Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий»

Содержание

Слайд 2

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Этот образ, во многом
и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета.

В эту картину был влюблён
Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени».
Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому:
«Он был похож
на вечер ясный –
Ни день, ни ночь,
Ни мрак,
Ни свет.

Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный…»

Слайд 3

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

Врубель в пору создания своего шедевра написал

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Врубель в пору создания
своей сестре: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное всё сделано до меня, только выбирай». Разумеется, мысль свою в этих словах художник намеренно афористически заостряет.

Но, в сущности ,
в словах
письма
он отмечает
одну из
немаловажных тенденций
современной
живописи –
её обращение к литературе и,
таким образом, её своеобразную
«интерпритационность»

«Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый»
М.А. Врубель

Слайд 4

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

Голова Демона
Голова Демона срезана крем холста, и

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Голова Демона Голова Демона
в этом проявилась самостоятельная жизнь созданного Врубелем образа. Герой, поначалу вполне умещается в плоскости картины, по мере продолжения работы вдруг стал вырастать в размерах. Врубель собственноручно надшивал холст, но , в конце концов, не справившись со своеволием «ожившего Демона, предоставил ему полную свободу.

Дух отрицания, дух сомнения

Слайд 5

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

Контрасты
Колористическое решение
этой работы построено на цветовых

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Контрасты Колористическое решение этой
контрастах:
преобладающий ( и это - совершенно определённый идеологический ход!)
холодный лиловый цвет
борется с
«эпизодическим»
оранжево-золотистым.
Борется и побеждает.

Дух отрицания, дух сомнения

Слайд 6

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

цветы
Так, как Врубель написал
своего «Демона
«

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ цветы Так, как Врубель
в его время никто из его соотечественников
(да, и пожалуй, вообще современников) не писал. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отграненных драгоценных камней.

Дух отрицания, дух сомнения

Слайд 7

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

Руки
В образе «Демона» сошлись противоречия, соединись в

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Руки В образе «Демона»
нечто глубоко трагическое : с одной стороны,
красота, ум, величие, мощь,
а с другой – бессилие, беспомощность,
страшная тоска
(взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой.
«Юношей в забытье «Скуки» » виделся ему врубелевкий герой.

Дух отрицания, дух сомнения

Слайд 8

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

тело
Манера,
в которой исполнено тело «Демона»

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ тело Манера, в которой
, была абсолютно новаторской.
По собственному
определению
художника ,
он «землями катал»
это тело,
всё составленное будто
из металлических
прутьев.

Дух отрицания, дух сомнения

Слайд 9

Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий»
1890 г. ГТГ

Неподвижность
Фон, на котором изображён Демон (только

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Неподвижность Фон, на котором
он здесь реалистичен), фантастичен, неподвижен и декоративен – Врубель как бы подчёркивает его театральность. Эта окаменелость перекликается с опустошённостью Души (именно так – с заглавной буквы), символом которой выступает главный герой. Врубель, если верить некоторым воспоминаниям, не однажды напоминал своим собеседникам, что «демон» по-гречески обозначает «душу».

Дух отрицания, дух сомнения

Имя файла: Михаил-Александрович-Врубель-«Демон-сидящий».pptx
Количество просмотров: 263
Количество скачиваний: 0