные рубахи, навершники, передники, шушпаны, головные полотенца, а так же мужские рубахи из холста. Кружево зачастую сочеталось с ткаными узорами и вышивкой. В старину Михайловские ма стерицы делали только «числен ное» кружево. Это значит, что плели его не по заранее заготов ленным рисункам — сколкам, а по памяти — считая число пе реплетений. На давнюю тради цию указывает и отсутствие че ресчур сложных узоров.

Слайд 6

Галицкое кружево

Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева

Галицкое кружево Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого
Костромской губернии. Изысканными мотивами зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.
Однако главная роль в местном кружеве принадлежит именно мотивам прихотливого стиля рококо. Наиболее полно он выражен в рисунке льняных прошв в виде волнистой цепи тонких овальных звеньев, соединённых отдельными цветками. Внутри звеньев помещены цветочные веточки, выполненные металлической нитью. Более крупные ветки занимают изгибы цепи: на верхних – звездчатые цветы, серединки их отмечены дырочкой-закидкой; на нижних – овальные, с серединками из решётки. Все ветки различаются цветом шёлка.

Слайд 7

Технология изготовления

Считается, что техника плетения на коклюшках изобретена в Италии и оттуда

Технология изготовления Считается, что техника плетения на коклюшках изобретена в Италии и
распространилась по всей Европе. Существует красивая легенда о появлении первого кружева: однажды итальянский моряк, отправляясь в далекое плавание, увидел на морском берегу удивительной красоты водоросль и решил подарить ее своей девушке. После чего он уплыл, а девушка захотела запечатлеть узор, сплетя его из ниток. Переплетая их, она не смогла добиться желаемого результата и догадалась подвесить груз. Так и появилось плетение на коклюшках.