Слайд 2Память – способность индивида к сохранению и воспроизведению своего опыта
Слайд 3Исследования памяти
Психология: первичная и вторичная память
Краткосрочная и долгосрочная память
Индивидуальная и коллективная память
А.
Бергсон: двигательная и образная
П. Жане: память – социальный способ приспособления
? Локализация память в коре головного мозга. Функция гиппокампа
Слайд 4Где хранится память культуры?
Культура как опыт:
Д К1 Д
Универсальные культурные формы
Д
К1
Д К2
К1
Д
Остенсивные –
формы демонстрации
Императивные – формы инструкции, объяснения, предписания
Аксиологические – формы ценностного выбора
Принципы – передача культурных значений в абстрактной форме
Слайд 5Множественность идентичностей = множественность культурной памяти
Этническая
Территориальная
Гендерная
Возрастная
Социальная
Языковая
Слайд 6Множественность идентичностей = множественность культурной памяти
Этническая
Территориальная
Гендерная
Возрастная
Социальная
Языковая
Слайд 7Множественность идентичностей = множественность культурной памяти
Этническая
Территориальная
Гендерная
Возрастная
Социальная
Языковая
Слайд 8Множественность идентичностей = множественность культурной памяти
Этническая
Территориальная
Гендерная
Возрастная
Социальная
Языковая
Слайд 9Множественность идентичностей = множественность культурной памяти
Этническая
Территориальная
Гендерная
Возрастная
Социальная
Языковая
Слайд 10Множественность идентичностей = множественность культурной памяти
Этническая
Территориальная
Гендерная
Возрастная
Социальная
Языковая
Слайд 11Генезис культур и их историческое прошлое
Слайд 12Междисциплинарное направление анализа культуры
Memory Studies:
Связь памяти и идентичности в трудах Просвещения
Политика мультикультурализма
Политика
нациестроительства в России 90-е
Социальное функционирование культурной памяти = процесс культурного производства и потребления
Слайд 13Культурная память как производство и потребление значений
устойчивые культурные традиции и стереотипы, определяющие
восприятие прошлого в рамках данного сообщества;
деятельность творцов коллективной памяти, которые манипулируют традициями, создают, поддерживают, актуализируют или вытесняют те или иные из них в зависимости от своих интересов;
активность потребителей коллективной памяти, которые в соответствии со своими целями и интересами принимают, отвергают или трансформируют то, что предлагает им культурная традиция и творцы памяти.
Слайд 14Предыстория memory studies
Ф. Ницще о пользе и вреде истории 1874г.
Э. Ренан о
необходимости общих воспоминаний нации 1882г.
Г. Зиммель о «руинах прошлого» 1904г.
Э. Дюркгейм о связи памяти и социальной солидарности 1912 г.
С. Чарновский об образе-воспоминании 1919г.
Ч. Кули и Дж. Мид о социальном контексте воспоминаний
Слайд 15Морис Хальбвакс
«рамки памяти» и «реконструкция прошлого»
«Любое воспоминание, сколь угодно личное…соотносится с целым
комплексом понятий, которыми обладают и многие другие люди кроме нас, с разными лицами, группами, местами, датами, словами и словесными формами, а равно и с рассуждениями и идеями, то есть со всей материальной и нравственной жизнью обществ, к которым мы принадлежим, или принадлежали раньше»
«Между памятью индивидуальной и памятью коллективной возникают отношения, которые можно было бы назвать на зиммелевский манер интеракцией. Виртуальные миры коллективных воспоминаний находятся в моей памяти. Именно моя память, действуя изнутри, следуя своему собственному выбору, идентифицирует себя с различными потоками циркулирующих в социальном пространстве воспоминаний. Индивидуальная память может свободно актуализировать тот или иной поток социальной памяти (un courant de mémoire sociale) и идентифицировать себя с ним»
Игра культурных смыслов – рамки памяти выступают медиаторами внутреннего и внешнего
Слайд 16Аби Варбург
Память и символ
Социальная память как хранилище образов
«В области оргаистического массового возбуждения
следует искать некий штамповочный пресс, который с такой интенсивностью отчеканивает память форм выражения максимальной внутренней страсти, насколько только они могут себя выразить языком жестов; эти Engramm-ы …определяют примерные очертания того, что создаст рука художника, как только высшие ценности языка жестов захотят выступить на свет, выведенные рукой творца»
Слайд 17Ян Ассман
Память как специфическая для каждой культуры форма передачи и осовременивания культурных
смыслов
Формирование, конструирование культурной памяти
«обосновывающие воспоминания»
Слайд 18Пьер Нора
«Места памяти» и символическое забвение
«Забвение, таким образом, становится частью того процесса,
в ходе которого конструируются вновь оформленные воспоминания, поскольку появление нового набора воспоминаний часто сопровождается определённым набором молчаливо разделяемых умолчаний»