Слайд 2Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это
столетие начался процесс «обмирщения» культуры.
Окончательное оформление абсолютизма.
Две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов.
Сформировались партии «почвенников» и западников.
Слайд 3Музыка
Партесное многоголосие было завезено в Россию из Украины и Белоруссии и прижилось не
сразу: до конца XVII в. в храмах продолжал звучать знаменный распев, перемежавшийся с троестрочным и демественным пением, а также с новыми партесными сочинениями.
XVII век в истории русской музыки – переход от средневековья к Новому времени, от византийского влияния к западноевропейскому.
Слайд 4Живопись
Живопись не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к
декоративности наблюдается и здесь.
В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской.
Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется влиянием западноевропейской живописи.
XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего столетия — внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа, тонкий колорит.
Слайд 5Наука
В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так,
среди посадского населения было 40 % грамотных, среди купцов — 96 %, среди помещиков — 65 %.
По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий.
Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа.
Слайд 6Архитектура
Гражданское, светское строительство активно развивалось, и если в начале века было в основном
деревянным, то к его концу все чаше использовался камень.
В храмовом строительстве тоже постепенно намечаются новые черты, связанные с обмирщением русской культуры.
В конце XVII в. в архитектуре появляется новый стиль, получивший название московского, или нарышкинского, барокко.
Наиболее полно и ярко новое направление проявилось в строительстве небольших церквей в подмосковных усадьбах.