Культура как предмет научного познания

Содержание

Слайд 2

Березовская ИП.

Учебники

Березовская ИП. Учебники

Слайд 3

Березовская ИП.

Понятие культуры
Просветительская концепция культуры
Аксиологическое и антропологическое понимание культуры

Культура как предмет научного

Березовская ИП. Понятие культуры Просветительская концепция культуры Аксиологическое и антропологическое понимание культуры
познания

Слайд 4

Березовская ИП.

Разнообразие определений

Мир продуктов человеческой деятельности («вторая природа»)
Наколенный в истории опыт
Совокупность созданных

Березовская ИП. Разнообразие определений Мир продуктов человеческой деятельности («вторая природа») Наколенный в
людьми духовных и материальных ценностей
Духовная жизнь общества
Нормы и правила поведения людей
Свойственный людям способ удовлетворения потребностей
То, чему человек научился (а не унаследовал генетически)
Системы знаков и и символов, с помощью которых люди понимают мир и друг друга

Слайд 5

Березовская ИП.

Латинское слово CULTURA –
уход, обработка, возделывание

Березовская ИП. Латинское слово CULTURA – уход, обработка, возделывание

Слайд 6

Березовская ИП.

Слово «культура»

стало употребляться в качестве научного термина
в историко-философской литературе европейских стран

Березовская ИП. Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской
со второй половины ХVIII века – «века Просвещения».

Иоганн Гердер (1744-1803)

Слайд 7

Березовская ИП.

Функция

термина «культура»
в научном языке:
он призван обозначать
специфику человеческого образа

Березовская ИП. Функция термина «культура» в научном языке: он призван обозначать специфику
жизни
(«человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия») -
в противоположность природному,
стихийному, животному бытию.

Слайд 8

Березовская ИП.

NATURA – CULTURA

Китай. Ущелье Цзючжайгоу Римский форум (I век)

Березовская ИП. NATURA – CULTURA Китай. Ущелье Цзючжайгоу Римский форум (I век)

Слайд 9

Березовская ИП.

Просветительская концепция культуры

Главное, что отличает человека от животных, – это разум.
Разумность есть

Березовская ИП. Просветительская концепция культуры Главное, что отличает человека от животных, –
основная особенность человеческого образа жизни.
Культура – создание человеческого разума

Культура – это все, что создается разумной деятельностью людей

Слайд 10

Березовская ИП.

Развитие взглядов на культуру в XIX в.

Всегда ли разум человеческий

Березовская ИП. Развитие взглядов на культуру в XIX в. Всегда ли разум
используется на благо человеку? Если он может породить и добро, и зло, то надо ли все его деяния считать выражением «сущности» человека и относить к явлением культуры?
В связи с подобными вопросами в XIX в. постепенно стали вырисовываться два альтернативных подхода к трактовке культуры: аксиологический и антропологический

Слайд 11

Березовская ИП.

Аксиологическое понимание культуры

К культуре относится только то, что выражает достоинства человека

Березовская ИП. Аксиологическое понимание культуры К культуре относится только то, что выражает
и способствует их развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры.
Культура должна пониматься как совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных человеком.

Антропологическое понимание культуры

Культура – это реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.
Она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения в культуре наряду с разумным есть и много неразумного.

Слайд 12

Березовская ИП.

Недостатки аксиологическогго понимания культуры

Невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если

Березовская ИП. Недостатки аксиологическогго понимания культуры Невозможно понять культуру какой-либо страны или
игнорировать существование негативных сторон свойственного им образа жизни
Представления о ценностях у различных народов и в различные эпохи неодинаковы. То, что ценится в одной культуре, может отвергаться в другой. Это создает почву для европоцентризма, национализма, а в крайнем выражении – фашизма.

Слайд 13

Березовская ИП.

Недостатки антропологического понимания культуры

Если культура охватывает все, что что существует в

Березовская ИП. Недостатки антропологического понимания культуры Если культура охватывает все, что что
жизни общества, то понятие «культура» отождествляется с понятием «общество» и теряет свою специфику.
Вместо единого понятия культуры в разных науках о обществе образуется разные понятия – социологическое, этнографическое, археологическое и др., каждое из которых отражает лишь какие-то частные аспекты культуры

Слайд 14

Березовская ИП.

Аксиологическая и антропологическая концепции культуры имеют феноменологический (описательный) характер. Они описывают

Березовская ИП. Аксиологическая и антропологическая концепции культуры имеют феноменологический (описательный) характер. Они
культуру, но не объясняют ее сущности.
Для научного объяснения культуры необходимо от феноменологического уровня перейти к теоретическому уровню ее изучения, т.е. к построению научной теории культуры, раскрывающей ее сущность.

Слайд 15

Березовская ИП.

В XX веке

Переход от феноменологического описания – к теоретическому пониманию

Березовская ИП. В XX веке Переход от феноменологического описания – к теоретическому
культуры
Возникает культурология как особая наука

Лесли Уайт (1900-1975) В 1934 г. в Мичиганском ун-те (США) впервые прочел курс лекций по культурологии. В 1949 г. опубликовал книгу «Наука о культуре»

Имя файла: Культура-как-предмет-научного-познания.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0