Лермонтов Демон

Содержание

Слайд 2

М.Ю.Лермонтов «Демон»

М.Ю.Лермонтов «Демон»

Слайд 3

Эпиграф

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как

Эпиграф О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты
бы двойного бытия!
Ф.И. Тютчев

Слайд 4

Демон

«Мой демон» (1829)
Унылый, мрачный
Зло – стихия
«Молитва» («Не обвиняй меня всесильный, 1829)
Всесильный –

Демон «Мой демон» (1829) Унылый, мрачный Зло – стихия «Молитва» («Не обвиняй
бог
Я – грешник
Теснота мира

«Я не для ангелов и рая» (1831)
Я – чужой для мира и небес
Я – зла избранник
«Ангел» (1831)
Соединение души с телом
Разочарование души на земле – печальные песни

Слайд 5

Образ демона

Захватывает Лермонтова
Проходит через все творчество от «Мой демон» до поэмы «Демон»
Борьба

Образ демона Захватывает Лермонтова Проходит через все творчество от «Мой демон» до
между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным»

Слайд 6

История создания поэмы

Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время

История создания поэмы Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во
пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

Слайд 7

Истоки демона

Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы

Истоки демона Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел
о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру.
Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др
В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались.
Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.
Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

Слайд 8

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после
подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

Слайд 9

Творчество М. А. Врубеля

Демон

Демон поверженный

Творчество М. А. Врубеля Демон Демон поверженный

Слайд 10

"Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися

"Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья
толпой Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила обменяться с ним..."

Демон летящий

Слайд 11

"Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на

"Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг
скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит..."

Слайд 12

"В последний раз Она плясала, Увы, заутро ожидала, Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна,

"В последний раз Она плясала, Увы, заутро ожидала, Ее, наследницу Гудала, Свободы
чуждая поныне И незнакомая семья..."

Слайд 13

Тамара и Демон

Демон, смотрящий на танец Тамары

Тамара и Демон Демон, смотрящий на танец Тамары

Слайд 14

"Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби

"Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе
меня!" - И он слегка Коснулся жаркими устами К её трепечущим губам... Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи, Он жёг ее во мраке ночи..."

Свидание Тамары и Демона

Слайд 15

"Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Билей и чище покрывала Был томный

"Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Билей и чище
цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль деницы..."

Тамара в гробу

Слайд 16

"В пространстве синего эфира, Один из ангелов святых, Летел на крыльях золотых, И душу грешную

"В пространстве синего эфира, Один из ангелов святых, Летел на крыльях золотых,
от мира Он нес в объятиях своих. И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Издалека уж звуки рая К ним доносилися - как вдруг Свободный путь пересекая, Взвился из бездны адский дух."

Демон и ангел с душой Тамары

Слайд 17

Демон стоящий

Демон у стен монастыря

Демон стоящий Демон у стен монастыря

Слайд 18

Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля?

Известно, что Лермонтов был

Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов
постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения... Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."

Слайд 19

Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?

Демон появляется в поэме как

Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? Демон появляется в поэме
дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…
Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.
В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:
То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Слайд 20

И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Суть героя – в

И почему образ Демона проходит через все творчество автора? Суть героя –
непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.
Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.
М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:
О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!
Имя файла: Лермонтов-Демон.pptx
Количество просмотров: 380
Количество скачиваний: 3