Милостив и жесток государь Иван Васильевич Грозный

Содержание

Слайд 2

Цели проекта

1. Обобщить и дополнить представления учащихся об образе Ивана Грозного.
2. Развивать

Цели проекта 1. Обобщить и дополнить представления учащихся об образе Ивана Грозного.
у учащихся внимание к худо-жественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах; умение анализировать прочитанное.
3. Пополнять и активизировать словарный запас учащихся.

Слайд 3

Словарь

Милостивый – добрый, человеколюбивый.
Суровый – очень строгий, серьёзный.
Жестокий – крайне суровый, безжалостный,

Словарь Милостивый – добрый, человеколюбивый. Суровый – очень строгий, серьёзный. Жестокий –
беспощадный.
Подозрительный – недоверчивый.
Грозный – внушающий страх, устрашающий.
Гипотеза – выдвигаемое предположение, которое нужно объяснить и доказать.
Экспозиция – начало действия в произведении.
Завязка – начало развития действия в произведе-нии.
Кульминация – момент наивысшего действия в художественном произведении.
Развязка – заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Слайд 4

Гипотеза

Мы предположили, что Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил царя в своём произведении

Гипотеза Мы предположили, что Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил царя в своём произведении
«Песня про царя Ивана Васильевича, моло-дого опричника и удалого купца Ка-лашникова» как личность жестокую, но и в то же время милостивую.

Слайд 5

Образ Ивана Грозного в исторических и народных песнях

Об Иване Грозном сло-жено

Образ Ивана Грозного в исторических и народных песнях Об Иване Грозном сло-жено
много историчес-ких и народных песен, в которых царь показан положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыль-чивости, подозритель-ности.

Слайд 6

Образ Ивана Грозного в литературе

Не только в исторических и народных песнях

Образ Ивана Грозного в литературе Не только в исторических и народных песнях
раскры-вался образ царя Ивана Грозного, не только истори-ки писали о нём, но и рус-ские писатели обращались к этой теме, силой своего воображения восстановив-шие для нас 16 век.

Слайд 7

Русские писатели об Иване Грозном

В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей

Русские писатели об Иване Грозном В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей
его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»

Слайд 8

Русские писатели об Иване Грозном

Н.М.Карамзин писал: «Иоанн имел разум пре-восходный, не

Русские писатели об Иване Грозном Н.М.Карамзин писал: «Иоанн имел разум пре-восходный, не
чуждый образования и сведений, соединённый с необык-новенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию…, правосу-дием…, духом царским…, соблюдением державной чести…»

Слайд 9

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова».

Сегодня мы остановим-ся на знакомом вам про-изведении М.Ю.Лермон-това «Песня про царя Ивана Васильевича, мо-лодого опричника и уда-лого купца Калашнико-ва».

Слайд 10

История создания поэмы

М.Ю. Лермонтов проявлял особый ин-терес к национальной истории, искал

История создания поэмы М.Ю. Лермонтов проявлял особый ин-терес к национальной истории, искал
в ней богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современ-ников.

Слайд 11

История создания поэмы

Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830

История создания поэмы Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830
году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период москов-ской истории – царствование Ивана Грозного.

Задумал свою «Песню» Лермонтов в 1836 году.

Слайд 12

История создания поэмы

По свидетельству современни-ков, на создание произведения оказал влияние и

История создания поэмы По свидетельству современни-ков, на создание произведения оказал влияние и
такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрье-вича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены куп-ца, жившего в Замоскворечье, по – старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поруга-ние жены и затем, арестованный, наложил на себя руки (убил себя). Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами.

Слайд 13

Сюжет поэмы

Давайте вспомним сюжет этого произведения:
экспозиция – пир у царя

Сюжет поэмы Давайте вспомним сюжет этого произведения: экспозиция – пир у царя

Слайд 14

Сюжет поэмы

завязка – встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем

Сюжет поэмы завязка – встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем

Слайд 15

Сюжет поэмы

кульминация – кулачный бой

Сюжет поэмы кульминация – кулачный бой

Слайд 16

Сюжет поэмы

развязка – победа Калашникова и его смерть

Сюжет поэмы развязка – победа Калашникова и его смерть

Слайд 17

Система образов в поэме

Давайте вспомним персонажей этого произведения.

Калашников Степан Парамонович –

Система образов в поэме Давайте вспомним персонажей этого произведения. Калашников Степан Парамонович
купец, русский богатырь, «статный молодец», «удалой боец», честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.

Слайд 18

Система образов в поэме

Алёна Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит

Система образов в поэме Алёна Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит
му-жа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.

Слайд 19

Система образов в поэме

Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно

Система образов в поэме Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно
любит замужнюю женщину, «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым.

Слайд 20

Система образов в поэме

Одно из центральных мест в поэме занимает образ

Система образов в поэме Одно из центральных мест в поэме занимает образ
царя Ивана Василье-вича, прозванного народом Грозным.

Ярко и живо рас-крыл образ царя М.Ю.Лермонтов в своём произведе-нии.

Слайд 21

Образ Ивана Грозного в поэме


Давайте прочитаем отрывки из поэмы и

Образ Ивана Грозного в поэме Давайте прочитаем отрывки из поэмы и по-думаем,
по-думаем, какую характе-ристику можно дать Ивану Грозному.

Слайд 22

Образ Ивана Грозного в поэме

В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич

Образ Ивана Грозного в поэме В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич
пред-стаёт перед нами великим грозным правителем.
Это подтверждают слова:

«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич».
«И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие своё и веселие…»

Слайд 23

Образ Ивана Грозного в поэме

«Вот нахмурил царь брови черные
И навёл на него

Образ Ивана Грозного в поэме «Вот нахмурил царь брови черные И навёл
очи зоркие,
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником».
«Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?»

Из этих слов можно сделать вывод, что царь суровый и подозрительный.

Слайд 24

Образ Ивана Грозного в поэме
Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван

Образ Ивана Грозного в поэме Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван
Грозный говорит:
«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные».

По этим словам можно сказать, что царь бывает щедрым по отношению к своим любимцам.

Слайд 25

Образ Ивана Грозного в поэме

Царь Иван Васильевич - хранитель православной веры,

Образ Ивана Грозного в поэме Царь Иван Васильевич - хранитель православной веры,
он соблюдал законы нравственности.
На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину, это было преступление против Закона Божьего. Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:
Но Иван Грозный не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю женщину.

«Как полюбишься – празднуй свадебку,
Не полюбишься – не прогневайся».

Слайд 26

Образ Ивана Грозного в поэме


На Руси кулачный бой шёл до

Образ Ивана Грозного в поэме На Руси кулачный бой шёл до первой
первой крови, убивать противни-ка было нельзя. Царь Иван Ва-сильевич вынужден был казнить купца Калашникова, так как он на-рушил вековые традиции госу-дарства – убил опричника Кири-беевича.

«… царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо своё»
Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток.

Слайд 27

Образ Ивана Грозного в поэме

Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по

Образ Ивана Грозного в поэме Как возговорил православный царь: «Отвечай мне по
совести,
Вольной волею или нехотя,
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»

Иван Грозный особенно грозен тогда, когда нару-шаются русские традиции и православные законы, составляющие устои государства, а значит и его цар-ской власти.

Слайд 28

Образ Ивана Грозного в поэме

Во время казни преступника никогда на Руси

Образ Ивана Грозного в поэме Во время казни преступника никогда на Руси
не звонил большой колокол. Грозный царь звоном боль-шого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вы-нужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный - навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна.

Слайд 29

Образ Ивана Грозного в поэме

Иван Грозный обращается к купцу Калашникову:
«Я топор велю

Образ Ивана Грозного в поэме Иван Грозный обращается к купцу Калашникову: «Я
наточить – навострить,
Палача велю одеть – нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»
Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашни-кову.

Слайд 30

Образ Ивана Грозного в поэме

Но народ посчитал, что царь поступил жестоко

Образ Ивана Грозного в поэме Но народ посчитал, что царь поступил жестоко
и несправедливо. Образ смелого купца Калашникова остался в памяти народной:
«Схоронили его за Москвой – рекой,…
И гуляют – шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится.
А пройдут гусляры – споют песенку».

Слайд 31

Образ Ивана Грозного в поэме

Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван

Образ Ивана Грозного в поэме Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван
Ва-сильевич говорит:
«Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно».

Здесь мы видим царя , готового помочь семье осуж-денного человека.

Слайд 32

Вывод

М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного.

Положительные качества
Царь

Вывод М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного. Положительные качества
великий и грозный правитель.
Щедрый.
Хранитель православ-ной веры и русских традиций. Милостивый.
Готовый помочь семье осуждённого человека

Отрицательные качества
Суровый.
Подозрительный.
Жестокий.
Вспыльчивый
Несправедливый.

Имя файла: Милостив-и-жесток-государь-Иван-Васильевич-Грозный.pptx
Количество просмотров: 241
Количество скачиваний: 1