Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прик

Содержание

Слайд 2

Цель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусстве изготовления

Цель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусстве изготовления
ковров-кумаланов и настенных панно.
Задачи исследования:
определение значения эвенкийских ковров-кумаланов;
изучение модели мира эвенков и возможности её отражения в искусстве кумаланов и настенных панно;
Создание кумалана-панно, содержащего основные образы трёх миров эвенков (модель мира).

Слайд 3

Актуальность исследования:

Изучение эвенкийской культуры научными сотрудниками г. Благовещенска (экспедиции научной группы БГПУ

Актуальность исследования: Изучение эвенкийской культуры научными сотрудниками г. Благовещенска (экспедиции научной группы
в районы расселения эвенков на Дальнем Востоке и в Китае);

Слайд 4

Сотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно-прикладного искусства Амурского педагогического колледжа с БГПУ

Сотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно-прикладного искусства Амурского педагогического колледжа с БГПУ (создание фильма «Орнамент эвенков»).
(создание фильма «Орнамент эвенков»).

Слайд 5

Сотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современность

Сотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современность в эвенкийской культуре»)
в эвенкийской культуре»)

Слайд 6


Сотрудни-чество с эвенками Дальнего Востока и России (создание сайта о

Сотрудни-чество с эвенками Дальнего Востока и России (создание сайта о культуре эвенков Дальнего Востока).
культуре эвенков Дальнего Востока).

Слайд 7

Введение

Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на своей

Введение Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на
земле. Они являются наследниками, созданной их предками оригинальной и по-своему высокой художественной культуры.
На Дальнем Востоке эвенки проживают на территории Селемджинского района (п. Улген или Ивановское), Зейского (п. Бомнак) и Тындинского (п. Первомайское). Некоторые эвенки расселены на территории Южной Якутии (с. Иенгра). Большая часть эвенков проживает в Эвенкийском автономном округе (столица п. Тура), который занимает территорию 767,6 тыс.км2 и имеет население 17713 чел. Эвенкия расположена на Среднесибирском плоскогорье, на правобережье реки Енисей.

Слайд 9

Происхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались в VII

Происхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались в VII
в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д.

Слайд 10

Историческая справка

декоративно-прикладное искусство эвенков, представляло собой занятие кузнечным делом, обработку кости и

Историческая справка декоративно-прикладное искусство эвенков, представляло собой занятие кузнечным делом, обработку кости
рога, дерева и бересты, кожи и меха, вышивку нитями и бисером. Эвенки занимались техникой аппликации и инкрустации, тиснения и мозаики.

Слайд 11

Исследовательская работа по теме

Изучение орнаментального наследия декоративно-прикладного искусства эвенков стало стимулом к

Исследовательская работа по теме Изучение орнаментального наследия декоративно-прикладного искусства эвенков стало стимулом
созданию настенного панно по мотивам эвенкийского кумалана. Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов.

Слайд 12

Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в

Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в
передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.

Слайд 13

В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную

В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную
или восьмёркообразную форму, но и форму круга, круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо.

Слайд 14

Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и

Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и
звёзд. Они декорируются широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой.

Слайд 15

Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного

Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного
меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.

Слайд 16

Фрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана и его

Фрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана и его
значение в жизни эвенков:
Вот женщина, что шьёт она?
Я вижу – за полем шахматным прядь волчьей шерсти серой…
Вот в самом центре эпизод охоты,
А по краям бежит узор старинный.

Слайд 17

кумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах)

кумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах)

Слайд 18

Коврики использовались при транспортировке на оленях

Коврики использовались при транспортировке на оленях

Слайд 19

Кумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальное значение.

Кумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальное значение.
Это были шаманские коврики, необходимые в различных обрядах.

Слайд 20

Модель мира в эвенкийском кумалане

Традиционно в кумалане эвенков через орнаментальные композиции раскрывается

Модель мира в эвенкийском кумалане Традиционно в кумалане эвенков через орнаментальные композиции
модель мира.
В ковриках-кумаланах последовательно раскрываются образы трёх миров: верхнего, среднего и нижнего.

Слайд 21

Персонажи верхнего мира

В верхнем мире по представлениям эвенков живёт Агды (хозяин грома

Персонажи верхнего мира В верхнем мире по представлениям эвенков живёт Агды (хозяин
и молнии), Буга, Майи́н (дух-хозяин верхнего мира), Óми (душа человека), Пóдя (дух-хозяин огня и домашнего очага), Сэвэки́ (творец земли, животных и человека, дух-хозяин верхнего мира, покровитель людей и оленей) Сэли́ (мамонт, помощник творца Вселенной Сэвэки, принимавший участие в сотворении земли), Чо́лбон (дух-хозяин планеты Венера, небесное божество) и т.д.

Слайд 23

Персонажи среднего мира

Средний мир представлен образами лягушки-Баха (охраняет спокойствие на средней земле),

Персонажи среднего мира Средний мир представлен образами лягушки-Баха (охраняет спокойствие на средней
Дуннэ́ (дух-хозяйка земли, тайги) и др.

Слайд 24

Персонажи нижнего мира

Нижний мир населяют Мугды́ (души умерших, духи предков), Дябдар (змей,

Персонажи нижнего мира Нижний мир населяют Мугды́ (души умерших, духи предков), Дябдар
охраняющий вход в нижний мир), Харги́ (дух-хозяин нижнего мира, старший брат Сэвеки, соперничавший с ним в актах творения по эвенкийским мифам) т.п.

Слайд 26

Результаты работы

В результате исследования данной темы была создана композиция кумалана-настенного панно, на

Результаты работы В результате исследования данной темы была создана композиция кумалана-настенного панно,
которой отражена модель мира эвенков.
Верхний мир представлен образами белых оленей (символ святости, Бога) и солнца.
В среднем мире изображён танцующий человек (символ радости и единства человека с природой).
В нижнем мире показан образ змеи Дябдар, охраняющей вход в нижний мир.

Слайд 27

Создание настенного панно по мотивам кумалана

Кумалан выполнен из кожи (замша) и меха

Создание настенного панно по мотивам кумалана Кумалан выполнен из кожи (замша) и
и декорирован вышивкой нитками и бисером.
Цветовая символика кумалана выражена в голубом, белом, жёлтом, зелёном и коричневом цветах.

Слайд 28

Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете на фоне

Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете на фоне
коричневого (единство небесного и земного начал).

Слайд 29

В Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтое солнце

В Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтое солнце
(свет знания).
В Нижнем мире находится образ зелёной змеи, которая обозначает иную жизнь умерших и подземных духов.

Слайд 30

Вывод

В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии

Вывод В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и
создания традиционных эвенкийских ковров-кумаланов.
Разработано содержание панно-кумалана, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа.
Создано декоративное изделие - настенное панно по мотивам эвенкийского кумалана, работа над которым позволила на практике понять специфику и сложность выполнения кумаланов.

Слайд 31

Список используемой литературы

Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII–XX вв.)– Л., 1969.
В краю оленьих

Список используемой литературы Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII–XX вв.)– Л., 1969.
троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет: Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2007.

Слайд 32

Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для

Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для
учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1980.
Мазин А.И. Представления эвенков Приамурья об окружающем их мире. Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, 1984.
Имя файла: Модель-мира-в-эвенкийских-кумаланах-и-настенных-панно-Бузаева-Анна-Творческая-группа-«Авангард»-специальность-«Декоративно-прик.pptx
Количество просмотров: 420
Количество скачиваний: 5