Слайд 2Профессор
Джон Берри
Область педагогических и научных интересов Джона В. Берри — кросс-культурная
![Профессор Джон Берри Область педагогических и научных интересов Джона В. Берри —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-1.jpg)
психология, межкультурные отношения в многонациональных сообществах, психологическая адаптация и аккультурация, экологические и культурные факторы в развитии человека и сравнительная методология психологических исследований.
Слайд 3
Профессор Джон Берри за свою долгую и плодотворную профессиональную жизнь
в качестве
![Профессор Джон Берри за свою долгую и плодотворную профессиональную жизнь в качестве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-2.jpg)
приглашенного профессора побывал во множестве университетов и научных центров мира.
Теперь к весьма престижному перечню, в который входят Женевский и Оксфордский университеты, добавился и Санкт-Петербургский государственный университет.
Слайд 4Сегодня
имя и работы Джона Берри известно в нашей стране лишь узкому
![Сегодня имя и работы Джона Берри известно в нашей стране лишь узкому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-3.jpg)
кругу российских ученых, специалистов по кросс-культурной и этнической психологии.
Слайд 5Аккультура́ция —
процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично
![Аккультура́ция — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-4.jpg)
культуры другого народа.
Слайд 6Содержание феномена аккультурации как объекта исследования
Согласно теории аккультурации, разработанной Д. Берри,
![Содержание феномена аккультурации как объекта исследования Согласно теории аккультурации, разработанной Д. Берри,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-5.jpg)
процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает иммигрант:
поддержание культуры (в какой степени им признается важность сохранения культурной идентичности)
участие в межкультурных контактах (в какой степени ему следует включаться в иную культуру или оставаться среди «своих»).
Слайд 7Четыре аналогичных стратегии
Д. Берри
предложил и для принимающего общества
![Четыре аналогичных стратегии Д. Берри предложил и для принимающего общества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-6.jpg)
Слайд 8Ассимиляция
Если принимающее население полагает, что мигранты не должны поддерживать свою культурную и
![Ассимиляция Если принимающее население полагает, что мигранты не должны поддерживать свою культурную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-7.jpg)
этническую идентичность, а должны постоянно стремиться к контакту с представителями принимающего общества, усваивать его культуру и не поддерживать сохранность культуры своей этнической группы, то этот процесс, согласно Д. Берри, связывается с выбором аккультурационного ожидания «ассимиляция».
Слайд 9Сегрегация
Когда принимающее население ожидает, что группа мигрантов будет стремиться поддерживать только собственную
![Сегрегация Когда принимающее население ожидает, что группа мигрантов будет стремиться поддерживать только](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-8.jpg)
культуру и избегать контактов с представителями доминирующей группы, такой тип взаимодействия соответствует аккультурационному ожиданию «сегрегация».
Слайд 10Исключение
Последнее аккультурационное ожидание — «исключение» — выражается в том, что представители принимающего
![Исключение Последнее аккультурационное ожидание — «исключение» — выражается в том, что представители](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-9.jpg)
населения вообще не хотят, чтобы мигранты присутствовали в их жизни, т. е. принимающее население исключает мигрантов из повседневной социальной жизни.
Слайд 11Интеграция
Если представители принимающего населения готовы позволить мигрантам сохранять свою культуру и одновременно
![Интеграция Если представители принимающего населения готовы позволить мигрантам сохранять свою культуру и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-10.jpg)
включаться в жизнь принимающего общества, такое аккультурационное ожидание называется «интеграция».
Слайд 14Лепшокова Зарина Хизировна — кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Международная
![Лепшокова Зарина Хизировна — кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Международная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-13.jpg)
научно-учебная лаборатория социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
Татарко Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
Слайд 15«Поэтому в рамках данного исследования мы поставили цель доработать данную методику таким
![«Поэтому в рамках данного исследования мы поставили цель доработать данную методику таким](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-14.jpg)
образом, чтобы она имела высокие психометрические показатели. С целью повышения надежности—согласованности шкал методики мы увеличили количество утверждений (пунктов) в каждой шкале. В модифицированной версии методики мы добавили еще по 4 утверждения на каждую шкалу. Данные утверждения касались других сфер жизни мигрантов: семья, работа, обучение детей, место проживания. Выбор данных сфер жизни обусловлен тем, что процесс аккультурации не происходит одинаково в разных сферах жизни.»
Слайд 16«В методике измерения аккультурационных ожиданий Джона Берри, как мы уже отмечали выше,
![«В методике измерения аккультурационных ожиданий Джона Берри, как мы уже отмечали выше,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-15.jpg)
задействованы лишь четыре сферы жизни мигранта, в отношении которых могут формироваться аккультурационные ожидания принимающего населения: владение языком, включенность в сообщества, культурные традиции и дружеские связи. Последние исследования в области проблем аккультурации показывают, что немаловажными сферами жизни мигранта являются также работа и семейно-брачные отношения в принимающем обществе.»
Слайд 17«В методике измерения аккультурационных ожиданий Джона Берри, как мы уже отмечали выше,
![«В методике измерения аккультурационных ожиданий Джона Берри, как мы уже отмечали выше,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-16.jpg)
задействованы лишь четыре сферы жизни мигранта, в отношении которых могут формироваться аккультурационные ожидания принимающего населения: владение языком, включенность в сообщества, культурные традиции и дружеские связи.
Последние исследования в области проблем аккультурации показывают, что немаловажными сферами жизни мигранта являются также работа и семейно-брачные отношения в принимающем обществе.»
Слайд 18Инструментарий исследования
Участникам предлагался для заполнения опросник, состоящий из методик, которые позволяют оценить
![Инструментарий исследования Участникам предлагался для заполнения опросник, состоящий из методик, которые позволяют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-17.jpg)
аккультурационные ожидания принимающего населения (валидизируемая методика) по отношению к мигрантам и отношение респондентов к этническому разнообразию в целом.
Слайд 26Вывод
У 11 из 16 респондентов наблюдается Интеграция.
Данные представители принимающего населения готовы
![Вывод У 11 из 16 респондентов наблюдается Интеграция. Данные представители принимающего населения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031255/slide-25.jpg)
позволить мигрантам сохранять свою культуру и одновременно включаться в жизнь принимающего общества
У оставшихся 5 выражена Асимиляция.
Такое принимающее население полагает, что мигранты не должны поддерживать свою культурную и этническую идентичность, а должны постоянно стремиться к контакту с представителями принимающего общества, усваивать его культуру и не поддерживать сохранность культуры своей этнической группы.