Содержание
- 2. Михаил Врубель 1856-1910
- 3. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил
- 4. Жена художника (1898) Наде́жда Ива́новна Забе́ла-Вру́бель ( 20 марта (1 апреля) 1868, Ковно — 21 июня
- 5. Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения почитывающий и порисовывающий, совершенно
- 6. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он
- 7. "Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия
- 8. В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по
- 9. Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав
- 10. Основные даты жизни и творчества Врубеля 1856, 5 марта. М.А.Врубель родился в Омске, в семье военного
- 11. 1896. Большие декоративные панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянович» для Всероссийской нижегородской выставки. 1896, июль. Женитьба
- 12. «Ангел с кадилом и свечой» 1887 Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы
- 13. «Гадалка» (1895) Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы, где Врубель сам в
- 14. Царевна-лебедь. 1900 Написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
- 15. «Жемчужина» 1904 «Жемчужина» — это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2 Михаил Врубель
1856-1910
Михаил Врубель
1856-1910
Слайд 3 Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске.
Отец Врубеля, Александр Михайлович,
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске.
Отец Врубеля, Александр Михайлович,
Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года.
Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет Санкт -Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении.
Уже в детстве он нарисовал несколько картин маслом, причем пейзаж был даже продан в магазине за 25 рублей - это доставило Михаилу удовольствие и очень порадовало родных.
Слайд 4Жена художника (1898)
Наде́жда Ива́новна Забе́ла-Вру́бель ( 20 марта (1 апреля) 1868,
Жена художника (1898)
Наде́жда Ива́новна Забе́ла-Вру́бель ( 20 марта (1 апреля) 1868,
Слайд 5 Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения
Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения
Когда после недель и месяцев такой работы, усугублявшей, изощрявшей художественное зрение, Врубель приходил на выставку и смотрел картины современных живописцев, они казались ему поверхостными, он не находил в них «культа глубокой натуры». По этой причине он вскоре охладел даже к Репину.
Врубель относился к нему с уважением, брал у него дополнительные уроки акварели, говорил, что Репин имеет на него большое влияние. Но вот открылась Одиннадцатая передвижная выставка, где среди прочих было выставлено капитальное полотно Репина «Крестный ход». И оно разочаровало ученика - недостаточной, как ему казалось, любовью к натуре, недостаточно пытливым вниканием в неё.
Но как бы не судил с юношески-максималистских позиций Врубель русскую школу, он сам к ней принадлежал, и не кто, как она, взрастила его редкостное дарование. В первую очередь эта заслуга принадлежала художнику-педагогу, которого признавали своим лучшим учителем и Суриков, и Васнецов, и Поленов, и сам Репин, - Павлу Петровичу Чистякову.
Слайд 6 Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно
Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно
М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию.
В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.
Слайд 7 "Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея)
"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея)
Слайд 8 В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и
В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и
Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.
Слайд 9 Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви
Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви
Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения.
Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.
Слайд 10Основные даты жизни и творчества Врубеля
1856, 5 марта. М.А.Врубель родился в Омске,
Основные даты жизни и творчества Врубеля
1856, 5 марта. М.А.Врубель родился в Омске,
1874. Поступление на юридический факультет Петербургского университета.
1880. Поступление в Академию художеств.
1881-1884. Занятие в Академии художеств под руководством П.П.Чистякова.
1884, май. Отъезд в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви.
1884, ноябрь - 1885, май. Поездка в Венецию. Работа над иконостасными образами для Кирилловской церкви
1886 - 1889. Работа в Киеве. Картины «Девочка на фоне персидского ковра», «Гамлет и Офелия»; эскизы для Владимирского собора. Первые варианты «Демона».
1889, осень. Переезд в Москву.
1890. «Демон Сидящий». Иллюстрации к сочинениям Лермонтова.
1891. Поездка в Италию и Францию с семьёй С.И.Мамонтова.
1892 - 1895. Жизнь и работа в Москве, с длительными выездами за границу. Участие в абрамцевском кружке. Ряд декоративных панно. «Испания», «Венеция», «Гадалка».
Слайд 111896. Большие декоративные панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянович» для Всероссийской нижегородской
1896, июль. Женитьба на Н.И.Забеле.
1897 - 1900. Картины на темы русских сказок и опер Римского-Корсакова («Морская Царевна», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др.). Работа для театра. Портреты С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы и др. Майоликовые скульптуры.
1901. «Демон поверженный».
1902 - 1903. Начало болезни. «Портрет сына».
1904. Пребывание в клинике доктора Ф.А.Усольцева.Рисование с натуры. Выздоровление и переезд в Петербург.
1904 -1905. Портрет жены, автопортреты, «Жемчужина», «Азраил». Вариации темы «Пророка»
1905, весна. Новый приступ заболевания, возвращение в клинику Усольцева.
1906. Портрет Брюсова - последняя работа Врубеля.
1910, 1 апреля. Смерть М.А.Врубеля.
Слайд 12«Ангел с кадилом и свечой» 1887
Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период
«Ангел с кадилом и свечой» 1887
Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период
Слайд 13«Гадалка» (1895)
Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы,
«Гадалка» (1895)
Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы,
Слайд 14Царевна-лебедь. 1900
Написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова
Царевна-лебедь. 1900
Написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова
Слайд 15«Жемчужина» 1904
«Жемчужина» — это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь,
«Жемчужина» 1904
«Жемчужина» — это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь,