Народная глиняная игрушка

Содержание

Слайд 2

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для
для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Не придавали значения мастера игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отделенных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Слайд 3

Дымковская игрушка

Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой

Дымковская игрушка Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой
и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.

Слайд 4

Образы дымковской игрушки:
Барыни в пестрых юбках
Бравые кавалеры и всадники
Важные

Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Бравые кавалеры и всадники Важные
петухи и индюки
Водоноски, кормилицы, няни
Женихи и невесты
Бараны, кони, коровы
Веселые карусели

Лепка
Дымковскую игрушку лепят по частям, используя красную глину. Приступая в выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку – широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами.
Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Слайд 5

Роспись дымковской игрушки

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос,

Роспись дымковской игрушки Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций
клеток, кругов, круглых пятен.
Обычно роспись строиться по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

Слайд 6

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе
Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.
Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

Слайд 7

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня,

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник,
всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к себе внимание .

Слайд 8

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета,
цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.
Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

Слайд 9

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области.
Производство игрушки сопутствовало

Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному
старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.
В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Слайд 10

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней.
колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама.
Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.

Слайд 11

Абашевская игрушка

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание

Абашевская игрушка Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях.
гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.

Слайд 12

Городецкая игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы,

Городецкая игрушка Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы,
но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941).

Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием. В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985).

Слайд 13

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют
тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Слайд 14

Скопинская игрушка

Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской

Скопинская игрушка Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской
области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.
Имя файла: Народная-глиняная-игрушка.pptx
Количество просмотров: 551
Количество скачиваний: 13