Слайд 2ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
(МИРОВОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА)
РУССКОЕ ИСКУССТВО
ХХ ВЕКА
(ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА)
Слайд 3НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ИСКУССТВОЗНАНИЕ
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Цель лекционных занятий: понять логику и динамику
развития художественных процессов в ХХ веке, определить место изобразительного искусства в общем контексте развития культуры
Цель практических занятий: применить знания о динамике развития художественных практик в ХХ веке при анализе конкретных произведений, включить изучаемые произведения в общий контекст развития изобразительного искусства, представить комплексный анализ изучаемых произведений
Слайд 4ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Развитие системы коммуникаций и ускорение всех процессов культурного развития
Усиление интернационального
характера художественной культуры
Формирование массового общества
Противостояние гуманистической и антигуманистической парадигм
Слайд 5ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
Полистилизм или полифония как определяющая черта процессов художественного творчества
Слайд 7Дмитрий Владимирович
Сарабьянов (1923-2013)
Стиль модерн:
истоки, история, проблемы
1989; 2-е изд. 2001
Слайд 8КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ?
Во Франции - «ар-нуво» (от фр. art nouveau, букв. «новое
искусство»)
В Германии - «югендстиль» (от нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала)
В Австрии (Чехии, Польше) - «сецессион» (от нем. Secession — «отделение, обособление»)
В Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884)
В Италии - «либерти» («стиль Либерти»)
В Испании - «модернизмо» (от исп. modernismo)
В Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin)
В США - «тиффани» (по имени Луиса Тиффани)
В Шотландии - «стиль Глазго» (от англ. Glasgow style)
В России - «модерн»
Слайд 9ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
МОДЕРН – это стиль или направление?
МОДЕРН и МОДЕРНИЗМ – это одно
и то же или нет?
Слайд 10Направления и стили
Стиль в искусстве - исторически сложившаяся общность художественных признаков в
нескольких видах искусства, характерная для определенной эпохи, объединяющая несколько стран (наций) и обусловленная единством идейно-эстетических устремлений
Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени.
Слайд 11МОДЕРН – СТИЛЬ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ?
МОДЕРН И МОДЕРНИЗМ
МОДЕРН - наименование стиля, который получил
широкое распространение в мировом искусстве конца XIX начала XX веков (Россия, Европа, США), главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия.
«Модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер... можно сказать, что бидермейер и модерн - это начало и конец целой исторической фазы романтизма» (Григорий Стернин)
МОДЕРНИЗМ - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX - середины XX века (импрессионизм, экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм и т.д.)
Слайд 12МОДЕРН. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных,
«природных» линий.
Интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре.
Сочетание художественных и утилитарных функций создаваемых произведений.
Расцвет прикладного искусства.
Слайд 13«Удар бича» («удар хлыста») Германа Обриста
1895 год
Шерстяное панно украшенное энергичными линиями вышитого
шелком растительного узора
Слайд 15Виктор Орта Victor Horta
(1861—1947)
бельгийский архитектор
один из основателей стиля модерн в
архитектуре
четыре брюссельских дома работы В.Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Слайд 16Тассель-отель
Построен в 1893-1894 гг. для учёного, профессора Эмиля Тасселя
«Орта доказал, что
существует такая вещь, как архитектурная музыка – гармония формы, материала и цвета» (Людвиг Хевеши, 1897)
Слайд 22ДЕТСКИЙ САД
(JARDIN D’INFANTS)
1897-1899
Слайд 23СОБСТВЕННЫЙ ДОМ-МАСТЕРСКАЯ ВИКТОРА ОРТА
1898-1900
С 1969 года Музей Орта
Слайд 27-
«Дом Костей» жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа
Бальо-и-Касановаса в Барселоне и перестроенный Антонио Гауди в 1904-1906 гг.
Слайд 28-
Каса-Мила
Жилой дом, построенный в 1906-1910-х гг. в Барселоне для семьи Мила.
Слайд 29Храм Святого Семейства. Полное название: Искупительный храм Святого Семейства (от кат. Temple Expiatori de la Sagrada
Família) церковь в Барселовне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года.
Слайд 30ВЕНСКИЙ МОДЕРН
ВУНИБАЛЬД ДЕНИНГЕР. Вилла на море. 1900
ОТТО ШЁНТАЛЬ. Жилой дом. 1907
Слайд 31-
-
Доходный дом Лидваль.
Доходный дом Иды Амалии Лидваль.
Ф.И. Лидваль.
1899-1904.
Слайд 32Особняк М. Кшесинской. 1904-1906 гг.
А.И. фон Гоген.
Слайд 33Дачи Каменного острова.
Василий Шене. 1898.
Дача для жены булочного мастера Евгении
Слайд 36В. Серов
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой
1911
Вестник моды
1906
Слайд 37Витебский вокзал. С.А. Бржозовский.1904
Слайд 38Царскосельский Альбион. 1897.
Дача великого князя Бориса Владимировича.