Музыкальный язык эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,-
Как будто мать, отец

Прислушайся, как дружественно струны Вступают в строй и голос подают,- Как будто
и отрок юный
В счастливом единении поют.
В.Шекспир

Слайд 3

Эра открытий в музыке

Ренессанс был для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований,

Эра открытий в музыке Ренессанс был для музыкантов эрой открытий, новшеств и
эпохой Возрождения всех слоев культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики.
С изобретением печатного станка появилась возможность печатать и распространять ноты, с этого момента и начинается то, что мы называем классической музыкой.
В этот период появились новые музыкальные инструменты. Самыми популярными стали инструменты, на которых любителям музыки игра давалась легко и просто, не требуя специальных навыков.

Слайд 4

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

Именно в это время появилась виола - предшественница скрипки.

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения Именно в это время появилась виола - предшественница
Благодаря ладам (деревянные полосы поперек грифа) играть на ней было несложно, а звук её был тихим, нежным и хорошо звучал в небольших залах.

Слайд 5

«Гитара» эпохи Возрождения

Популярной была также лютня – простой ладовый щипковый инструмент, который

«Гитара» эпохи Возрождения Популярной была также лютня – простой ладовый щипковый инструмент,
в эпоху Ренессанса заменял современную гитару.

Слайд 6

Клавесин

Также был популярен маленький английский клавесин – верджинела

Клавесин Также был популярен маленький английский клавесин – верджинела

Слайд 7

Флейта

Некоторые музыканты выбирали блок-флейту, рожки или простые флейты. Самая изысканная и замысловатая

Флейта Некоторые музыканты выбирали блок-флейту, рожки или простые флейты. Самая изысканная и
музыка писалась для только что появившихся инструментов: клавесина и органа.

Слайд 8

Духовная музыка

Мессы, мотеты, гимны, псалмы
Ме́сса  — основная литургическая  служба в  латинском обряде Католической

Духовная музыка Мессы, мотеты, гимны, псалмы Ме́сса — основная литургическая служба в
церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов.
Моте́т - вокальное многоголосное произведение  полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения

Слайд 9

Светская музыка

Мадригал, канцона,
Мадрига́л — <сочинение> на родном (материнском) языке) — небольшое музыкально-поэтическое произведение,

Светская музыка Мадригал, канцона, Мадрига́л — на родном (материнском) языке) — небольшое
обычно любовно-лирического содержания
Канцона - лирическое любовное стихотворение, первоначально  куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии  трубадуров, перенятый позднее итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. В музыке — пьеса для одного или нескольких голосов с аккомпанементом.

Слайд 10

Инструментальная музыка Возрождения

Прелюдия  — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В

Инструментальная музыка Возрождения Прелюдия — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

Слайд 11

Токката

Токката (итал. toccata, букв. - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать;

Токката Токката (итал. toccata, букв. - прикосновение, удар, от toccare - касаться,
испан. tocar, франц. toucher).           В эпоху Возрождения - праздничная фанфара для дух. инструментов и литавр (существует поныне в виде дух. туша). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. Назв. такой Т. произошло от "ударов" (итал. tocco) литавр, которые в старинной музыке применялись вместе с трубами. К этой традиции примыкают краткие фанфарного типа вступления к операм и балетам 17 в., также называвшиеся Т. (напр., в "Орфее" Монтеверди, 1607).

Слайд 12

Рондо

Рондо  —музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы

Рондо Рондо —музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной
(рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы 18 века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» ( rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).
Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов —Шамбоньера, Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные  пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы.

Слайд 13

Джованни Палестрина

Джованни Палестрина

Слайд 14

О Палестрине как мастере

Выдающийся итальянский композитор 16 века, непревзойденный мастер хоровой полифонии.
93

О Палестрине как мастере Выдающийся итальянский композитор 16 века, непревзойденный мастер хоровой
мессы, 326 гимнов и мотетов, 2 тома светских мадригалов на стихи Ф.Петрарки.
Творчество Палестрины осталось в истории музыки как непревзойденный образец полифонического мастерства: в течение последующих столетий его музыка стала образцовой моделью в практике обучения музыкантов искусству полифонии

Слайд 15

Орландо Лассо

Князь музыки
Бельгийский Орфей

Орландо Лассо Князь музыки Бельгийский Орфей

Слайд 16

Творчество Орландо Лассо

60 месс, 4 цикла страстей, более 100 магнификатов, 150 французских

Творчество Орландо Лассо 60 месс, 4 цикла страстей, более 100 магнификатов, 150
шансонов, около 140 итальянских и немецких песен, около 250 мадригалов.
Лассо — самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Слайд 17

Флорентийская камерата

Флоренти́йская камера́та (итал. camerata — компания, кружок) — содружество музыкантов (также теоретиков музыки) и

Флорентийская камерата Флоренти́йская камера́та (итал. camerata — компания, кружок) — содружество музыкантов
литераторов, созданное во Флоренции в 1573 году с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке.
Встречи происходили под покровительством и в доме графа Джованни Барди, после его отъезда в Рим (в 1592) до конца 90-х годов — у Якопо Корси. Активными членами кружка были музыканты Винченцо Галилей, Джулио Каччини, Пьеро Строцци.

Слайд 18

Якопо Пери

Якопо Пери - итальянский композитор и певец, член Флорентийской камераты, автор произведения, которое считается первой оперой

Якопо Пери Якопо Пери - итальянский композитор и певец, член Флорентийской камераты,
(«Дафна», около 1597; не сохранилась), и старейшей сохранившейся оперы «Эвридика» (1600).