Культура Древней Руси в IX-XIII века

Содержание

Слайд 2

«Зодчество древней Руси»

В ранне христианской древней Руси архитектурные сооружения преимущественно были деревянными. В те времена,

«Зодчество древней Руси» В ранне христианской древней Руси архитектурные сооружения преимущественно были
в древнерусском государстве, древнерусский человек строил преимущественно дома из оцилиндрованного бревна. А позже сначала древнерусские князья, а потом и простые граждане стали строить дома из бруса. Надо отметить, что в те времена, в период образования древнерусского государства, архитектура строений была еще не очень выразительной. Но христианские храмы в древнерусских городах уже тогда отличались своей самобытностью и архитектурной самобытностью. в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Сам термин свидетельствует, что памятники эти отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества. Средневековые памятники в продолжение всего XVIII в. считали варварскими, памятниками дурного вкуса, недостойными изучения.

Слайд 3

«Часовня Михаила Архангела»

Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из

«Часовня Михаила Архангела» Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из
архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности. 

Слайд 4

«Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости»

Это традиционное заонежское строение. история его

«Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости» Это традиционное заонежское строение. история его создания
создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг. 

Слайд 5

«Церковь Преображения из села Спас-Вежи. Ипатьевский монастырь»

Мужской монастырь в Комстровской иепархии русской православной церкви,

«Церковь Преображения из села Спас-Вежи. Ипатьевский монастырь» Мужской монастырь в Комстровской иепархии
сыгравший значительную роль в русской истории XVI и особенно XVII века. Находится в городе Костроме при впадении реки Костромы в Волгу. По имени монастыря названа найденная в нём знаменитая Ипатьевская летопись. До XX века церковь имела в западной части высокую восьмигранную шатровую колокольню, соединявшуюся с основным массивом здания небольшой висячей галереей-переходом. Вход в храм был с южной стороны. 

Слайд 6

«Часовня Трех Святителей»

На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе

«Часовня Трех Святителей» На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе
Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

Слайд 7

Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будщего Музея деревянного

Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будщего Музея деревянного
зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства; срублена топором с применением деревянных гвоздей. Венцы бревен соединены "в обло" (с остатком). Скромная "клетская" церковь обычно служила зимней (теплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом. 

«Церковь Николы из села Глотово, 1776 г. Суздальский кремль»

Слайд 8

«Часовня Петра и Павла»

Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К

«Часовня Петра и Павла» Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К ней
ней в летний день на часовенный праздник съезжалась вся Кижская волость. Гостей принимали жителм деревни Волкостров, или, точнее - куста деревень: Насоновщины, Посада, Шлямино... Часовня была центром и украшением Волкострова. 

Слайд 9

Каменное строительство

С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Сначала

Каменное строительство С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Сначала
этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века - богатые жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы - собирательницы русских земель. 

Слайд 10

В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м

В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м
этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал.
Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.

Княжеские хоромы
в Чернигове.
Реконструкция.

Слайд 11

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов. От
того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили

Слайд 12

Вершиной древнерусской архитектуры стали сооружения Северо-Восточной Руси.
Самым Знаменитым зданием стал Покров на

Вершиной древнерусской архитектуры стали сооружения Северо-Восточной Руси. Самым Знаменитым зданием стал Покров на Нерли. Храм Покрова-на-Нерли..
Нерли.

Храм
Покрова-на-Нерли..

Слайд 13

«Каменный храм святого великомученика Димитрия»

Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в

«Каменный храм святого великомученика Димитрия» Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в
селе Средние Апочки был построен в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид.

Слайд 14

Образование и культура Древней Руси

IX века - время создания русской

Образование и культура Древней Руси IX века - время создания русской письменности.
письменности. Её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы.  Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житие, поучения, повесть  Летопись - эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во-первых, летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во-вторых, освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя.  Житие - жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно - бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XII в. (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. - назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, эта тема - смысл человеческой жизни. Подобную направленность основных жанров (главная направленность - эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.  Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. 

Слайд 15

Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку 

Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку
глаголицу. В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнанна точка зрения, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Климентом Охридским (о чём имеется упоминание и в его Житии). Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писание и ряда богослужебных книг

Слайд 16

Не́стор (ок. 1056 (ок. 1056 — 1114 (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец,  агиограф конца XI (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец,  агиограф конца XI — начала XII вв. (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец,  агиограф конца XI —

Не́стор (ок. 1056 (ок. 1056 — 1114 (ок. 1056 — 1114) —
начала XII вв., монах Киего-Печерского монастыря..Традиционно считается одним из авторов «Повесть временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Слайд 17

«Новгородская псалтырь».
В 2000 г. археологи в Новгороде сделали замечательную находку. Эта

«Новгородская псалтырь». В 2000 г. археологи в Новгороде сделали замечательную находку. Эта
находка – древняя книга. «Новгородская псалтырь». Её размер 19 × 15 сантиметров. Две внешние дощечки служили обложками. Первая украшена изображением креста и скупым орнаментом, её внутренняя сторона имела заполненное воском углубление. 
Имя файла: Культура-Древней-Руси-в-IX-XIII-века.pptx
Количество просмотров: 222
Количество скачиваний: 0