На пороге искусства

Содержание

Слайд 2

Методическая разработка «На пороге искусства»

Краткая пояснительная записка
Система творческих заданий «На пороге искусства»

Методическая разработка «На пороге искусства» Краткая пояснительная записка Система творческих заданий «На
относится к технологиям развивающего обучения.
Возраст учащихся 13-16 лет.
Время реализации 40 часов .
Режим занятий 1 -2 раза в неделю по 2 часа.
Основные методы обучения: репродуктивный, творческое задание; частично - поисковый, комбинаторный.
Данная разработанная система творческих заданий «На пороге искусства» может стать основой спецкурса для учащихся подросткового возраста общеобразовательной школы или программы дополнительного образования.

Слайд 3

Автор - составитель методической разработки «На пороге искусства»
педагог первой квалификационной категории

Автор - составитель методической разработки «На пороге искусства» педагог первой квалификационной категории
Горностаева Ольга Владимировна
Педагогический стаж 33 года
ФГБОУ ВПО " КГПУ им. В.П. Астафьева"; педагогическое образование"(профиль "изобразительное искусство"); 2018 г.
"Цвет и свет в композиции"; курс повышения квалификации в ФГБОУ ВО СГИИ имени Д.Хворостовского; 2019 г.
"Современное исусство и арт-мир"; курс повышения квалификации в МФПУ "Синергия";2021 г.
Участник и победитель международных конкурсов.
Автор трёх персональных и участник городских выставок.

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ
Дефицит эстетического и художественного развития подрастающего поколения
Сложность формирования ассоциативно - абстрактного

АКТУАЛЬНОСТЬ Дефицит эстетического и художественного развития подрастающего поколения Сложность формирования ассоциативно -
мышления у учащихся средней и старшей школы в изобразительной деятельности.
Развитие компетенции «учимся учиться», с опорой на общеучебные универсальные действия (логические и знаково - символические).
Индивидуализация образовательного процесса как формирование «зоны ближайшего развития» личности ребёнка, его свободного выбора эстетических и культурологических направленностей.

Слайд 5

НА ПОРОГЕ ИСКУССТВА
Содержание
Подростки и искусство: картина дня.
Абстрактное искусство - как инструмент

НА ПОРОГЕ ИСКУССТВА Содержание Подростки и искусство: картина дня. Абстрактное искусство -
формирования абстрактного мышления.
Художественно- выразительные средства абстрактного искусства.
Создание абстрактных образов как познавательно - художественное развитие подростков

Слайд 6

Абстракция в жизни

Человек «окружён» абстрактными проявлениями почти на каждом шагу. Философы и

Абстракция в жизни Человек «окружён» абстрактными проявлениями почти на каждом шагу. Философы
учёные - нейрофизиологи уверенно отвечают, - современный человек в большинстве своём живёт в абстрактных представлениях о мире и о себе самом.

Слайд 7

Абстракция в искусстве

Среди художников работавших в различных направлениях абстрактного искусства,

Абстракция в искусстве Среди художников работавших в различных направлениях абстрактного искусства, -
- великие имена и наших соотечественников В.Кандинского, К. Малевича, Л.Поповой и др.

Слайд 8

Абстракция в искусстве (мой опыт)

Оттолкнувшись от живописных заданий в программе Б.М.Неменского

Абстракция в искусстве (мой опыт) Оттолкнувшись от живописных заданий в программе Б.М.Неменского
для начальных классов, я придумала несколько живописных упражнений, которые оказались продуктивными и для меня лично. Можно сказать, что я открывала мир изобразительного искуства вместе с моими учениками.

Слайд 9

Подростки и искусство: картина дня

Художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения

Подростки и искусство: картина дня Художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения
мира ребёнком, и здесь альтернативы искусству нет.
Реалии сегодняшнего дня провоцируют постоянный дефицит эстетического и художественного воспитания детей, что способно серьёзно негативно повлиять на их будущее.
В подростковом периоде ситуация только обостряется. Желание заявить о себе, «открыть себя» миру особенным образом, как нельзя естесственней, и даже продуктивней, возможно реализовать именно в современном абстрактном искусстве, насыщенном различными художественными и дизайнерскими направлениями.

Слайд 10

Подростки и искусство: картина дня

Современное искусство, как и традиционное, к сожалению,

Подростки и искусство: картина дня Современное искусство, как и традиционное, к сожалению,
остаётся страной «терра инкогнито». Хотя его возможности и открытия могут существенно обогатить и разнообразить психологически сложную и напряжённую жизнь школьника. А также расширить горизонты их взаимодействия с окружающей действительностью.
Язык искусства - самый сложный и многогранный из созданных человечеством. Помочь подросткам, стоящим на пороге своей самостоятельной жизни, «шагнуть в мир искусства», приоткрыть его подлинные ценности человеческой жизни, и нацелена методическая разработка «На пороге искусства» через знакомство с абстрактным искусством .

Слайд 11

Абстрактное искусство - как инструмент формирования абстрактного мышления
«Узнаваемое, но не познаваемое»,

Абстрактное искусство - как инструмент формирования абстрактного мышления «Узнаваемое, но не познаваемое»,
- пожалуй, самая короткая формула для описания абстрактного искусства. Это закономерное развитие искусства, не всегда связанное с хронологией, но при этом опирающееся на значимые этапы развития культуры.
Абстрактное мышление - неотемлемая часть изобразительного искусства, а абстракция - выразительное средство творчества. Абстрактное искусство, как правило, оперирует глобальными, широкими понятиями через цветовые коды, системы символов, уже давно существующие в различных культурах.
Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. Без развитого абстрактного мышления сложно подняться на более высокий уровень мышления - творческий.

Слайд 12

Абстрактное искусство - как инструмент формирования абстрактного мышления

Художники, использующие абстракцию в искусстве,

Абстрактное искусство - как инструмент формирования абстрактного мышления Художники, использующие абстракцию в
как и дети, осваивали окружающий мир и искали в нём ответы на свои вопросы. По сути это «игра - конструктор», игра воображения, включающая в себя и различные логики, и знания,и фантазии, и умения собирать всё это в целостные структуры с определённым смыслом. И, конечно, с опорой на личный опыт и умозаключения.
Задействованные механизмы восприятия идентефикации и эмпатии, вкупе с методами фантазирования в наглядно – образном и словесно-логическом мышлении, помогут «новичкам от искусства» анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, выстраивать представления о явлениях и предметах, воссоздавать многообразие различных характеристик предметов и образов.

Слайд 13

Художественно- выразительные средства абстрактного искусства

Абстрактное искусство относится к современному искусству.

Художественно- выразительные средства абстрактного искусства Абстрактное искусство относится к современному искусству. Имея
Имея свой особый визуальный характер изображений, оно тем не менее выстраивает свои повествования по тем же каноническим законам, на которые опирается и традиционное искусство. Удивительным образом не-конкретная, отвлечённая композиция может вмещать в себя множество смыслов, которые хочется разгадать, осмыслить, почувствовать.
Даже обычная буква, являясь частью древней знаковой системы, также обладает и характерными пластическими и конструктивными качествами, т. е. своей особой эстетической выразительностью. Новые шрифтовые темы стали настоящей кладовой для новых художественных открытий в абстрактном искусстве.

Слайд 14

Художественно- выразительные средства абстрактного искусства

Традиционные выразительные средства композиции, - динамичность-статичность формы,

Художественно- выразительные средства абстрактного искусства Традиционные выразительные средства композиции, - динамичность-статичность формы,
ритм, контраст- нюанс, пропорции, масштабность, колорит, - в сочетании с различными символическими системами дают широчайший творческий выбор.
Уникальная особенность абстрактного искусства - возможная независимость от высокотехничных изобразительных практик, что всегда «на руку» начинающим художникам.
Творческие задания данной разработки «На пороге искусства» предлагают внятные ориентиры и понятные правила, что способствует результативности и эффективности учебного процесса, глубине осваиваемого материала.

Слайд 15

Создание абстрактных образов как познавательно - художественное развитие подростков

Даже владея сравнительно ограниченным

Создание абстрактных образов как познавательно - художественное развитие подростков Даже владея сравнительно
набором приёмов и закономерностей, непосредственно включаясь в процесс выполнения творческого задания, ребёнок может создать недвусмыссленное послание обществу или даже свою картину мира.
Активное включение в творческий процесс развивает у подростка и абстрактно - логическое мышление, и образное, и ассоциативное. Именно поэтому при одинаковых исходных данных мы имеем совершенно различные работы, всегда больше говорящие об авторе и его индивидуальности, чем о заданной теме. Как, впрочем, и у любого другого художника.
Важно, что планируя будущую композицию для выполнения «не-конкркетной», абстрактной темы, и, он всё равно вынужден прибегнуть к опыту его личной, очень конкретной жизни, задействуя и критическое мышление.

Слайд 16

Создание абстрактных образов как познавательно - художественное развитие подростков

Система из 9 заданий

Создание абстрактных образов как познавательно - художественное развитие подростков Система из 9
разработана таким образом, чтобы одни и те же приёмы и закономерности композиции в разных заданиях использовались по разному, открывая учащимся трансформации и множественность визуальных решений любой темы.
Так, например, роль символики формы не всегда постоянна и зависит и от других слагаемых композиции. Или теплохолодность цвета в живописных упражнениях и в композиции «Букет для Героя» по-разному «собирают» искомый образ объекта, так как пластические свойства элементов композиции различны.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Слайд 17

Композиция «Мой личный флаг»

Макет своего личного флага

Использование символики цвета в комбинаторных поисковых

Композиция «Мой личный флаг» Макет своего личного флага Использование символики цвета в
эскизах
Защита выбранного решения и готового изделия

1 / 4 ч.

Слайд 18

Живописные упражнения 2 / 2 ч.

Разнохарактерные мазки в создании живописного пространства

Этюдность импрессионизма

Живописные упражнения 2 / 2 ч. Разнохарактерные мазки в создании живописного пространства
в передаче мимолетных впечатлений.

Живописная абстракция

Слайд 19

Живописное упражнение «Цветущие сады»

Равновесие теплохолодности колорита в создании искомого образа.

Передача лёгкости,

Живописное упражнение «Цветущие сады» Равновесие теплохолодности колорита в создании искомого образа. Передача
воздушности; широкий скользящий мазок.

Слайд 20

Живописное упражнение «Цветущие сады»

Живописное упражнение «Цветущие сады»

Слайд 21

Живописное упражнение «Земляничная поляна»

Теплохолодность цвета в создании искомого образа.

«Россыпи» комбинированированных мазков: коротких

Живописное упражнение «Земляничная поляна» Теплохолодность цвета в создании искомого образа. «Россыпи» комбинированированных
для цветков и плодов, вытянутых для листьев.

Передача состояния прохлады летного утра; использование чистого цвета.

Слайд 22

Живописное упражнение «Земляничная поляна»

Живописное упражнение «Земляничная поляна»

Слайд 23

Живописные упражнения «Потухающий костёр»

Резкие характерные мазки в создании структурированного живописного образа.

Создание

Живописные упражнения «Потухающий костёр» Резкие характерные мазки в создании структурированного живописного образа.
нюансовой палитры в холодной гамме для
передачи состояния угасания.

Слайд 24

Живописное упражнение «Потухающий костёр»

Живописное упражнение «Потухающий костёр»

Слайд 25

Композиция «Погружение»

Создание шрифтовой композиции с иллюзией глубины пространства.
Использование чёрно-белого контраста и

Композиция «Погружение» Создание шрифтовой композиции с иллюзией глубины пространства. Использование чёрно-белого контраста
тонового
градиента в создании оптической иллюзии.
Усиление драматизма изображения с помощью различных графических приёмов и штриховки.

3 / 4 ч.

Слайд 26

Композиция «Его Величество Трон»

Создание макета трона с выбранными
формообразующими
качествами.

Композиция «Его Величество Трон» Создание макета трона с выбранными формообразующими качествами. Поиски

Поиски взаимосвязи между формообразующими качествами и функциональным назначением изделия.

Поиски композиционных приёмов для демонстрации символической значимости и превосходства объекта в сравнениии с другими.
Фотосессия.

4 / 4 ч.

Слайд 27

Композиция «Трансформация» 5 / 2 ч.

Минимальная и максимальная трансформация формы квадрата

Композиция «Трансформация» 5 / 2 ч. Минимальная и максимальная трансформация формы квадрата
в создании эффектов взаимодействия двух конкурирующих объектов.
Раскрытие возможных вариантов гармониичных взаимосвязей частей трансформируемой фигуры в пространстве композиции.

Слайд 28

Композиция «Жизнь треугольников» 6 / 4 ч.

Создание произвольной фигуративной композиции в ограниченной

Композиция «Жизнь треугольников» 6 / 4 ч. Создание произвольной фигуративной композиции в
цветовой палитре.
Интуитивные поиски в расположении геометрических фигур, их размеров, их цвета для выявления идеи композиции и композиционного центра работы.
Использование элементов проксемики в создании смыслового посыла.

Слайд 29

Композиция «Жизнь треугольников»

Композиция «Жизнь треугольников»

Слайд 30

Композиция «Букет» (мой опыт)

Создание произвольной абстрактной букетной
композиции различными пластическими

Композиция «Букет» (мой опыт) Создание произвольной абстрактной букетной композиции различными пластическими средствами (живопись, аппликация, компьютерная графика)
средствами
(живопись, аппликация, компьютерная графика)

Слайд 31

Композиция «Букет для Героя (Героини)» 7 / 4 ч.

Создание произвольной абстрактной букетной

Композиция «Букет для Героя (Героини)» 7 / 4 ч. Создание произвольной абстрактной
композиции из обрезков цветной бумаги.
Интуитивные поиски визуального равновесия хаотичного движения цветовых пятен.
Структурность в выделении композиционного центра.

Слайд 32

Композиция «Игра слов» 8 / 6 ч.

Скупая палитра цвета

Композиция «Игра слов» 8 / 6 ч. Скупая палитра цвета и максимально
и максимально
возможная градация тона - от белого
к угольно - чёрному.
Использование элементов проксемики в создании смыслового посыла.

«Взаимоотношения» объектов - букв (слова) и фонового поля - пространства.

Различные взаимодействия (гармоничные или конфликтые) слова и фона.

Слайд 33

Портрет «Человек-растение» 9 / 10 ч.

Великий выдумщик и уникальный живописец ХVI века,

Портрет «Человек-растение» 9 / 10 ч. Великий выдумщик и уникальный живописец ХVI
Джузеппе Арчимбольдо создал множество оригинальных аллегорических картин, предвосхищая появление сюрреализма.
Испробовать свои силы в создании такого, необычного во всех смыслах портрета, - замечательная возможность для любого юного творца.

Слайд 34

«Человек-растение» Работы учащихся изостудии

«Человек-растение» Работы учащихся изостудии

Слайд 35

Заключение

Удивительно, как в ХХI веке инструменты художественного творчества и абстрактного мышления, их

Заключение Удивительно, как в ХХI веке инструменты художественного творчества и абстрактного мышления,
средства выразительности, взятые из мастерских художников, становятся приёмами инновационного образования. Мир искусства создаваемый художниками может не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы и явления в окружении Человека осознаются им. Но он однозначно необходим цивилизации, чтобы увидеть себя со стороны, открыть особенное в обыденном, представить перспективы.
«Дети должны получить от родителей, во-первых, корни, во-вторых, крылья» (мудрое изречение). Наши дети в подавляющем большинстве не посещают музеи искусств, выставки, не смотрят телеканал «Культура», читают только смартфоны. И часто даже не подозревают о существовании рядом богатого мира культуры и искусства. Система заданий «На пороге искусства» позволит подросткам иначе взглянуть на себя, на окружающих. Усложнит или упростит их представления о мире и расширит их кругозор, приоткрыв тайны творчества.

Слайд 36

Литература

Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования: учебник для худож. учеб. заведений; К.:

Литература Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования: учебник для худож. учеб. заведений;
Высшая школа, 1988 г., - 191с., ил.
Шон Адамс. Терри Ли Стоун. Дизайн и цвет. Практикум. Реальное руководство по использованию цвета в графическом дизайне.- М. :КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020.-240с.: ил.
Окрух В.И., Окрух И.Г. Пропедевтика: учебно – методическое пособие/ Окрух В.И., Окрух И.Г. ; Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского. – Красноярск, 2019, - 64 с.: ил.
Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте. Методические материалы Москва, ВНИИТЭ. 1989 с.116
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Краткие словари художественных терминов. 5-8 классы, Обнинск: Титул. 1996 г.- 80 с., ил.
Беляев. А.А. Эстетика. Словарь. - М.: П., 1989.- 447с.
Большая иллюстрированная энциклопедия искусств; - М.: Махаон, 2011 г.- 487с.: ил.
Использованы иллюстрации из интернета и личных коллекций.
Имя файла: На-пороге-искусства.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0